В дверь постучали один раз. «ИТ-аудит», — догадался Штирлиц

Меня зовут Егор Харченко, я руководитель направления по развитию инфраструктурных сервисов и учета активов в «Лаборатории Касперского». Наш отдел отвечает за инфраструктурные сервисы, которые помогают жить и работать сотрудникам компании: корпоративную почту, unified communications, наше внутреннее облако, печать, рабочее место, антивирусную защиту и так далее. Ну и, конечно, мы отвечаем за учет всех материальных и нематериальных активов.

В статье я расскажу про наш опыт выстраивания взаимодействия с аудиторами, опишу паттерны ролевого поведения, а главное — объясню, как при этом извлечь максимальный профит для себя и своего отдела.

В дверь постучали один раз. «ИТ-аудит», — догадался Штирлиц - 1

Если в вашей компании существует отдел внутреннего аудита, то рано или поздно в вашу дверь постучат. Для чего? Аудиторы хотят провести беспристрастный анализ, оценку и расчеты того, как вы работаете и какой результат выдаете на-гора. Далее вам порекомендуют, что надо менять, убирать, дополнять и далее по списку.

А дальше часто возникает конфликт интересов, где каждая из сторон считает себя правой. Например, аудируемый руководитель подразделения может быть убежден, что аудиторы не понимают структуру и то, чем его отдел занимается, и их предложения лишь номинально повлияют на функционирование команды и процессов. Аудиторы же могут быть уверены в том, что руководитель упрямится, воспринимая любые предложения как претензию на несостоятельность или отсутствие компетентности. Ситуация неприятная, и кажется, что выйти из нее без конфликтов не получится.

Итак, в дверь постучали один раз…

Моя отсылка к бородатому анекдоту в заголовке неспроста — ситуации, происходящие между аудитором и менеджером, чаще всего несколько театральны, так что иногда от уважаемого читателя будет требоваться немного воображения.

Разворачивается сцена. В ней в главной роли — менеджер процесса, который устал от бесконечной рутины, проектов импортозамещения и, конечно, time-driven проектов (то есть когда надо сделать что-то к определенной дате). И тут входит аудитор…

Обычно в компаниях аудит живет согласно N-годовому циклу — когда есть заранее согласованный план проверок, в котором расписано, кого и когда мы будем проверять. Поэтому чаще всего для проверяемого аудит не является новостью. Увы, это не всегда так. Но все же давайте представим, что к вам вломились постучались по графику.

Шаг 1. Больше деталей и ясности

Сроки оговорены, аудит начался. И-и-и… Бесконечные интервью, встречи, протоколы, представление артефактов… А главное — взаимное непонимание. То самое, о котором я писал в самом начале.

Тут вам стоит всегда держать в голове мысль, что аудитор, как правило, не погружен в предметную область так же глубоко, как вы. Это не хорошо и не плохо, это — данность.

Поэтому на встречах с аудиторами стоит более детально рассказывать (под запись, конечно )) про ваши процессы и специфику деятельности. Ваша задача — сделать так, чтобы аудитор начал понимать работу вашего отдела и ее многочисленные нюансы так же плотно, как вы. Если этого не сделать, то следующие шаги будут попросту бессмысленны.

Например, аудитор указывает, что в офисе вашей компании на условном Мадагаскаре есть свободные лицензии на программный продукт Х, в то время как в Московском офисе их не хватает; и когда приходят дополнительные «московские» заявки, то вы покупаете новые. «Кажется, вы неэффективны», — говорит аудитор.

Тогда вы начинаете рассказывать, что у вас разные юридические лица и что, согласно лицензионному соглашению с компанией Х, вы не можете купить лицензию для юрлица А и отдать ее юрлицу Б или наоборот.

Что ж, таких ситуаций у вас будет вагон и маленькая тележка. Наберитесь терпения и готовьтесь — других вариантов нет. :-/

Шаг 2. Принимаем, отвергаем, ищем компромисс

Аудит уже идет довольно долго, копятся замечания. И в этот момент волей-неволей начинается рефлексия. Приходит понимание, что какие-то замечания аудиторов вы поддерживаете, а другие отрицаете. Что-то вообще не замечалось, или же замечалось, но руки не доходили, или вообще оно казалось неважным.

Так рефлексируете вы, рефлексируете, и наконец подходите к аудитору и говорите что-то в таком духе: «Слушай, дружище, я тут вчера посидел, подумал, пообщался с коллегами. Мы вот ту штуку, которую ты нашел, можем, наверное, вот так решить. Как ты смотришь на это?»

Кстати, «решить» — это не то, о чем вы могли подумать.

Давайте предметно. Допустим, у вас в компании больше 5000 человек. Это более 5000 рабочих станций. Постановка на учет, выдача, учет, замена, утилизация, передача на благотворительность. И еще масса всякой мелочевки, которая вообще не учитывается: мышки, картриджи, зарядки. Если бы мы пытались все это учитывать, то либо сошли бы с ума, либо нам пришлось бы держать непомерно раздутый штат сотрудников. И здесь, увы, есть возможность коррупционной составляющей. И чтобы проверить, все ли в этом смысле нормально, как раз и приходят аудиторы. «Давайте, что там у вас? Рассказывайте, показывайте. Есть процесс? Есть описание? У вас написано, что у вас есть Linux-сервер в дата-центре по такому-то адресу, стойка номер пять, ряд третий, — а поехали, проверим, он там или нет».

У меня просто нет возможности договориться с аудиторами — мол, пойдем сейчас посидим, договоримся, чтобы проверочка нормально прошла. Нет, это не прокатит. Потому что их работу тоже будут проверять, а главное — у них совершенно иное руководство со своими целями и KPI. У нас в компании разные, скажем так, вертикали, работающие под разными топ-менеджерами. Есть ИТ, есть ИБ, есть СБ, есть аудиторы и так далее. Все друг друга кроссопыляют и кроссконтролируют. И при этом все друг от друга независимы.

И дальше: «Да слушай, нормально». Или: «Ну, так, наверное, не очень. Все равно мы риск закрыть не можем. Предлагаем тебе, допустим, сделать вот так, вот так, вот так».

А дальше, если шаг 1 у вас был не для галочки, вам самому захочется сделать из аудитора ментора, который может помочь решить найденные проблемы. В процессе этого самого диалога и поиска компромиссов вы просите совета, просите поделиться экспертизой или вообще впрямую спрашиваете, как бы поступил сам аудитор на вашем месте.

И если вам повезло и ваш аудитор — реальный эксперт, начитанный, насмотренный, то в результате вы с аудитором не только обретете взаимную профессиональную гармонию, но и получите роадмап повышения зрелости ваших процессов.

Шаг 3. Составляем план, создаем процесс

Итак, наконец аудит закончился. К какому результату вы пришли?

Любой аудит завершается отчетом, который описывает не только, что и как у вас проверяли, но главное — найденные риски и их приоритизацию. И по этому отчету у вас должно быть полное согласие с аудитором — в таком случае и ваш руководитель, и руководитель аудиторов поймут, что ситуация становится контролируемой: выявлено то-то, сделать надо то-то, для этого есть такой-то процесс и вы оба с этим согласны.

Далее вы планируете реализацию этих мер и по итогу возвращаетесь к аудитору. «Смотрите, друзья, во время аудита вы нашли вот такие риски, мы вот так их закрыли. Вы с этим ок или нет?» Если ок, то риск можно считать закрытым.

Самое интересное здесь то, что эту активность важно превратить в некое подобие цикла Деминга. Аудит -> Отчет по аудиту -> Каталог рисков -> План по исправлению -> Исправление -> Аудит и так далее. Таким образом, хотите вы того или нет, но зрелость ваших процессов будет расти после каждого пройденного круга.

В дверь постучали один раз. «ИТ-аудит», — догадался Штирлиц - 2

Собираем зрелые плоды от процессов

Чтобы не быть голословным, хочу привести пару наших собственных не попадающих под NDA примеров «аудита здорового менеджера».

Допустим, аудитор задает вопрос: «У вас так много оборудования на складах, а мы еще новые дата-центры заказываем. Зачем?» Начинаем объяснять, что часть оборудования б/у, часть оказалось невостребованной. А сами думаем: «И правда, может, что-то с этим сделать?» В результате сделали «Магазин свободного железа», когда какая-либо команда, запрашивающая оборудование для сервера, получает ответное письмо с предложением посмотреть похожее железо в нашем внутреннем магазине. Если их все устраивает, то остается только сформировать запрос и получить. Более того, если оборудование б/у, то команда получает его бесплатно, а если это новое невостребованное оборудование, то на тех, кто забрал железо, дотируется часть затрат той команды, которой этот хард оказался не нужен, чтобы сбалансировать их бюджеты.

И конечно, оптимизировали процессы, чтобы железо просто так не пылилось. Теперь у заказавшей железо команды есть некий срок, в течение которого оборудование необходимо забрать. Как только хард прибыл, то пингуют ответственного. Если он не забирает, то дальше начинают пинговать руководителя, а потом (если, конечно, не было предоставлено никакого смягчающего обоснования), оборудование возвращается в магазин, и забрать его может любая другая команда.

Еще один пример — инвентаризация для управленческого учета. Как известно, по законодательству раз в три года все должны проходить инвентаризацию основных средств. Это долго, дорого, сложно (часть на удаленке, часть на гибриде — всех не обойдешь), но нужно.

Мы придумали такой порядок. Делаем ежемесячную рассылку на один из 12 сегментов сотрудников компании. По ссылке человек попадает в специальную систему учета, где приведено все оборудование, которое у него есть. Хочешь что-то сдать — отмечай, придут, заберут. Если вдруг что-то отсутствует, начинаем разбираться. 12 сегментов — 12 месяцев, то есть полный цикл актуализации составляет один год.

Аналогично аудиторы часто уточняют насчет софта: почему кто-то из сотрудников не использует лицензии тех сервисов, которые на него записаны. Что с хардом, что с софтом есть разные причины: уволился, перешел в другой отдел, ушла в декрет и так далее. И мы точно так же ищем невостребованные лицензии и передаем их тем, кому они нужнее. Или, если сотрудник уходит из компании, направляем письмо его менеджеру, чтобы уточнить, что делать с его лицензиями и кому их передать. 

Что в итоге?

Моя главная мысль: внутренние аудиторы — это счастье. Это возможность найти те недостатки, которые у вас почти наверняка есть, — как говорится, «здоровых людей не бывает, есть недообследованные» :))

Главное — превратить процесс аудита и исправления ошибок в цикл. Пара-тройка циклов — и ваши процессы уже другие, они выросли и стали совершеннее. А из такого отношения к аудиту, в свою очередь, могут родиться и внутренние продукты, и даже интересные проекты, что опять же будет на пользу и вам и компании.

Автор: Egor767

Источник

Оставить комментарий