Феномен «деревень Taobao»
Китай — это не только промышленно-экономический бум и стремительная урбанизация. Это также многомиллионная часть населения, живущая в сельских районах за чертой бедности. Именно среди подобных китайских деревень возник феномен населённых пунктов, экономика которых целиком зависит от производства товаров, реализуемых крупнейшими китайскими интернет-магазинами. Этот феномен получил название «деревень Taobao». Под катом рассказ о том, как и чем живут современные китайские деревенщины. Если у вас все хорошо с английским, оригинал текста можно прочесть здесь. Хотелось бы, конечно, рассказать о нечто подобном из российской действительности, но пока вспоминаются лишь Гусь-Хрустальный, Гжель и прочие предания старины глубокой. Упоминаний о деревнях Озон, Юлмарт и Викимарт я пока не встречал. Если знаете о чем-то подобном, сигнализируйте в комментариях. Let’s go!
Посёлок Данцзи (Dangji), представляющий собой конгломерат деревень на пыльных равнинах центрального Китая и вряд ли годится на роль одного из ведущих хабов электронной коммерции страны.
Первое слово, которое используют местные жители для описания своего округа — «удалённый». Ещё несколько лет назад вам пришлось бы в течение часа ехать до окружного центра, расположенного всего в 15 км — виной тому были плохие дороги. Но это мало кого волновало: всё равно ни у кого не было денег на машину. К тому же в посёлке, как и во многих других сельских районах Китая, оставалось мало жителей трудоспособного возраста. Многие разъезжались на сезонные заработки на побережье. Административный центр Хэцзэ, в юрисдикцию которого входит Данцзи, в одной журнальной статье тех лет охарактеризовали как «синоним экономической отсталости, нежеланное дитя провинции Шаньдун».
Когда товарища Сю Йондзюня (Su Yongzhong) перевели из Хэцзэ и назначили партийным секретарём Данцзи в 2013, то даже он был удивлён царившей здесь нищете. Две деревни, входившие в состав посёлка, считались самыми бедными во всей провинции. В городах по соседству хотя бы было по одной-две маленькие фабрики, а в Данцзи вообще ничего не было.
Сегодня посёлок и окружающий район являются одним из главных мест производства специфической продукции — актёрских и танцевальных костюмов. Половина из 45-тысячного населения посёлка занята изготовлением или продажей всевозможных костюмов, начиная от нарядов кинозлодеев и заканчивая милыми версиями змей, крокодилов и обезьян. Продукция продаётся через крупнейший китайский интернет-магазин Taobao, принадлежащий корпорации Alibaba.
В 2016 году сам Данцзи продал костюмов на 1,8 млрд юаней ($26,2 млн). А весь округ, по некоторым оценкам, продал примерно в три раза больше. Это около 70% рынка костюмов на Taobao. В деревне Дзиньлу, с которой началось развитие индустрии электронной коммерции, в торговле на Taobao занято 280 домохозяйств из 306. Остальные просто не могут работать по тем или иным причинам.
Сегодня создание «деревень Taobao» является одним из приоритетных направлений в национальной политике развития сельских районов и ликвидации нищеты. Вице-премьер Чжан Гаоли, бывший партийный секретарь провинции Шаньдун и один из самых влиятельных чиновников Китая, посетил Данцзи в конце 2015 и отметил вклад посёлка в снижение уровня нищеты.
В ноябре 2016 Государственный комитет по борьбе с нищетой совместно с 16 министерствами выпустил рекомендации по массированному развитию электронной коммерции в сельских районах.
К 2020 году захудалые округа должны вчетверо нарастить объёмы продаж. Через дорогу напротив группы частных фабрик стоит здание, на котором большими красными буквами написано:
«Благодаря Taobao вы сможете наладить свою жизнь. Электронная коммерция прокладывает дорогу к счастью».
Президент Китая Си Цзиньпин пообещал избавить страну от нищеты к 2020-му году, поставив свою репутацию на то, что вовлечёт всех в строительство «умеренно преуспевающего общества». Согласно официальной статистике, сегодня в Китае за чертой бедности находится около 50 млн человек. Это количество рассчитано на основании минимального дохода в 2300 юаней в ценах 2010-го года (сегодня около 3000 юаней = 24 980 рублей). Чиновники надеются поднять минимальный доход до 4000 юаней (33 300 рублей) к 2020-му.
Быстрорастущий город
Маленькая ангароподобная фабрика Диня Пейлиня расположена на краю его земельного участка в деревне Диньлю (Dinglou). Она выходит фасадом на недавно проложенную дорогу. В одной комнате пара женщин среднего возраста проглаживают утюгами костюмы военных медсестёр времён Второй Мировой. Они предназначены для исторического фильма, посвящённого борьбе китайцев против японской оккупации. Раньше женщины занимались возделыванием своих земельных участков неподалёку. А теперь нашли работу получше и гораздо ближе к дому.
Большинство взрослых жителей никогда не уезжали из своей деревни. Динь, худой мужчина лет 60, в больших очках, закончил школу и стал учителем. Он обучал математике, письму и литературе, но зарплата была очень низкой. Через 13 лет работы учителем, в середине 1980-х, он нашёл себе другое занятие. Художник из соседней деревни рисовал фоновые полотна для фотосессий, но был слишком занят, чтобы заниматься их продажей. Динь и его родственница начали ходить по домам и предлагали фоны. Затем он постепенно перешёл на костюмы для фотосъёмки, а потом на костюмы для представлений. В этой сфере было больше покупателей. Около 2013 года лишь Динь да ещё несколько других домохозяйств занимались каким-то бизнесом помимо ведения натурального хозяйства.
Новый партийный секретарь Сю Йондзюнь увидел возможность развития. Дороги были слишком плохи для доставок грузовиками, поэтому он взял инициативу в свои руки. Товарищ Сю попросил о помощи других местных чиновников, и они совместно привели дороги в порядок. Проложили оптоволокно — «интернет быстрее, чем в Шанхае», — а затем Сю написал открытое письмо, в котором приглашал выпускников колледжей и трудовых мигрантов, уехавших в города, вернуться обратно в посёлок.
В рамках госпрограммы по борьбе с нищетой, администрация посёлка спонсировала обучение жителей электронной коммерции и производству одежды, предложила ссуды с низким процентом, и призвала успешных бизнесменов нанимать наиболее бедных из местных жителей. Согласно результатам исследования Alibaba, меньше чем за четыре года 6300 человек из Данцзи и округа официально перестали считаться бедняками благодаря торговле через интернет.
В Alibaba утверждают, что сегодня по всей стране 18 деревень, раньше находившиеся за чертой бедности, сегодня ежегодно продают товаров суммарно на 10 млн юаней ($1,45 млн). К этому значению приблизился суммарный оборот ещё 200 деревень, считавшихся бедными согласно повышенному значению минимального дохода. Деревни округа Пинь провинции Хэбэй, в нескольких сотнях километров на север от Данцзи, тоже официально считались бедными.
Сегодня там массово производят детские велосипеды. В одной из деревень на юго-западе провинции Юньнань представители нацменьшинства бай продают серебряные изделия ручной работы, и в 2015-м они реализовали через Taobao товара на 19 млн юаней.
Благодаря усилиям Сю деревня Данцзи расцвела, что подняло его статус среди местных жителей на невероятную высоту. Сю настаивает, что этот опыт можно применить где угодно. «В каждом населённом пункте можно производить какие-то уникальные товары. Главное, дать возможность продавать их онлайн».
«Умеренно преуспевающее»
Хорошо известно, что именно благодаря экономическому развитию Китая за последние 30 лет заметно снизился глобальный уровень бедности. Понимают это и в Китае. Бывший зампредседателя Рабочей группы по развитию сельских областей Компартии КНР сказал в 2016:
— Если к 2020-му у нас ещё будет много жителей за чертой бедности, то это снизит качество жизни умеренно преуспевающего общества. Наши граждане и мировое сообщество усомнятся в нас. Если мы сможем поднять уровень благосостояния до намеченного уровня к 2020-му, то это продемонстрирует всему миру ведущую роль партии и преимущества китайского социализма.
До назначенного дедлайна всего несколько лет. Центральное правительство увеличило в 2016 году расходы на борьбу с нищетой на 43%, до более чем 66 млрд юаней. Администрации провинций добавили ещё 40 млрд. В 2013 году развернулась национальная кампания по борьбе с нищетой, в рамках которой началась планомерная работа по выявлению районов, находящихся за чертой бедности, и разработка целевых программ по их экономическому развитию.
В конце 2016 года был принят пятилетний план развития, предписывающий целевое развитие 128 000 деревень, официально признанных беднейшими. Предусмотрена ответственность центрального и местных аппаратов за снижение уровня нищеты, к которому привязали оценку эффективности работы чиновников.
Корпорация Alibaba также предложила свою помощь. Сегодня она предлагает сельским районам четыре программы развития. Основной упор сделан на центральный и западный регионы страны, где Alibaba инвестировала 10 млрд юаней в строительство 100 000 обслуживающих центров Taobao, развитие логистической инфраструктуры и обучение местных жителей премудростям скорейшего выхода на рынок Taobao. Центральное правительство подписало соглашение с Alibaba и Jingdong о создании ещё одной платформы для развития электронной торговли в бедных районах страны.
В 2010-м Ant Financial — финансовое подразделение Alibaba — запустило программу микрофинансирования малого бизнеса. И за прошедшие годы Ant Financial выдало кредитов на сумму в четыре раза больше, чем Grameen Bank за 39 лет.
Поворот утечки мозгов вспять
Несмотря на оптимизм на местах и высокий уровень правительственной поддержки, многие районы, погрязшие в нищете, с трудом вписываются в бум электронной коммерции. По мнению некоторых наблюдателей, а Данцзи было преимущество — посёлок расположен на равнине, где можно легко построить дороги и необходимую инфраструктуру.
Во многих районах Китая экономический рост затруднён отдалённостью населённых пунктов и особенностями горной местности. Согласно данным Alibaba из более чем 1000 «деревень Taobao» лишь 25 расположены в труднодоступных районах. Где-то удаётся придумать, как создать систему распределения и логистики несмотря на трудный климат и ландшафт, но в большинстве случаев не помогает даже высокий уровень поддержки.
Сегодня в Китае прилагаются очень большие усилия по преобразованию деревень из бедных населённых пунктов в производственные центры национального уровня. Но для успешного решения этой задачи потребуется согласованность действий на всех уровнях чиновнического аппарата и бизнеса.
Важной проблемой является отток трудоспособного населения из бедных районов, что уменьшает и без того скудную экономическую базу. Потенциал развития районов зависит не от количества, а от качества населения.
Сегодня Китай переживает бум развития промышленности в сельских регионах. Общинные поселковые и деревенские предприятия обеспечили рост занятости, получали поддержку местных администраций, а в 1980-х и начале 1990-х уровень потребительского спроса был так низок, что удавалось получать гигантские прибыли и создавать миллионы рабочих мест. Именно благодаря общинным предприятиям в то время отчасти удалось остановить «утечку мозгов» из сельских районов в промышленные.
Свою открытое письмо с приглашением в Данцзин трудовых мигрантов и выпускников колледжей Сю написал в 2015. Оно стало дополнительным стимулом: с начала бума Taobao в Данцзи из городов вернулось около 5000 человек, включая сотни выпускников колледжей. Но посёлок всё ещё нуждается в квалифицированных рабочих. «Все вернувшиеся выпускники колледжей добились успеха, теперь нам нужно расширяться».
Динь Пейю предлагает вчерашним школьникам из соседних округов и городов кров и пищу. Подготовил несколько компьютеров. Но не так-то просто привлечь людей в деревню. В самые жаркие месяцы продаж, крупнейшие предприятия посёлка перегружены заказами и передают часть из них на предприятия других провинций. Это трудная в решении, но завидная проблема, возникновения которой никто мог представить ещё несколько лет назад.
С ростом продаж жители начинают строить планы по расширению бизнеса. В посёлке скоро заложат третий промышленный парк под производственные мощности и офисы продаж. Сегодня Данцзи начинает продавать костюмы за границу: в Малайзию, Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. В планах — повышение качества продукции, чтобы стать конкурентными на европейском и американском рынках.
З.Ы. В завершении хочется выразить надежду, что нечто подобное станет возможным и в нашей стране. На фоне все большего проникновения высокоскоростного интернета в регионах и роста популярности платформ и форматов на базе электронной коммерции не исключено появление в России высокотехнологичных деревень Озон, Тинькофф, Юлмарт или Экзист.
Автор: