Модели управления: планом или нахрапом?

Мы привыкли делить мир вокруг нас напополам: на добро и зло, на быстро и медленно, на размерено и взмыленно. Так же разделяется экономика: на плановую и рыночную. Так же разделяется программирование: на императивное и деклоративное. И так же разделяется управление: на планое и ситуационное…

У нас всех рано или поздно вставал вопрос о том, как же лучше вести свои дела? Мы пытались строить план и почти всегда его срывали. Мы пытались взять задачу нахрапом и получали не то, что хотели. Рано или поздно мы пришли к какой то золотой середине и наши задачи стали «совсем как нужно» и «почти в срок».

Все дело в том, что рано или поздно мы приходим к смешанной модели управления, сами того не осознавая. Что же такое смешанная модель управления? Сначала нужно понять что смешивается. А смешиваются две модели — плановая и ситуационная. Для ответа вопрос «что такое ситуационная модель», нам придется отдалится от него в сторону плановой модели и подвести все тезисы о ней. Плановая модель это:

  1. Наличие списка задач, которые должны быть решены.
  2. Наличие срока их решения.
  3. Наличие сил и средств.
  4. Приоритетов и очередности задач, зависимостей.
  5. Понимание погрешности оценки и наличие запаса времени и ресурсов.

По плановой модели легко построить критический путь и вполне реально его придерживатся.

У плановой модели имеются все преимущества, кроме одного — реальная жизнь и мир вокруг живут не по плану, а по событиям, по ситуации. По факту некоторые события, которые мы не могли предсказать заранее, вклиниваются в наш план и прерывают работу для решения более срочных и приоритетных задач. Часто, при неопытном управлении или отсутствии запаса времени и средств, сроки плановых работ срываются вдвое или втрое из за неожиданных проблем, задач и инцидентов. Достаточно понаблюдать со стороны за любой стройкой (например на даче соседа), или за ремонтом Вашего автомобиля в сервисе (сколько раз бывало, что нужной запчасти нет).

А знаете как работает отделение полиции? Обычный отдел внутренних дел, где есть дежурная часть, следователь, участковые и патрульно-постовая служба. Такой отдел работает по смешанной модели управления. В обычное время все работают по плану и полностью реализуется плановая модель управления: участковые навещают неблагополучных алкоголиков, иногда помогают следователям. Следователи ведут дела и передают их в прокуротуру и суд. ППСники разезжают по ввереному им району на вызовы и по патрульным делам. Дежурная часть травит анекдоты и отвечает на телефон.

Но вот в определенный момент в дежурную часть поступает информация о «ситуации». Ситуация требует немедленной реакции и на место выезжает наряд ППС. Наряд оценивает обстановку и вызывает оцепление, следователя и усление. На месте происшествия начинают работать следователи, организуется дознание, выяснение обстоятельств. Участковые опрашивают очевидцев.

Не многие из нас видели такие ситуации, но все из нас слышали о налетах на инкасаторов, захватах заложников, и других ситуациях требующих немедленного решения.

Ситуационная модель гораздо проще плановой:

  1. Основная цель: решить ситуацию и вернутся к плановой модели
  2. Используются все возможные (и разумные) силы и средства для максимальной скорости решения.
  3. Бросаются плановые дела и вся плановая деятельность выносится в фон.

Такая модель не предназначена для решения каждодневных задач, но за то она решает возникшую проблему быстро. Тогда возникшая ситуация почти не срывает план, а только немного забирает время из «запасенного на всякий случай».

Когда руководители научились работать с ситуационной моделью, они стали разделять ситуации по «похожести». Выработались схемы и интсрукции по решению стандартных ситуаций. Обучили специальных людей решать нестандартные ситуации. Позже, руководители разделили людей занимаюшихся плановой работой и ситуационной — так разделилась власть на две ветви: законодательную и исполнительную. Внутри себя каждая ветвь тоже поделилась надвое и такое деление поизошло до самого низа, до отделения полиции. Где есть ППС и вневедомственная — постоянно работающие по ситуации и умеющие решать стандартные задачи. Где есть следователь, 90% времени работающий по плану. В каждом отделении СОБР не нужен, но и эти люди, умеющие работать в нестандаотной новой ситуации всегда имеются.

Мы с вами строим IT и очень любим плановые модели: scrum, канбан и другие модели работающие по принципу «нужно это сделать… тогда то». Мы все не любим баги на живой системе, не любим когда к нам прилетает срочная маркетинговая задача от руководства. Это потому, что эти срочные, по сути ситуации вклиниваюися в наш плановый размеренный процесс, срывают его, понижают показатели отдела и наши личные. Это потому, что мы не разделили людей на две группы — плановую и ситуационную, потому что у нас в команде нет IT-СОБРа, готового быстро заткнуть любую течь.

В своем проекте я разделил всё на 3 категории:

  • Плановая
  • Ситуационная
  • «Никто кроме нас»

Задачи последней категории я решаю сам — я знаю архитектуру, код, серверы и могу заткнуть течь даже ночью с пьяну.

Задачи ситуационного характера решает команда из двух человек — фронтендер и сисадмин. Такое сочетание неспроста: масса задач внезапных — либо маркетинг, либо «что то сломалось». Чтобы не нанимать еще одного бакенд-разработчика мы написали весь маркетинговый backend на NodeJs и его легко правит фронтенд-разработчик (он у нас хороший). Релиз маркетинга — отдельный от плановых релизов приложения и может быть сделан в любой момент.

Задачи плановые у нас решаются по канбану командой разработчиков.

В конечном итоге: есть и результат, и довольные люди (каждому нравится свой режим и стиль работы).

P.S. Это был вводный пост о моделях управления, я хочу посвятить этому цикл статей и подробно рассказать о каждой что-то новое и полезное.

P.P.S. А разрабатываем мы здесь сервис Note Space, который как раз предназначен для управления своим временем в любой форме: плановой или ситуационной.

Автор: piromanlynx

Источник

Оставить комментарий