Мифы о многозадачности, или Как наш мозг на неё реагирует
Для большинства из нас выполнение нескольких задач одновременно делает нас менее продуктивными. Так почему же, черт возьми, нам так нелегко сконцентрироваться на одной единственной вещи?
Мы все хорошо знаем о том, что для эффективной работы нужно фокусироваться на чем-то одном и изо всех сил избегать многозадачности. И тем не менее, каким-то образом мы забываем об этом, ужиная перед экраном телевизора с открытым ноутбуком на коленях. Мы пишем письма, просматриваем ленты новостей, заглядываем в Facebook и Twitter, общаемся в чатах – все это одновременно с выполнением нашей главной задачи. И несмотря ни на что в глубине души своей мы убеждены, что способны справиться со всем этим ворохом многозадачности без вреда для нашей продуктивности, ну, или, пожалуй, с минимальными ее потерями.
Недавно я начала свой новый рабочий проект, который направлен на однозадачность. Результаты моей же работы в режиме «не все сразу» меня просто поразили, именно поэтому я решила углубиться в изучение этого вопроса. Мне было интересно понять, что творится в наших головах и получить ответ на давно волнующий меня вопрос:
Почему мы вообще беремся за несколько дел одновременно? Почему мы вырабатываем у себя привычку хвататься за все сразу?
Я нашла поразительные результаты исследований и ответ на мой наболевший вопрос оказался прост, если не прозаичен: Это приносит нам моральное удовлетворение.
Но ирония заключается в том, что люди, которые выполняют много дел одновременно, вопреки разбивающей веру в многозадачность статистике, чувствуют себя очень продуктивными и в большинстве своем твердо уверены, что с легкостью переплюнут самого Александра Македонского. И, когда мы видим такого уверенного в себе человека, мы хотим походить на него. А чем, собственно, мы хуже? Сказано – сделано. И вот уже незаметно для нас самих мы плавно овладеваем искусством многозадачности, сначала с трудом «навешивая» на себя новые и новые дела, затем привыкаем и радуемся ощущению того, что мы познали дзен и вступили в лигу супер-продуктивных людей. В это время ежедневная производительность только снижается, как показали исследования.
Как человеческий мозг реагирует на многозадачность?
Самое интересное, что наш мозг совершенно не приспособлен к многозадачности. Когда мы ужинаем, общаемся в Facebook и параллельно просматриваем ленты новостей, наш «главный мыслитель» не фокусируется на всех этих действиях одновременно – напротив, он судорожно пытается переключаться между различными видами деятельности, которые мы на него нагрузили.
На расположенном ниже изображении вы можете увидеть различную активность головного мозга при выполнении нескольких действий и то, как он переключается между задачами, когда вы концентрируетесь на каждом деле по нескольку секунд за раз.
Исследователь из Стэндфордского университета Клиффорд Насс (Clifford Nass) предполагал, что те люди, которые делают много дел одновременно, в любом случае развивают какие-то другие удивительные способности. Ему казалось, что они должны быть великолепны в сортировке информации и быстром переключении между задачами, а также обязаны обладать хорошей кратковременной памятью.
Как ни печально, но в результате своих исследований профессор Насс открыл, что все его предположения оказались ошибочными – ни одно из трех не подтвердилось:
«Мы были просто шокированы. Мы все ошибались. Оказалось, что те, кто делает несколько дел одновременно, просто ужасны во всех аспектах многозадачности».
Люди, которые часто занимаются всем сразу, хуже фильтруют бесполезную информацию и значительно медленнее переводят внимание от задачи к задаче по сравнению с теми, кто сконцентрирован на чем-то одном.
Большинство исследований показывают, что такая практика очень вредна для нас – страдает не только наша продуктивность, но и способность отфильтровывать ненужную информацию.
Я все это заметила еще до тщательного изучения этой темы. И для того, чтобы снова повысить продуктивность своей работы, я решила расставить все точки над «i», упорядочив все мои рабочие процессы (особенное внимание было уделено работе в режиме онлайн) и забанив многозадачность раз и навсегда.
Как я построила свой рабочий процесс, который базируется на поочередном выполнении задач
До того, как я узнала обо всем том, что было изложено мною в начале статьи, у меня уже было достаточно проблем с попытками сделать все и сразу. Обычно во время работы у меня были открыты Google Chrome со множеством вкладок, два окна почты, Facebook и программа обмена сообщениями. Со всем этим богатством я чувствовала себя загнанной и не могла нормально сконцентрироваться – мозги-то у меня взрывались, но работа нехотя ползла вперед черепашьими темпами. Мне нужно было немедленно покончить с этим и начать работать эффективно. Для борьбы с горячкой многозадачности мне пришлось распрощаться с привычным мне рабочим ритмом и создать для себя ряд правил:
1. Одна вкладка в браузере
Как вы уже могли догадаться, эта стратегия заключается в том, что я ограничиваю себя только одной вкладкой в браузере – так мне приходится расставлять приоритеты и работать именно с той задачей, которая для меня наиболее важна.
Я обрисую это на примере. Некоторые из моих ключевых задач связаны с написанием писем в электронной почте, общением в чате, написанием твитов и постов в блоге. Раньше я открывала все это разом, теперь же я работаю с каждой по очереди: закончив одно дело, я закрываю активную вкладку и перехожу к следующей.
Это реально и эффективно только в связке с другим важным пунктом:
2. Составление плана
Благодаря этому правилу моя идея работать с одной лишь вкладкой в браузере не осталась лишь призрачной фантазией, а стала вполне реальным фактом и даже переросла в привычку. Каждый вечер я сажусь и устраиваю мозговой штурм на тему: что мне нужно сделать завтра. Это не мое изобретение – техника эта довольно распространенная, и, возможно, вы сами уже долгое время делаете что-то подобное.
В моем же случае я внесла изменения в идею составления to-do-списка: в конце рабочего дня я обговариваю свои задачи с нашим гендиректором, и это привело к серьезным улучшениям продуктивности.
Теперь вместо того, чтобы полуавтоматически набросать список заданий, мне нужно обдумать их и быть готовой объяснить другому, почему я выбрала эти цели, и, самое главное – как я к ним приду. И благодаря этому ко мне пришло лучшее понимание того, чем именно я буду занята в течение каждого следующего рабочего дня и каждый проект четче обрисовывается в моей голове – а это уже половина работы. Вы можете кооперироваться с коллегами для таких 10-минуток – это и полезно для вашей продуктивности, и просто здорово – общаться и обсуждать свои проекты.
3. SmartProgress
Это то, что не только помогает мне ставить перед собой цели, но и методично идти к ним. Во многих статьях о продуктивности и достижении целей говорится, что для успешного выполнения всего задуманного нужно поделиться своими идеями с другими людьми, громогласно заявить о своих начинаниях. SmartProgress дает эту возможность. Он помогает обрести очертания тому, что когда-то было лишь призрачными задумками. В сообществе обязательно находятся те люди, которые с радостью дают советы и могут поделиться своим опытом в достижении тех целей, к которым мне еще предстоит прийти. Но то, что мотивирует более всего, – это необходимость отчитаться в своем прогрессе. Засевшая в подсознании современного человека пресловутая боязнь провала и осуждения, которая нередко стоит на пути к успеху, здесь играет мне на руку. Нежелание прилюдно признать, что я потерпела неудачу, проявила слабоволие и не сдержала самой себе данное обещание, подталкивает меня вперед. Идти к целям нелегко, и поэтому особенно важно позаботиться о том, чтобы вашей мотивации хватило на весь путь от начала до конца.
4. Смена декораций (хотя бы раз в день)
Это то, что очень помогает мне продуктивно работать и оставаться сконцентрированной на одной задаче. Мы нередко слышим о том, что нам нужно комфортное рабочее место. Как выяснилось, мне нужно много таких мест, чтобы после окончания одной задачи я могла бы сменить декорации и приступить к чему-то новому. Я пробовала делать 5-минутные перерывы, закрывать ноутбук и уходить за кофе или что-то подобное – не помогает. Поэтому привычной частью моей ежедневной рабочей рутины стала перемена места. В основном я работаю дома в первой половине дня, затем иду в кафе. У меня даже составлен список кофеен, где могу продолжить трудиться на благо компании, но уже в другой атмосфере. Я знаю, что такая возможность доступна не каждому, но, это правило могло бы послужить на пользу тем, кто, как и я, имеет удаленную работу.
И лирическое отступление напоследок (хочу обрадовать меломанов, к армии коих сама принадлежу): прослушивание музыки во время работы не является многозадачностью, которая подорвет вашу эффективность. Уже известный нам профессор Клиффорд Насс упомянул, что «за прослушивание музыки отвечает особая часть нашего мозга, так что мы можем слушать любимые композиции во время того, как занимаемся чем-то другим». А хорошо подобранная музыка способна даже увеличить нашу продуктивность.
А как вы относитесь к выполнению нескольких задач одновременно при работе в режиме онлайн? Есть ли у вас механизмы, которые помогают вам бороться с тем, что вас отвлекает? Что вы делаете, чтобы избежать многозадачности?
Пост написан на основе оригинальной статьи и личных наблюдений автора.
Автор: