Зачем нужна модель бизнес-процесса?
Нас часто забывают спрашивать, почему мы так любим бизнес-процессы и какие задачи мы решаем с помощью процессного управления. В этой пилотной статье нашего блога рассмотрим, как с помощью одной модели одного бизнес-процесса можно решить несколько практических задач из жизни бизнеса любого размера.
Организационно-штатная структура
Давайте для примера создадим если не федеральный банк, то хотя бы отдел продаж новой компании для плановой продажи N единиц продукта в месяц. Для отдела нужны сотрудники и начальник. Сколько и каких сотрудников и начальников надо для продажи такого объема продукции? Пока не ясно, придется набросать модель. До появления BPM-сервиса «БП Симулятор» это приходилось делать на пляжном песке, на стенах и других доступных платформах.
Этого уже достаточно для ручного или автоматического формирования:
- Положения о подразделении «Отдел продаж»
- План найма сотрудников (9 штатных единиц)
- Должностные инструкции сотрудников:
- Начальник отдела
- Персональный менеджер
- Менеджер по продажам
- Специалист бэк-офиса
А если создать модель организационно-штатной структуры и модель компетенций, то можно сразу сформировать и:
- Вакансии для поиска персонала (4 роли)
- План обучения (9 сотрудников на 4 роли)
Формирование бизнес-требований для внедрения ПО
Мы подготовили ресурсы, необходимо подумать об инструменте — программном обеспечении. Проектный менеджер из ИТ-отдела будет рад, если вместо серии противоречивых интервью вы дадите ему более подробную модель будущего бизнес-процесса. Так вот-же она, мы добавили входы/выходы и ресурсы для выполнения функций:
В требованиях можно более подробно расписать последовательность выполнения функций, например «Привлечение клиентов»:
- Импорт списка клиентов
- Приоритезация списка клиентов для обзвона
- Автоматический набор номера клиента
- Фиксация результата контакта
На основании таких требований можно производить оценку возможности внедрения программного обеспечения.
Операционные расходы
С капитальными расходами на лицензии ПО определились, а что с операционными? Надо провести стоимостной анализ доли затрат на себестоимость продукта. Дополним нашу модель стоимостью ресурсов (или свяжем созданную ранее организационную модель с данными из ПО по начислению заработной платы).
Так просто? Теперь да, а вот раньше для проведения такого анализа необходимо было привлечь операционистов, продуктологов, технологов, финансистов и кадровиков. Если в процессе создания драйвера расходов сам процесс изменялся, то приходилось весь расчет начинать сначала.
Регламент выполнения
Казалось-бы, что может быть проще для формирование регламента выполнения бизнес-процесса дать задание тетушке в пуховом платке (методолог), объяснить, помолиться и подождать несколько месяцев до появления в муках рожденного Регламента. Может, если помнить, что и модель и регламент — это разные формы одной сущности. Берем нашу модель и пальчиком или курсором сверху вниз:
Получаем:
Ежедневно при получении документа «Список клиентов для обзвона» Персональный менеджер выполняет функцию «Привлечение клиентов» согласно нормо-регулирующего документа «Инструкция по обзвону» с помощью программного средства «CRM». В результате выполнения функции должен быть заполнен документ «Результат звонка». Нормативное время выполнения функции «Привлечение клиента» составляет 00:30:00.
Если в результате выполнения функции «Привлечение клиентов» произошло событие «Клиент принял предложение»… и т.д.
Все, актуальный и полный регламент, понятный и для исполнителя и для контролера готов, несите на подпись.
Проведение экспериментов
Эксперименты в боевых условиях очень дорого обходятся. Как узнать, как будет себя вести процесс, если в пятницу сделать рабочий день короче, в среду неожиданно уйдет в декрет главный специалист и сколько физически смогут продать цветочники 8 марта? Для этого надо модель нашего процесса поместить в имитационную среду, максимально приближенную к реальной.
Кроме модели бизнес-процесса понадобится модель внешней среды, но это просто необходимо знать, как часто запускается экземпляр процесса и события, влияющие на его выполнение. Например, днем в колл-центр входящий звонок поступает в среднем каждые 5 минут.
Симулятор будет запускать задачи в модель бизнес-процесса в том количестве и так долго, сколько необходимо. А по завершению у вас останутся результаты имитационного моделирования, необходимые для принятия решения, как будто процесс реально проработал нужное время.
В отличие от статичной модели, в результатах симуляции видно, что сотрудники не работают более 8 часов, их задачи переносятся и ждут своей очереди на выполнение или доступных ресурсов, приближая расчетные данные производительности к фактическим.
Заключение
Все описанные выше примеры применения модели реальны, часто применимы и доступны. Кроме этого, при помощи модели БП просто решаются и менее тривиальные задачи: составление карты рисков, анализ контуров управления качеством и источников дефектов для бережливого производства. Имея модель всего одного процесса для формирования перечисленных результатов экономится очень много человеко-часов, в случае изменения процесса так же легко, путем внесения изменений в модель актуализируются и результаты. Нам лень тратить время на рутину, вот почему мы любим процессы и, надеемся, полюбите и вы.
Подпишитесь на наш блог здесь и вы, возможно, узнаете:
- Как правильно идентифицировать бизнес-процессы, что бы не увеличились границы проекта
- Что делать, если моделируемый процесс успевает измениться к моменту окончания моделирования
- Реверс-инжиниринг процесса — это не сложно и законно, охота за моделями и многое другое.
Ну а пока мы ждем вас на нашем сервисе оптимизации бизнес-процессов «БП Симулятор».
Автор: prolis