Построение СУИБ: С чего начать?

Доброго времени суток, уважаемые!
Давно не писал на Хабр, не было времени, много работы было. Но теперь разгрузился и сформировались мысли для нового поста.

Общался с одним из товарищей, на которого взвалили труд по ИБ в организации (товарищ сисадмин), и он просил рассказать с чего начать и куда двигаться. Немного привёл мысли и знания в порядок и выдал ему примерный план.
К сожалению, такая ситуация далеко не единична и встречается часто. Работадатели, как правило, хотят что бы был и швец и жнец и на дуде игрец и всё это за один прайс. К вопросу о том, почему ИБ не нужно относить к ИТ я вернусь позже, а сейчас всё-таки рассмотрим с чего вам начинать, если такое случилось и вы подписались на подобную авантюру, то есть создание системы управления информационной безопасностью (СУИБ).

Анализ рисков

Практически всё в ИБ начинается с анализа рисков, это основа и начало всех процессов в безопасности. Проведу краткий ликбез в этой области, так многие понятия не очевидны и чаще всего путаются.
Итак есть 3 основных понятия:

  • Риск
  • Вероятность реализации
  • Уязвимость

Риск — это возможность понести какие-либо потери (денежные, репутационные и тд), в связи с реализацией уязвимости.
Вероятность реализации — это насколько вероятно, что данная уязвимость будет эксплуатирована для реализации риска.
Уязвимость — непосредственно брешь в вашей системе безопасности, которая с некоей долей вероятности может нанести вред, то есть реализовать риск.

Есть множество методик, различных подходов к управлению рисками, расскажу об основах, остальное вам на первых парах в становлении СУИБ и не понадобится.
Итак вся работа по управлению рисками сводится либо к снижению вероятности реализации, либо к минимизации потерь от реализации. Соответственно риски могут быть приемлемыми и неприемлемыми для организации. Приемлемость риска лучше всего выражать в конкретных суммах потерь от его реализации (в любом случае даже, вроде бы, неосязаемые репутационные потери в итоге выливаются в упущенную прибыль). Необходимо решить с руководством какая сумма для них будет порогом приемлемости и сделать градацию (лучше 3-5 уровней для потерь). Далее сделать градацию по вероятности, так же как с потерями и потом оценивать риски по сумме этих показателей.
После проведения подготовительной работы, выделите реальные уязвимости вашей организации и проведите оценку рисков их реализации и потерь. В итоге вы получите 2 набора рисков — приемлемых и неприемлемых. С приемлемыми рисками вы просто смиритесь и не будете предпринимать активных действий по их минимизации (то есть мы принимаем, что минимизация этих рисков будет нам стоить дороже потерь от них), а с неприемлемыми есть 2 варианта развития событий.

Минимизировать — уменьшить вероятность возникновения, уменьшить возможные потери или вообще предпринять меры по устранению риска (закрытие уязвимости).
Передать — просто переложить заботы о риске на другое лицо, к примеру застраховать организацию от случаев наступления риска или передать актив, подверженный риску (к примеру перенести сервера в дата-центр, таким образом за бесперебойное питание и физическую сохранность серверов будет ответственнен дата-центр).

Масштабы

В первую очередь, конечно же, необходимо оценить масштабы бедствия. Я не буду касаться моментов по защите персданных, по этому поводу уже куча статей, есть описанные не раз практические рекомендации и алгоритмы действий.
Напомню также, что информационная безопасность — это в первую очередь люди, так что нужна нормативная документация. Что бы написать её, для начала нужно понять что туда вписывать.
Основных документов для ИБ в этом плане 3:

  • Политика информационной безопасности
  • Концепция информационной безопасности
  • Положение о коммерческой тайне (конфиденциальной информации)
Политика информационной безопасности

Ваш основной документ, настольная книга, Библия и другие громкие названия. Именно в ней описаны все процедуры по ИБ, описан уровень безопасности, которому вы следуете в своей организации. Так сказать — идеальный срез безопасности, задокументированный и принятый по всем правилам.
Политика не должна быть мертвым грузом, документ должен жить, должен изменяться под влиянием новых угроз, веяний в ИБ или пожеланий. В связи с этим политика (как, в принципе, и любой процессный документ) должна регулярно пересматриваться на предмет актуальности. Лучше делать это не реже 1 раза в год.

Концепция информационной безопасности

Небольшая выжимка из политики, где описаны основы безопасности вашей организации, нет никаких конкретных процессов, но есть принципы построения СУИБ и принципы формирования безопасности.
Этот документ скорее имиджевый, он не должен содержать никакой «чувствительной» информации и должен быть открытым и доступным для всех. Разместите его на своём сайте, вложите в лоток на информационном стенде, что бы ваши клиенты и посетители могли с ним ознакомиться или просто видели, что вы заботитесь о безопасности готовы это продемонстрировать.

Положение о коммерческой тайне (конфиденциальной информации)

В скобках указал альтернативное наименование подобного документа. По большому счёту, ком. тайна — это частный случай конфиденциалки, но отличий крайне мало.
В этом документе необходимо указать следующее: как и где хранятся документы, составляющие ком. тайну, кто ответственнен за хранение этих документов, как должен выглядеть шаблон документа, содержащего подобную информацию, что будет за разглашение конфиденциальной информации (по законодательству и согласно внутренним договоренностям с руководством). Ну и конечно же перечень сведений, составляющих, для вашей организации, коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными.
По закону, без предпринятых мер по защите конфиденциалки, у вас её как бы и нет :-) То есть сама-то информация вроде бы и есть, а вот конфиденциальной она являться не может. И тут есть интересный момент, что соглашение о неразглашении конфиденциалки подписывают в 90% организации с новыми сотрудниками, а вот мер, положенных по закону, предпринято мало у кого. Максимум перечень информации.

Аудит

Что бы написать эти документы, точнее, что бы понять что должно быть в них, нужно провести аудит текущего состояния ИБ. Понятно, что в зависимости от деятельности организации, территориальной распределенности и тд очень много нюансов и факторов для каждой конкретной организации, но есть несколько основных моментов, которые являются общими для всех.

Политика доступа

Тут 2 ветки — это физический доступ в помещения и доступ в информационные системы.

Физический доступ

Опишите вашу систему контроля доступа. Как и когда выдаются карточки доступа, кто определяет кому в какое помещение есть доступ (при условии, что помещение оборудовано СКД). Так же здесь стоит упомянуть систему видеонаблюдения, принципы её построения (отсутствие слепых зон в наблюдаемых помещениях, обязательный контроль входов и выходов в/из здания, контроль входа в серверную и тп). Так же не забудьте про посетителей, если у вас нет общей приёмной (да и при наличии её) стоить указать каким образом посетители попадают в контролируемую зону (временные пропуска, сопровождающий).
Для серверной, так же, должен быть отдельный перечень доступа с журналом посещений (проще, если в серверной установлена СКД и всё ведется автоматически).

Доступ в информационные системы

Опишите процедуру выдачей доступов, если используется многофакторная аутентификация, то и выдача доп идентификаторов. Парольная политика (срок действия паролей, сложность, количество попыток входа, время блокирования УЗ после превышения количества попыток) для всех систем, в которые выдаётся доступ, если у вас не Single Log On повсюду.

Построение сети

Где находятся сервера, имеющие доступ снаружи (DMZ), как к ним обеспечивается доступ изнутри и снаружи. Сегментация сети, чем она обеспечивается. Межсетевые экраны, какие сегменты они защищают (если есть внутри сети между сегментами).

Удаленный доступ

Как он организован и кто имеет доступ. В идеале должно быть так: только VPN, доступ только по согласованию с высшим руководством и с обоснованием необходимости. Если нужен доступ третьим лицам (вендоры, обслуживающий персонал и тд), то доступ ограничен по времени, то есть учетка выдаётся на определенный срок, после которого автоматически блокируется. Естественно, при удаленном доступе, любом, права необходимо ограничивать по минимуму.

Инциденты

Как они обрабатываются, кто ответственный и как построен процесс инцидент менеджмента и проблем менеджмента (если есть, конечно). По работе с инцидентами у меня уже был пост: habrahabr.ru/post/154405/ можете ознакомиться подробнее.
Так же необходимо определиться с трендами в вашей организации. То есть какие инциденты возникают чаще, какие несут больший вред (простой, прямые потери имущества или денег, репутационный вред). Это поможет в контроле рисков и проведении анализа рисков.

Активы

В данном случае под активами понимается всё, что требует защиты. То есть сервера, информация на бумаге или съёмных носителях, жесткие диски компьютеров и тд. Если какие-либо активы содержат «чувствительную» информацию, то они должны быть промаркированы соответствующим образом и должен быть перечень действия, разрешенных и запрещенных с данным активом, таких как передача третьим лицам, передача по электронной почте внутри организации, выкладывание в публичный доступ внутри организации и тд.

Обучение

Момент, о котором многие забывают. Сотрудникам нужно рассказать о мерах безопасности. Не достаточно ознакомления с инструкциями и политиками под роспись, 90% их не прочитают, а просто распишутся, дабы отвязались. Про обучение я тоже делал публикацию: habrahabr.ru/post/154031/ Там приведены основные моменты, важные при обучении и про которые не стоит забывать. Помимо непосредственно самого обучения, такие мероприятия полезны в плане общения между сотрудниками и офицером безопасности (красивое название, мне очень оно нравится :-). Можно узнать о каких-то мелких происшествиях, пожеланиях, да даже проблемах, про которые в обычном рабочем ритме вы вряд ли бы узнали.

Заключение

Вот, наверное, и всё, о чём хотелось поведать начинающим на поприще ИБ. Я понимаю, что подобным постом я, возможно, лишу какого-то своего коллегу работы, так как потенциальный работодатель просто возложит на админа эти обязанности, но я и огорожу многие организации от интеграторов-бракоделов, любящих выкачивать деньги за аудиты и пишущие многостраничные памфлеты ни о чём, выдавая их за нормативку (http://habrahabr.ru/post/153581/).
В следующий раз постараюсь рассказать об организации службы информационной безопасности как таковой.

P.S. если ставите минус, прокомментируйте, пожалуйста, дабы в будущем мне не допускать подобных ошибок.

Автор:

Источник

Оставить комментарий