Организованный фриланс. Часть 1
В данной статье я хотел бы поделиться собственным опытом создания компании, не обремененной месторасположением. Лично мы называем это организованный фриланс.
В чем суть:
Во-первых, все исполнители в нашей команде – это фрилансеры. Они достаточно самостоятельны, постоянно развиваются профессионально, их не нужно заставлять работать, они уже мотивированны и ведут образ жизни, который им нравится.
Во-вторых, у нас нет и никогда не будет офиса как такового, что дает свободу всем участникам команды, плюс сокращает значительные расходы для клиента, в чем наше преимущество перед большими неповоротливыми студиями и агентствами.
В-третьих, вся работа выполняется сдельно, существуют премии, бонусы, но не оклады, что заставляет участников команды быть заинтересованными в высоких результатах, в больших объемах работы.
Все эти факторы решают много проблем на рынке, причем как со стороны клиента, так и со стороны исполнителя.
Плюсы для клиента: нет переплаты за офис и большой штат сотрудников. Решается проблема с «кидаловом» со стороны обычных фрилансеров, которых еще и нет необходимости подбирать.
Плюсы для фрилансеров: нет необходимости постоянно искать для себя заказы, что позволяет сосредоточиться на работе. Есть партнеры, которые могут взять на себя все остальные функции по созданию продукта. Руководитель проекта, как правило, является связующим звеном и сглаживает все углы при работе с клиентом, что является одним из главных плюсов, вся работа проходит с человеком из своей команды, это исключает необходимость подстраиваться под каждого клиента и находить с ним общий язык.
Также, учитывая большую скорость развития технологий, команда подобного рода намного быстрее приспособится к изменениям, нежели неповоротливая студия с штатом и фиксированной оплатой.
Руководитель
Если вы решились создать компанию подобно нашей, то в этой главе речь пойдет о вас.
Организованный фриланс должен быть кем-то управляем. И не бойтесь, что после того как вы организуете команду о вас забудут. Работы у вас хватит всегда.
Цели задачи
На начальном этапе задач у вас будет предостаточно, далее вы уже сможете выбрать, чем именно хотите заниматься в собственной команде.
Во-первых, это организация всего процесса работы студии: обеспечение инструментария, поиск исполнителей, контроль процесса работы над заказами и много чего еще. Во-вторых, это поиск клиентов и работа с ними. Т.е. условно делим две базовые функции: продажи и работа над продуктом.
Разрешение
Для выполнения этих функций вам будет необходим определенный багаж знаний. Как правило, люди имеют знания либо в сфере продаж и получается ужасный продукт, постоянные конфликты со своей командой, либо же отсутствие минимальных знаний по продажам и ведению бизнеса, такое часто встречается среди обычных фрилансеров, решивших открыть свою студию. Для чего все это необходимо?
Независимо от степени профессионализма сотрудников, руководитель должен разбираться в продукте и иметь возможность разговаривать с ними на одном языке, вникать в суть происходящего. Руководитель должен сосредоточиться на общих вопросах продукта, а сотрудники – на частностях. Задача руководителя – оптимизировать временные и трудовые затраты, решая многие вопросы с клиентом на стадии переговоров, просто понимая, что ему необходимо и как этого добиться.
Вы должны разбираться в продукте, дабы не допустить разлада в команде и затягивания сроков. Поэтому, решившись на создание собственной компании, вам необходим определенный профессиональный багаж знаний о каждом этапе разработки. Я видел достаточно реальных примеров из жизни, когда так называемые предприниматели, просто найдя фрилансера, который делает корявый продукт, полностью сам, писали прайс-лист и шли искать клиентов. Дальше, наобещав гору всего, совершенно не понимая, как происходит процесс, затягивали сроки с недели до 3-4 месяцев, при этом оставаясь в долгу, т.к. фрилансер не захотел наниматься в рабство и пришлось искать новых исполнителей за тот же бюджет.
Если вы идете в новую сферу для себя – наберитесь знаний и сделайте несколько проектов по себестоимости, чтобы понять, как все устроено, не беритесь покорять крупные проекты, не понимая процесса разработки и не имея хороших исполнителей.
К примеру, если вы собрались создавать лендинги, то минимальный пакет знаний будет примерно такой: принципы работы лендингов, воронка продаж, как пишутся и строятся тексты для лендигов, что такое верстка (html, css), что такое скрипты, cms системы, контекстная реклама, smm, seo, специфика веб-дизайна, основы работы в фотошопе, домены, хостинг.
Вы не должны быть гуру во всех этих вопросах, но должны иметь сложенную картинку как все эти вещи взаимосвязаны, как будет происходить процесс создания. Для этого же примера минимальный набор действий будет такой: составление технического задания, создание структуры и написание текстов, отрисовка макета в фотошопе, отправка на верстку, подключение скриптов, покупка домена, хостинга, загрузка сайта.
Конечно, все это не претендует называться истиной и можно разбираться по ходу, уже начав работать, вполне вероятно это будет эффективней, но тогда будьте готовы к проблемам с командой.
Помимо знаний о продукте, вам необходимы знания и о бизнес-процессах, чтобы не упасть в грязь лицом перед заказчиком. Необходимо понять, для чего нужен продукт заказчику, какие проблемы он должен решить. Необходимо знать, как работает воронка продаж, что такое ROI, конверсия и прочие вещи. Чего правда иногда не знает и сам клиент.
Возможно, для вас сейчас это страшные слова, но чтобы более-менее вникнуть во все эти вещи, вам понадобится неделя, которая гораздо облегчит вам дальнейшую работу.
Мост между интровертами и экстравертами
Не смотря на то, что я написал достаточно много разных вещей, которые вы должны сделать, основная задача для вас – это соединения экстравертных предпринимателей и интровертных фрилансеров. Зачастую фрилансеры, если это не студенты без опыта, имеют очень крутые навыки по разработке, но не могут уживаться в коллективе, не могут подстраиваться под работодателя и просиживать время в офисе. И то, что все фрилансеры – это лентяи, которые решили подработать на пиво, – это чепуха.
Лично я выделяю два режима работы: режим творца и режим управленца, которые помогут разобраться нам, что к чему.
Представим обычный день менеджера, он наполнен кучей маленьких дел, встреч, звонков, писем, платежей и прочего. Он похож на спринтера, который раз за разом делает маленькие забеги на короткие дистанции. Активная смена деятельности, точный график, ежедневник.
В противовес этому идет размеренная вдумчивая работа, скажем программиста или дизайнера. Отвлечь их на полчаса совещания – значит убить часа 3 работы. Им тяжело выходить из творческого процесса и уж тем более работать с клиентами.
Поэтому необходим человек, который будет понимать специфику работы обеих сторон. Таким человеком будете являться вы. На начальных этапах это будет вашей драмой, вам будет приходиться вникать в проекты с головой и параллельно работать с клиентами, звонками. Но данный момент необходимо пережить, а далее выбрать сторону, на которой вам будет комфортнее, отдав работу над проектами проджект-менеджеру или же продажи и клиентов сейлз и аккаунт-менеджерам, а может и то и другое. Об этом мы поговорим позже более подробно.
Сейчас главное усвоить, что вы должны обеспечить мост между бизнесменами и творцами.
P.S.: На сегодня все, если будет интересно, то в следующей статье я расскажу о работе с исполнителями.
Автор: IdefixPro