Presale-инженер АСУТП: адаптация молодого сотрудника

Всем привет!

На связи Дмитрий Углев, руководитель группы инженеров по применению продукции (presale-инженеров) компании “Прософт-Системы”, которая работает в сфере автоматизации промышленных объектов.

Это вторая статья, посвященная организации работы инженеров по применению продукции. В первой я поделился своим опытом проведения второго (технического) собеседования
с кандидатами на указанную должность. Кто не почитал, милости прошу вот сюда.

Развивая ранее заданную тему, напишу в этот раз про часть испытательного срока
молодого сотрудника — адаптацию. Сам испытательный срок длится три месяца, а адаптация — примерно один месяц или 4-5 недель в зависимости от исходных знаний и навыков нового члена коллектива.

Но сначала нужно обозначить функционал presale-инженера, относительно которого и будет строиться адаптация, испытательный срок и вся последующая работа.
Функционал и обязанности напрямую вытекают из целей и задач деятельности группы:

  • разработка технико-коммерческих предложений (ТКП) для комплексных проектов АСУТП;

  • проведение коммуникаций по отношению к группе в части выполняемых рабочих задач;

  • поддержка в актуальном состоянии всех рабочих программных инструментов: шаблонов расчетных файлов, шаблонов ТКП, программы для формирования предварительных спецификаций комплекта поставки АСУТП и других;

  • обновление базы номенклатуры оборудования и ПО, применяющихся при подготовке ТКП;

  • поддержка в актуальном состоянии баз технической и коммерческой информации
    по применяемой номенклатуре оборудования и ПО АСУТП.

Адаптацией руководит наставник, задачами которого является организация, проведение
и контроль проведения адаптации, помощь новому сотруднику по всех аспектам вхождения
в должность, а также формирование итогового отчета и обсуждение его с руководителем группы, если наставником является не он.

При этом, как это часто бывает в небольших коллективах, наставником является
сам руководитель группы. Кроме него, наставником может быть ведущий инженер
по применению продукции, как наиболее опытный рядовой сотрудник.

В ходе адаптации молодой сотрудник читает. Много читает. Изучает документы, схемы, чертежи. Рисует и объясняет изученное. Насыщается новыми знаниями, которые помогут ему в дальнейшей работе (“Я так думаю…”). Общий принцип изучения материала следующий: сначала продукты для АСУТП (оборудование и ПО), затем АСУТП на базе этих продуктов и в конце технологические промышленные установки, которые можно автоматизировать с использованием рассмотренных продуктов. Под “продуктами”
я подразумеваю разработки группы компаний “Прософт-Системы” для автоматизации промышленных объектов.

Сам процесс адаптации не зависит от дня недели, с которого новый сотрудник выходит
на работу и проходит по ниже указанному плану.

День 1.

  1. Настройка рабочего компьютера и установленного на нем ПО по чек-листу, который заранее готовит наставник.

  2. Настройка доступа к необходимым сетевым ресурсам предприятия по чек-листу.

  3. Настройка доступа к МФУ, принтерам и сканерам, размещенных в рабочих помещениях, по чек-листу.

  4. Настройка доступа к необходимым базам 1С по чек-листу.

  5. Настройка доступа к системе “Битрикс”. В дальнейшем вся работа по управлению
    и администрированию рабочих задач для presale-инженера происходит
    с использованием указанной системы.

  6. Настройка удаленного рабочего стола по чек-листу.

При необходимости формирование и отправка наставником соответствующих заявок
в подразделение, отвечающее за корпоративные информационные системы,
для разрешения доступа новому сотруднику к тем или иным сетевым ресурсам предприятия, разрешения доступа к МФУ, принтерам и прочее.

  1. Экскурсия по производственным помещениям, краткое знакомство с коллегами
    из смежных подразделений, проверка действия СКУД.

  2. Начало изучения документации по программируемым логическим контроллерам REGUL (ПЛК REGUL) и терминальным панелям. Порядок изучения зависит от текущего перечня видов ПЛК и терминальных панелей, доступных для использования в проектах по автоматизации.

День 2.

  1. Продолжение (окончание) настройки рабочего компьютера, установленного на нем ПО и доступа к необходимым сетевым ресурсам и устройствам.

  2. Экскурсия в корпоративный учебный центр и испытательный полигон по АСУТП.

  3. Продолжение изучения документации по ПЛК REGUL и терминальным панелям.

День 3 и последующие.

  1. Продолжение (окончание) настройки рабочего компьютера, установленного на нем ПО и доступа к необходимым сетевым ресурсам и устройствам.

  2. Продолжение изучения документации по ПЛК REGUL и терминальным панелям.

Дальнейшее изучение материалов по ПЛК REGUL и терминальным панелям предполагает проведение двух устных опросов по разным видам ПЛК и терминальных панелей,
в ходе которых обсуждаются следующие вопросы:

  1. Устройство ПЛК.

  2. Виды и типы модулей.

  3. На какие сигналы рассчитаны модули ввода / вывода.

  4. Резервирование модулей.

  5. Климатические характеристики.

  6. Параметры внешнего электропитания.

  7. Размещение модулей в крейте.

  8. Внешние порты.

  9. Параметры процессора

  10. Объем памяти.

  11. Устройство терминальных панелей.

  12. Схемы подключения терминальных панелей.

После этого молодому сотруднику предлагается изучить документацию по
ПО “Альфа платформа” (разработчик — компания “Атомик Софт”), на основе которой выполнен программный комплекс “AstraRegul”. Рассматривается общее описание ПО,
его системные требования, политика лицензирования и прайс-лист.

Далее происходит логичный переход к изучению программного комплекса “AstraRegul”: описание, политика лицензирования прайс-лист, сравнение с лицензиями ПО “Альфа платформа”. По результатам изучения ПО устный опрос с обсуждением всего изученного материала.

Следующим этапом адаптации является изучение примеров конструкторской документации на шкафы АСУТП, в ходе которой отдельно обращается внимание на:

  1. Структуру и состав документов, разрабатываемых инженером-конструктором
    для последующего изготовления шкафа.

  2. Компоновку каждого шкафа, размещение ПЛК, подвод монтажных проводов и сетевых кабелей.

  3. Типы и марки всего применяемого шкафного оборудования.

Изучение примеров документации являются важным этапом адаптации, так как именно здесь подробно рассматриваются все технические решения АСУТП. Также в продолжение изучения документации проводится экскурсия на производство. В ходе этой экскурсии показывается весь технологический цикл производства ПЛК, рассматриваются сборочное производство шкафов, склад и испытательный центр. В ходе посещения сборочного производства показываются примеры различных шкафов АСУТП, рассматриваются
их компоновки, размещения оборудования, их виды и типы, монтажные соединения, подвод и трассировка кабелей, микроклимат, заземление и прочее. Молодой сотрудник имеет возможность вживую увидеть результаты труда относительно расчета ТКП.

Завершающим этапом изучения материалов адаптации является знакомство с описанием
и принципами работы нескольких промышленных технологических установок:

  1. Паровая турбина.

  2. Оборудование добычи и транспорта нефти и газа.

  3. Оборудование атомной энергетики.

Описание данных установок привязано к применению в составе их АСУ программного комплекса “AstraRegul” и ПЛК REGUL. Традиционно проводится устный опрос по итогу изучения документации.

Таким образом молодой сотрудник получает возможность изучить продукты для АСУТП, АСУТП на базе этих продуктов, а также технологические промышленные установки, которые можно автоматизировать с использованием продуктов.

После изучения документов и материалов по АСУТП сотруднику назначаются несложные задачи по сравнительному техническому анализу оборудования и ПО АСУТП, поиску технической, нормативной, проектной и иной документации, необходимой для работы. Подобные задачи позволяют отработать навык работы с назначаемыми задачами, навыки внешних коммуникаций и взаимодействия внутри предприятия, а также зафиксировать понимание структуры рабочего файлового пространства.

Завершающим этапом адаптации является знакомство с рабочими программными инструментами: шаблонами расчетных файлов, шаблонами ТКП и программой для формирования предварительных спецификаций комплекта поставки АСУТП. Порядок здесь простой: читай соответствующую инструкцию, изучай структуру шаблонов файлов,
при возникновении вопросов обращайся к наставнику. В рамках этого этапа, а вернее, по его завершению, также проводится устный опрос для фиксации понимания изученного материала.

Подводя итог вышенаписанному, хочу отметить, что процесс адаптации требует от нового presale-инженера внимательности и сконцентрированности, чтобы максимально полно усвоить весь предлагаемый материал, “переварить” его и приступить к выполнению рабочих обязанностей. Хотя…обучение на этом не заканчивается.

Автор: DUglev

Источник

Оставить комментарий