О родстве душ экзорциста и сисадмина
Перед прочтением данной статьи рекомендую вам тщательно вдуматься в следующее утверждение: всё нижесказанное является моим личным мнением и опытом, соответственно воспринимать это как выпад против лично вас не стоит.
Я регулярно чувствую себя слишком старым. Мне тридцать один год.
Дело тут вовсе не в артрите или ревматизме, а в отношении к окружающему меня миру, точнее к людям. Как минимум десять раз на дню мне хочется подойти к кому-нибудь и начать ворчать о том, что этот кто-то работает крайне неправильно и неэфaективно.
Началось это уже давно, лет примерно пять, но если раньше такое поведение казалось мне неврозом, то сейчас я абсолютно уверен, что виной всему окружающие.
Окончательно я убедился в этом буквально пару недель назад. Вместе со знакомым мы зашли в крупный торговый центр. Знакомый довольно давно работает наладчиком систем вентиляции и кондиционирования, не хухры-мухры. Знакомый увидел на стене проложенную в трубах проводку и начал высказываться в том ключе, что вот, мол, какое дурачьё, на кабельном канале сэкономили, только в России бывает и т. д. На мои осторожные попытки выяснить, не является ли его высказывание странной шуткой знакомый ответил полным непониманием.
Для тех, кто не знаком с электромонтажом поясню — человек, больше двух лет занимающийся настройкой и установкой электрических приборов и автоматики был не в курсе, что кабеля могут быть проложены в трубах. Это примерно как системный администратор, не подозревающий о наличии витой пары — есть Wi-Fi и оптика других способов передачи данных нет. В принципе это не мешает ему выполнять свою работу, но на производительности и стоимости сказывается не лучшим образом, да и выглядит довольно странно.
Все прочие предпосылки вспоминать мне откровенно лень, но самые дикие всё же приведу:
— сисадмин, не знающий о консольных командах;
— дизайнер, не слышавший про ctrl+C – ctrl+V;
— звукооператор, не могущий обьяснить, что такое частота;
— главный энергетик, не понимающий, что такое влажность воздуха;
Если вам кажется, что я на ровном месте придираюсь к людям, поскольку эрудиция не является определяющим признаком профпригодности, то вы ошибаетесь. Приведённые примеры показывают отсутствие не эрудиции, а фундаментальных знаний в профессии.
Самым, пожалуй, диким случаем на моей памяти было приглашение батюшки на освящение газовой котельной которого — внимание — приглашал технический директор компании-установщика. Когда я об этом узнал, то первой промелькнувшей в моей голове мыслью было воспоминание о первых главах учебника истории древнего мира, конкретно то место, где говорится о том, что для понимания непостижимых сил природы человек придумывает богов и духов. Для человека с высшим техническим образованием непостижимой силой природы оказалась газовая котельная.
На geektimes выложили перевод интересного видео geektimes.ru/company/vertdider/blog/264108, которое довольно странно легло на моё стариковское брюзжание по поводу окружающих меня странных людей.
Все люди, с той или иной стороны вовлечены в обман. Кто-то обманывает сам себя, кто-то обманывает других, обычно же происходит и то и другое одновременно. Дабы не провоцировать споров, не буду приводить примеры.
Наиболее частой причиной обмана, продолжительного и постоянного, являются деньги. Джеймс Рэнди развенчивает самых разных обманщиков, но большинство из них творят свои фокусы ради одной и той же цели — обогащения. С этой точки зрения лощёный телепроповедник ничем не отличается от захолустного бокора … и, пожалуй, технического специалиста.
Как известно, развитая технология неотличима от магии, но правильнее было бы сказать так — для незнакомого с ней человека технология неотличима от магии. Для взрослого магией будут сложные технологии, вроде нанороботов или антигравитации а для ребёнка из детского сада фейерверк уже непостижимое чудо. Для филолога чудом будет сплав с памятью, для металлурга — расшифровка иероглифов по Розеттскому камню.
Не поймите меня неправильно — я вовсе не пытаюсь утверждать, что непонимание определённой технологии является признаком отсталости. У всех нас есть белые пятна в картине мира, и если профессор химии не представляет, как строители сделали в его квартире идеально ровную стену, то это не значит, что строители умнее, просто профессор не интересуется строительством.
Большинство людей не стремиться бороться с пробелами в своей картине мира. Этот феномен, точнее это свойство человеческой природы, прекрасно иллюстрируют стереотипы о пользователях компьютера. Объяснений тому невероятное множество, большинство из них не лишено правдоподобия и выбрать наиболее приближенное к истине я затрудняюсь.
Однако в них часто попадается общая идея, по разному аргументированная, но в целом неизменная — люди стремятся максимально сохранить своё невежество. Неважно в какой области, будь то пресловутые компьютеры или правила дорожного движения, зависит от этих пробелов что-то несущественное или их жизнь — заставить человека разбираться в чём-то новом весьма сложно.
Здесь на сцену выходят неведомые и непостижимые силы, магия и технология. Поверить в злобных невидимок, портящих всю их работу, как ни парадоксально, намного проще нежели чем принять ответственность.
На полях пшеница не растёт — ведьмы сглазили. 1С плохо считает — админ специально что-то сделал. Продажи не идут — плохое позиционирование бренда.
Конечно, нельзя исключать что ведьмы действительно сглазили, админ шалит и бренд плохой, но как показывает практика, значительно чаще виноваты некомпетентность и лень.
Специалисты на зарплате, как правило, становятся злыми духами. Их винят во всём, что хотя бы косвенно относится к их обязанностям. Ну да впрочем об этом сказано более чем достаточно как в серьёзных исследованиях, так и в недрах интернетов.
Упомяну только, что в технологическом обществе ритуал «изгнания злого духа», несмотря на некоторые внешние отличия, приводит к тем же результатам что и в обществе мистическом — духа изгнали, а в колодец всё равно кто-то гадит по ночам.
Естественно, если экзорцизм результата не дал, то необходимо применить более сильное колдунство, пригласить белого мага.
В самом начале я не упомянул о том, что приведённые в примерах люди считались, как своим начальством, так и клиентами, высококлассными специалистами. Вот прям без шуток, звёзды штата.
Долго в голове моей не укладывалось, как эти люди работают, да ещё и успешно. Ведь, казалось бы, в любой работе важен результат, а не процесс?
Отнюдь. В изгнании дьявола результата никакого нет и быть не может, как не может его быть в изгнании, скажем, вуглускра. Равно нельзя оценить пользу от кропления кадилом в офисе.
Здесь не важно, что получилось, важно как именно это выполнялось. Старался же батюшка, кадилом махал, в рясе ходил, вот теперь точно пойдут продажи.
Люди хотят обманываться и готовы платить за это деньги. Другие, напротив, прекрасно умеют обманывать и получают за это деньги. Нормальный круговорот материальных благ в обществе.
Есть люди, верящие в консалтинг (да простят меня консультанты, просто первое, что пришло на ум). Они призывают белых магов консалтинга в сияющих костюмах и те проводят великие консалтинговые ритуалы. Зачарованное население офиса смотрит на них и млеет от разливающейся благодати. Нередки случаи эффекта плацебо, когда в результате консалтинга дела и впрямь идут лучше.
Но требовалось не улучшение дел в компании, требовалось найти причину неудач, изгнать злых духов и принести благодать. Пшеница заколосилась и вода в колодце чистая.
Для успешной карьеры не требуется быть, уж простите за тавтологию, специалистом в специальности. Требуется быть специалистом в зрелищности. Выгоднее продавать видимость работы нежели работу.
Я не могу дать никакой оценки такой ситуации. Мне хотелось бы сказать, что мол плохо так работать, это некомпетентность и очковтирательство, но недовольных-то нет. И заказчик и исполнитель получают именно то, на что рассчитывали.
Выводов из всего вышесказанного можно сделать два.
Во-первых, некомпетентность не должна являться причиной отказа от сотрудника. Возможно, он плохо настраивает сервера, но убедитесь, что он также плохо генерирует видимость настройки серверов. Есть вероятность, что именно из за этого парня клиенты обратились к вам во второй раз и обратятся в третий, не особо споря насчёт цены.
Во-вторых чётко определяйте, что вам нужно, на какой стороне договора вы бы не находились. Если требуется повысить эффективность, то смело изгоняйте дьявола, если требуется сократить время выполнения запроса, то настраивайте сервера. Это вам сильно поможет в построении диалога с другой стороной договора.
В качестве небольшого послесловия скажу, что я к Гелерам от технологии себя никак не отношу. Тяну себе провода, командую шайкой монтажников, но представления никогда не устраиваю, поскольку мне этого не дано. Тем, кому дано, я немножко завидую, немножко насмехаюсь над ними. Уж не знаю что больше.
Тем не менее, к уверенным в себе людям, знающим много профессиональных терминов всегда отношусь с недоверием, поскольку нужды в представлениях никогда не испытывал
Автор: Electrohedgehog