Мы к вам заехали на чай
В крупных городах нередка ситуация, когда даже в «магазин за углом» горожане ходят с банковской картой без суммы наличных с собой. Если кэш и присутствует в кармане, то максимум — на оплату общественного транспорта. Кредитницы набирают популярность, отодвигая на второй план традиционные бумажники. Будущее незаметно диффундирует меж денежных кошельков. Хорошо это или плохо – решать каждому самостоятельно, но факт, что расплачиваться картой удобнее и быстрее (а, следовательно, это будут делать все больше и больше людей каждый день), отрицать нельзя.
Сейчас безналичные деньги являются высшей ступенью финансовой эволюции, поэтому «популяция» сервиса и услуг вынуждена приспосабливаться к существующим реалиям, чтобы «поспевать за старшими». И одним из условий, к которым она должна адаптироваться – это получение чаевых с банковской карты.
В связи с европоцентристскими настроениями больших городов, традиция оставлять на чай даже за бизнес-ланч все прочнее въедается в менталитет и приобретает статус не просто хорошего тона, но и правильного имиджа. А так как мы помним, что теперь у горожанина нет наличных, но есть потребность повести себя как приличный европеец и оставить на чай, то логично предположить величину диссонанса в его голове.
В таком случае есть два пути:
1. После обеда, поездки на такси или после получения от курьера товара клиент просит «подождать его пару минут» и пропадает в поисках ближайшего банкомата с целью снять определенную сумму на чай (предположим, что перед этим он расплатился за услугу картой). Порой для этого приходится потратить много времени, в итоге у работника пропадает время, за которое он бы мог заработать больше, чем сумма чаевых.
2. Курьер, официант или таксист после обслуживания молча протягивает клиенту мобильный терминал для оплаты банковской картой, в функционале которого сразу заложена опция оставить на чай, как определенную сумму, так и процент с общего чека.
Ну, а можно просто не платить. Но нужно ли?
По гражданскому законодательству РФ оплата чаевых может трактоваться как «получение дохода в денежной или натуральной форме от других физических лиц в порядке дарения», то есть в порядке безвозмездной передачи суммы, не облагаемой налогами. Это объясняется тем, что со стороны одаряемого работника отсутствует встречное обязательство, так как клиент воспользовался услугами не конкретного физического лица, а компании. При этом, что немаловажно, чаевые даются уже после исполнения договора.
А вот за океаном, в соответствии с законом США, получаемые налогоплательщиком чаевые подлежат декларированию и налогообложению. Существующая национальная ассоциация ресторанов США настойчиво рекомендует оставлять не менее 15% чаевых, а в случае хорошего и отличного обслуживания – и все 20%. Американские таксисты, несмотря на отсутствие своей национальной ассоциации, могут вообще не отдавать клиентам сдачу под предлогом «законных чаевых».
Чаевые с карты облагаются налогами в любой стране, сокращая размер фактического вознаграждения – это не очень удобно для работника, но повышает оборот компании и прозрачность отчетности. В этом случае сумма «на чай» превращается в своеобразный «процент за обслуживание», который практикуют некоторые кафе и компании общепита, но в отличие от него не нарушает права потребителей. Дело в том, что автоматические включение в чек дополнительного процента обязывает сервис оповещать об этом своих клиентов до момента получения ими услуг, но это правило часто не выполняется. В случае с чаевыми процент обретает добровольную форму и, следовательно, не нарушает никаких прав.
Почему разговор о чаевых занял уже более 3,5к знаков?
Потому что этот традиционный, постоянный, а часто и главный источник доходов работников сервиса и услуг до сих пор не имеет стандартизированной формы, принятой всеми сторонами, и не отвечает на вопросы: как, чем и зачем платить?
Компания LifePay предлагает свое простое и понятное решение: вводим чаевые в общий чек с помощью мобильного терминала по приему банковских карт, в который превращается сам смартфон. Для этого даже второго проката карты не нужно – все делается прозрачно и на глазах клиента, более того, он сам выбирает сумму или процент с чека. Сам принцип уже был описан здесь ранее.
Чаевые, проводимые через mPOS, уходят на расчетный счет компании вместе с общей суммой оплаты. Деньги приходят на р/с на следующий день, чаевые учитываются отдельной строкой. Работодатель сам определяет способ распределения этой суммы. Прямо – когда чаевые отдаются непосредственно работнику, которому они предназначались, или косвенно – когда «общий чай» распределяется между другими работниками персонала (например, между посудомойками, барменами, поварами и официантами).
Этот подход:
- Решает вопрос легализации чаевых (они больше не поощряют уход от налогов и разграничиваются со взяткой)
- Оформляет традицию выплаты чаевых персоналу вообще
Автор: life-pay