Ошибки команд в акселераторе: как привлечь следующий раунд инвестиций

image
В акселератор попадают самые сильные проекты, которые, как правило, проходят несколько этапов отборa. И вроде бы все у проекта есть — сильная команда, жизнеспособная идея, рынок, конкуренты, мысли как развивать проект. Но потом что-то идет не так, и проект проваливается, так и не получив следующего раунда инвестиций.
В этом посте мы постараемся разобрать, что же пошло не так, и дадим советы, как избежать ошибок и лучше подготовиться к работе в акселераторе. Мы будем считать своей личной победой, если наш пост убережет хотя бы несколько команд от ошибок, позволит им успешно пройти акселерационную программу и привлечь следующий раунд инвестиций.

Так что же пошло не так?

Ошибка 1. Предприниматель по расписанию

Акселератор — это не только про деньги, а про интенсивное развитие проектов. А это, в свою очередь, невозможно без постоянных мастер-классов, обсуждений и консультаций с крутыми экспертами.

Да и в целом, в какой-то момент нужно сделать для себя выбор – работать на основной работе или заниматься проектом и сфокусироваться на нем. Невозможно быть предпринимателем по расписанию, с 9 до 5 работая на работе, а с 6 до 9 занимаясь проектом.

На наш взгляд, попадание в акселератор – это как раз та точка отсчета, когда нужно выбрать по какой оси вы пойдете – наемной или предпринимательской. Во-первых, когда основатели проекта работают на основной работе, то они, как правило, пропускают существенную часть мастер-классов и консультаций, и в итоге не получают ключевую ценность акселератора. Во-вторых, конкуренты тоже не дремлют и, выкладываясь на 100%, скорее всего, в итоге обгонят вас, в то время как работающим основателям очень сложно интенсивно развивать свой проект, они могут работать над ним только в фоновом режиме.

Мораль:
Если вы не готовы полностью сосредоточиться на проекте, то не стоит идти в акселератор, а лучше развивать проект в фоновом спокойном режиме, а потом уже идти за инвестициями, если получится.

Ошибка 2. Уход в продукт

Очень часто команды проектов влюбляются в свои проекты и вылизывают их до мелочей, вместо того, чтобы скорее бежать на рынок и спрашивать у своего потребителя, а несет ли продукт/услуга какую-либо ценность и делать ли продажи.

Часто вторая ошибка связана с первой: основателям кажется, что достаточно найти классных разработчиков и написать хорошее ТЗ, а самим можно спокойно заниматься другими проектами или работой. Но продукт не равен коду. Посмотрите вокруг себя – ни одни проект не провалился, потому что у них был плохой код, а вот проблемы с потребителями, конкурентами, логистикой и ценностями продукта были и будут всегда. Именно их и придется решать в режиме нон-стоп каждый день.

Мораль: Продукт – это не технология и не код. Постоянно тестируйте и улучшайте свой продукт, главное — как можно быстрее нащупать свою целевую аудиторию и гипотезы по ценности, которую-то несет ваш продукт.

Ошибка 3. «Я все знаю!»

Часто команды проектов решают «забить» на образовательные мастер-классы и встречи с экспертами, потому что «а мы уже это знаем/читали, лучше попилим продукт». (Например, в начале программы QIWI Universe команды проектов часто жаловались нам, что из-за интенсивного обучения у них нет времени поработать над проектом).

При этом команды упускают важные особенности образовательного процесса именно в акселераторе.

Во-первых, это эксклюзивность и практикоориентированность всех занятий. Одно дело сидеть на лекции рядом с сотней других таких же слушателей, совсем другое иметь доступ к крутому эксперту на несколько часов, который разбирает именно твой проект.

Во-вторых, все занятия в акселераторе обычно связаны между собой и дополняют друг друга. Например, бессмысленно тратить рекламный бюджет, когда у вас есть проблемы с юзабилити. Именно поэтому не стоит «забивать» на какой-то мастер-класс только потому, что «нам пока не нужна эта тема». В бизнесе очень многие процессы связаны и лучше понять это раньше, чем позже.

В-третьих, как правило, акселераторам по своим дружественным каналам удается пригласить известных экспертов и предпринимателей, которые в дальнейшем могут быть очень полезны командам своими обширными знакомствами. И этот шанс никак нельзя упускать!

Мораль: Если вы идете в акселератор за кратным ростом своего бизнеса, то нужно ходить на все мастер-классы и встречи с экспертами, а не просто сидеть и пилить продукт (это можно с успехом делать дома, не отдавая долю в проекте). Мы заметили, что в России в целом довольно высокомерное отношение к образованию, как к чему-то оторванному от реальности, и часто этот шлейф идет еще от институтских лет. Однако практика показывает обратное – лучшие результаты показывают те предприниматели, которые пытаются впитать максимальное количество полезных знаний и навыков из образовательной программы.

Ошибка 4. «Пните меня!»

Многие команды, попав в акселератор, думают, что команда акселератора будет постоянно ходить за ними по пятам и постоянно им что-то предлагать (познакомить с нужными людьми, сходить на конференцию и тд).

С одной стороны, это действительно так – на специальных traction meeting, которые происходят каждую неделю, команда акселератора обсуждаем все планы и достижения каждой из команд. Для многих команд это повод собраться и ускориться.

Но это вовсе не значит, что акселератор становится вашей няней. Просто потому, что сама команда лучше всех знает свой продукт и своего потребителя, а значит именно она и должна быть активной и говорить, чего ей не хватает и с кем ее познакомить.

Мораль: У команды акселератора обычно есть возможность решить очень многие ваши вопросы за счет своего опыта, связей и экспертизы, гораздо быстрее чем, если бы вы занимались этими вопросами сами. Но чтобы эту помощь получить, нужно сформулировать свои вопросы и задачи и не бояться их задать.

Ошибка 5. Соседи — это только грязная посуда и бесполезный треп

Акселератор — это уникальное место, где собирается сразу много талантливых ребят с перспективными идеями.

Но, как правило, команды слишком сосредоточены на своем продукте, и не пользуются теми возможностями, которые открывает перед ними экосистема акселератора.

Во-первых, другие команды акселератора могут стать первыми пользователями продукта и давать команде честный фидбэк, что в конечном счете может уберечь команду от пустой траты времени.

Во-вторых, проекты акселератора могут отлично дополнять друг друга и с точки зрения компетенций, и с точки зрения продуктов. Например, поделиться своим опытом, как что-либо настраивать или делать.

В-третьих, другие проекты – это тоже связи – контакты клиентов, разработчиков, подрядчиков. Многие соседи по коворкингу имеют опыт работы в компаниях, чьи, контакты, вы возможно и ищите.

Мораль: Тратьте время на обсуждение своего проекта с другими командами акселератора, не бойтесь попросить у них помощи. В общем, будьте более социальными!:)

Ошибка 6. «Я не услышал будильник»

Акселерационная программа — это марафон для команды проекта и, прежде всего, для основателей. Если ваш проект получил инвестиции, вы попали в акселератор – это не финиш, на котором стоит расслабляться, а только старт, после которого нужно начать работать еще интенсивней и не сбавлять темп.

К сожалению, многих команд расслабляет свободный график работы и вместо того, чтобы ускориться, они считают, что самое сложное позади, а потом удивляются, почему конкуренты их обогнали и получили инвестиции, а их проект не выжил.

Мораль: Если вы приняли решение идти в акселератор, заранее морально подготовьтесь, что придется много-очень много работать. Подумайте, в какое время вам комфортно начинать работать (например, с 11 утра) и возьмите за правило не отклониться от него. Этот прием отлично дисциплинирует в условиях свободного графика работы.

Автор:

Источник

Оставить комментарий