Супер-успешные компании
От переводчика: Sam Altman, успешный предприниматель из Калифорнии, делится своими наблюдениями по поводу того, что общего у самых успешных компаний. Сам Sam Altman, основавший компанию Loopt, которой удалось привлечь $30 миллионов венчурного капитала, входит в число партнеров Y Combinator. BusinessWeek назвал его одним из «Лучших технологических предпринимателей».
В последнее время я стал задумываться о том, чем занимались очень успешные компании, пока были очень молодыми. И составил вот такой список. Он основан на личном опыте, и я уверен, что у него есть много исключений. И хотя многие не такие успешные стартапы тоже выполняют некоторые из этих пунктов, я думаю, что в попытке соответствовать шаблонам нет ничего плохого.
* Они одержимы качеством продукта/опыта. Почти слишком одержимы, они тратят много времени на детали, которые на первый взгляд не очень важны. Учредители этих компаний реагируют так, будто они чувствуют физическую боль, когда что-то идет не так с продуктом или пользователю оказывают плохую поддержку. Хотя они верят в ранний запуск и циклы, эти люди не собираются размениваться на плохой продукт. (Это не повод откладывать запуск. Вы, наверное, и так с ним медлите).
Из-за этого они стараются не ставить никого между собой и пользователями. Учредители таких компаний также занимаются продажей и поддержкой самих клиентов.
* Они одержимы талантами. Учредители гордятся качеством своей команды и делают все возможное, чтобы к ним присоединялись лучшие из лучших. Говорят, что они нанимают лучших специалистов, но лучшие учредители не идут на компромисс. Если они действительно ошибутся при найме, то очень быстро это исправят.
И они нанимают очень медленно. Они не получают никакого кайфа от простого обладания подчиненными и в начале сами делают грязную работу.
Из-за этого они сосредоточены на формировании правильной культуры компании.
* Они могут объяснить видение компании в нескольких понятных словах. Это самое поразительное отличие от компаний, которым нужно несколько сложных предложений, чтобы ответить на этот вопрос, ведь хорошего в этом мало. Кроме того, они могут сформулировать, почему добьются успеха там, где другие не смогли, и у них есть четкое представление о том, почему их рынок лучше всех.
В общем, язык у них подвешен очень хорошо.
* Они начинают получать доход очень молодыми. Часто уже при получении первого пользователя.
* Они жесткие и спокойные. Учредители великих компаний всегда жесткие и невозмутимые. Стартап может умереть в любую секунду — иногда по несколько раз в день — и иногда кажется, что основатели действительно успешных компаний смогут вытащить пистолет и застрелить преступника, не теряя нити размышлений.
Такой образ можно себе создать; я видел, как не самые уверенные в себе учредители очень быстро преображались.
* Они стараются сократить расходы. В дополнение к медленному найму, вначале они очень скромны. Интересно, что компании, которые не делают этого (и обычно проваливаются), часто оправдываются тем, что «широко мыслят». Когда дела наладятся, они смогут увеличить расходы, но все равно будут тратить только там, где это имеет значение.
* Они делают продукт, который по душе небольшому числу пользователей. Пол Бакхайт стал первым, от кого я это услышал, но это действительно так. Успешные стартапы почти всегда начинаются с ядра из супер-счастливых пользователей, которые становятся очень зависимыми от продукта, а уже затем компания идет дальше. Если начинать с чего-то, что нравится огромному количеству людей, чаще всего это не сработает.
* Они органично растут. И, как правило, скептически относятся к неорганическим стратегиям, например, крупным партнерским сделкам и, в меньшей степени, PR. Они, естественно, не поднимают шум в прессе по поводу запуска своего стартапа. Посредственные учредители сосредотачиваются на мощном PR, чтобы соответствовать своим представлениям о росте.
* Они ориентированы на рост. Учредители всегда знают количество своих пользователей и доходов. И готовы сразу назвать вам эти цифры. У них есть цели, которых они пытаются достичь в течение следующей недели, месяца и года.
* Они держат баланс между ростом и стратегиями в будущем. У них есть четкие планы и твердое мнение о том, что они собираются создать, и никто не сможет отговорить их от этого. Но они больше сосредоточены на данном моменте и не спешат строить стратегические планы на несколько лет.
Еще один момент, в котором проявляется эта черта, это первые проекты «подходящего размера». Нельзя сразу перескочить от ничего к огромной компании, сначала нужно основать что-то не слишком большое и не слишком маленькое. Кажется, у них есть врожденный талант определения подходящего размера проектов.
* Они занимаются мелочами. Пол Грэм писал об этом. Лучшие учредители заходят очень далеко.
* Они готовы на все. В запуске стартапа есть и грустные моменты. Посредственные учредители пытаются нанять людей, которые будут заниматься тем, что им самим не по душе. Великие же просто делают все, что находится в интересах компании, даже если они не «фанатеют» от такой работы.
* Они хорошо расставляют приоритеты. Каждый день мы можем выбирать из 100 вещей, которыми стоит заняться. Можно пойти оторваться или провести время на сетевом ивенте или вроде того, что, вероятно, было бы полезно в середине 90-х. Учредители, которые стали действительно успешными, готовы на все, чтобы достичь своих двух или трех приоритетов за день (и они могут правильно определить, чем стоит заняться), при этом игнорируя другие цели.
* Учредители вежливые. Я уверен, что это не всегда так, но самые успешные учредители, которых я знаю, приятнее обычных людей. Они строгие, они любят соревноваться, они безжалостны, но все равно это хорошие люди.
* Они не хотят просто притворяться, что запускают стартап. Они заботятся о том, чтобы достичь успеха, а не о том, чтобы выглядеть успешным. Обладание «настоящей» компанией не дарит им особой радости, они не тратят много времени на собеседования с юристами и бухгалтерами и не ходят на сетевые ивенты и т.п. Они хотят выиграть и не заботятся о том, как при этом выглядят.
Одна из причин, по которой этот пункт очень важен, состоит в том, что они готовы работать над вещами, которые кажутся тривиальными, например, над веб-сайтом, который позволит вам переночевать на надувном матрасе в чьем-то доме. Большинство отличных идей изначально кажутся плохими, и если внешняя оболочка для вас важнее всего, то вам не понравится, если кто-то будет над вами смеяться. Но на самом деле лучше основать смешную компанию, которая будет постоянно расти, чем компанию с красивым офисом, которая кажется серьезной, но через полгода закроется.
* Они знают, как делаются дела. Посредственные учредители тратят много времени на разговоры о грандиозных планах, лучшие же могут работать над вещами, которые кажутся малыми, но делают это чрезвычайно быстро. Каждый раз, пока вы говорите с ними, у них что-то выполняется. Даже если они работают над крупными проектами, то все равно делают их по кусочкам и показывают очевидный прогресс — они никогда не исчезают на год и не сдают огромный проект за один день. И они надежны — если они скажут вам, что сделают что-то, то так оно и будет.
* Они быстро двигаются. Они быстро принимают любые решения. Они быстро отвечают на электронные письма. Это одно из самых ярких различий между великими и посредственными учредителями. Великие учредители работают как машины.
Автор: cigulev