IT стартап в Европе или как мы начинали свой бизнес — Часть 2
Я продолжаю своё повествование о приключениях, успехах и неудачах, которые постигли нас на пути построения бизнеса с нуля. (Первая часть).
Собрав все данные воедино и оценив возможности, было решено сделать первые пробные закупки на вышеуказанных порталах. После почти месячного нервного ожидания, заветные коробочки были у меня в руках. Дабы разделить риски, я решил не прерывать связи со старыми клиентами, но и от способов найти новых (местных) я не отказывался. Решение пришло достаточно быстро — портал aukro.cz — аналог российского molotok.ru, единственной проблемой оставалось то, что данные площадки категорически запрещают продавать копии любых товаров, но меня почему-то в то время это особо не смущало. В качестве целевых товаров была выбрана мужская аксессуарика (часы, пояса, кошельки), а специально для русскоговорящей аудитории я заказал точные копии мобильных устройств, особенной популярностью пользовались копии телефонов Vertu и Nokia 8800, в различных её вариациях.
По счастливому стечению обстоятельств, приход первой партии выпал на предрождественский период и товары начали улетать как “горячие пирожки”, маржинальность была бешеной, но спустя месяц подобной деятельности, мне пришлось в спешном порядке сворачивать свою “лавочку”, а причины на то были самые веские, вплоть до депортации, но обо всем по порядку.
К сожалению или к счастью Чехия не Россия, и тут любой брендовый товар за цену в 2 раза ниже рыночной вызывает подозрение, как говорится “и хочется, и колется”, когда речь шла о фирменных мужских поясах, факт подделки было достаточно проблематично доказать, но все равно каждый второй спрашивал оригинал ли это или нет, мой ответ был прост — “куплено в Китае, продавец заявлял, что оригинал”, этого в 99% случаев было достаточно, так как качество продукции было действительно на высоком уровне, но попадались и более дотошные клиенты. Так один, купив часы Armani за цену в 100 евро вместо 390 евро, заявленных на сайте производителя, пошел с ними в официальный салон и получил там прямой ответ, что это не оригинал. Дальше начался шантаж и угрозы, которые я разрешил очень просто, попросив вернуть товар. Недолго думая, взвесив все за и против, клиент решил оставить их себе и больше не возвращался к этому вопросу. Это был первый “звоночек”, но возможности сверх прибыли не давали мне покоя, и я продолжал продавать.
Однажды мне позвонили местные “братки” и попросили продать копию Nokia 8800 Gold Arte, такая модель как раз была у меня на руках, и я согласился. Встречу назначили вечером возле метро. После 15-ти минутного ожидания подъехал черный “крузак”, меня усадили на заднее сидение и повезли «кататься». Один из покупателей достал оригинальный телефон и стал сравнивать, не найдя видимых отличий и оставшись довольным качеством, мне вручили 200 евро и, высадив на одой из улиц, умчались в темноту. Это был уже второй звоночек.
Но последней каплей было письмо, которое пришло от компании Nokia, в котором говорилось, что на таможне был задержан телефон Vertu, в связи с тем, что данный продукт не являлся оригиналом и был завезен нелегально, и что он будет подлежать уничтожению. В случае если подобное повторится, мне грозил штраф в 20.000 евро + депортация из страны. Поняв, что если уже после месяца продаж у меня начались такие проблемы, то продолжать в том же духе опасно да и просто иррационально. Для статистики напишу примерное ценообразование
Фирменные пояса закупались за 5-15$ продавались за 30-60$
Копии телефонов Nokia закупались за 50-80$, продавались за 160-200$
Копии Vertu — самый прибыльный сегмент, покупка 130-150$ долларов, продажа начиналась от 800$
Все выше перечисленные вещи были копиями 1:1 без всяких там вторых SIM карт или встроенных телевизоров.
В итоге, закрыв магазин и раздарив остатки продукции, я понял, что у меня на руках осталось денег всего лишь на 2-3 месяца жизни и нужно что-то думать. Близился Новый год, праздник меня особо не радовал, так как однажды почувствовав возможность неплохо заработать, тяжело отделаться от этой мысли, это как болезнь, сравнимая с золотой лихорадкой. Перспектив на будущее было мало, я уже начал просматривать рабочие объявления, представляя что опять придётся сидеть клерком в офисе, но судьба распорядилась иначе. Многие российские бизнесмены говорят что самые большие дела решаются в бане или на каком-нибудь застолье. Так вышло и у меня. Счастливый случай свел меня с моим будущим партнёром, прямо в канун Нового года.
Ещё в период, когда мой первый бизнес приносил дивиденды, я понимал, что это не может длится вечно. Для меня это было мелковато и, на самом деле, люди, ведущие успешный розничный бизнес — настоящие герои, так как ради одной продажи или заработка в 1-2 доллара приходится приложить титанические усилия, ведь каждый клиент на вес золота, особенно в начале пути (как пример можете почитать блог компании madrobots). Попутно с продажами постоянно приходилось решать мелкие проблемы, начиная с упаковки и несовпадении цветов, заканчивая выпадающими портами и неработающими кабелями (опыт работы с Китаем вообще заслуживает отдельного рассказа и как-нибудь я обязательно об этом расскажу). Чем больше я сталкивался с подобными проблемами, тем больше приходило осознание, что нужно переходить на опт, искать новые рынки и возможности массового сбыта. К тому времени мне удалось познакомиться с людьми, имеющими непосредственное отношение к крупнейшему чешскому интернет ретейлеру, то есть концепция бизнеса и рынок сбыта был почти в «кармане», дело оставалось за малым — финансированием.
Сидя за новогодним столом я все время прокручивал в голове различные варианты дальнейшего развития событий, заметив на моем лице выражение задумчивости, мой друг поинтересовался, что меня гложет. Не долго думая, я выложил свои идею. Она была нова и необычна. Стандартный род деятельности иммигрантов в Чехии — сдача или продажа квартир, туристический бизнес, работа, связанная с продлением виз или оформлением страховок. Так же я не упустил возможности пожаловаться, что все равно не получится найти финансирование проекта, так как большинство подобных стартапов загибаются уже в первый год существования, а конкуренция в области IT дистрибьюции настолько сильна, что корпорации-конкуренты спокойно “пережуют” тебя и выплюнут, даже не поперхнувшись. Еще одним фактором был мой возраст. Много ли вы встречали людей, способных доверить хоть какие-то ощутимые деньги 22 летнему студенту? Каково же было мое удивление, когда минуту спустя, он поднял бокал и сказал что у него есть кое-какие накопленные средства и он готов профинансировать проект. Это был первый, маленький камешек в фундаменте нашей общей международной дистрибьюторской IT компании. Нам пришлось «притащить» еще не одну тысячу булыжников, чтобы в дальнейшем выстроить прочную опору нашему стартапу, но об этом я расскажу в следующей части.
В продолжении:
- Поиск сотрудников или как мы чуть не прогорели в первые пол года
- Поиск продукции или как мы продавали электронику в минус
Автор: abangon