Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах

24-26 июня в Минске прошел FinTech Hackathon — IT-марафон специалистов по разработке программных приложений для финансовой и банковской сферы. Для меня это было первое подобное мероприятие. Отправилась на него маркетологом, а вышла… стартапером, осмелившимся отправить собственную идею на питч и верификацию.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 1

Стоила ли овчинка выделки? Да, и вот они – аргументы.

Прокачка теории

Знакомство со стартапами я начала с блога LPGenerator. Подписалась туда автором, подробно изучала темы для статей. Пыталась перевести заумную цифирь и заморские термины в материал, понятный читателю – начинающему бизнесмену. Помогало образование экономиста и психолога, опыт работы в бизнесе и 2,5 года копирайтинга.

Единственное, что напрягало – пишу о том, чего никогда не видела воочию. Стартаперские хабы, питчи, пристальные взгляды инвесторов и напряженная работа над проектом – как оно на деле? Чем пахнет, как удостовериться в том, что написанное тобой работает?

Планировала помочь стартаперам с маркетингом, но в какой-то момент (инсайта?) вдруг приняла решение влезть в шкуру самого стартапера. Побыть им целых три дня, даже без команды. На одном энтузиазме, с пачкой исписанных листов и планшетом для создания презентаций «на коленке».

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 2

Я сделала это. Идея в блокноте на пути в Минск, прослушивание питчей (а есть ли уже что-то подобное?), выступление и начало работы. Никто не пришел в команду? Ничего страшного, стандартная ситуация для новичков. Осталось проверить, так уж ли нереальна моя идея.

Общение с потенциальными клиентами

Да, забыла сказать – вплотную работаю с представителями IT-сферы в онлайне. Продвигаем приложения для бизнеса, облачные решения, инновации для повседневной жизни. Например, электронные меню для кафе и ресторанов – моя любимая тема. Не буду на нее отвлекаться. Скажу лишь, что до минского хакатона не удавалось оказаться рядом с таким количеством IT-шников.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 3

Народ закрытый, «камерный», у них своя тусовка и специфика общения. Любую идею мгновенно перекладывают на алгоритмы реализации, цифры выхлопа – прежде всего, по трудозатратам. Современные программеры мыслят экономически.

Радует, честное слово! Приятно понимать, что люди ценят себя и не готовы вкалывать ради облачных перспектив. Сама такая. Это стимулирует к проработке действительно полезных и внедряемых решений. Сколько их «умирает», даже после перерождения в полноценные стартапы? 99 процентов.

Айтишник обязательно заинтересуется чем-то серьезным и стоящим. Он тщательно расспросит о схеме действия, тысячу раз объяснит, почему оно не будет работать, попытается испугать «камерными» терминами», но в конечном счете проникнется уважением к тебе.

Потому что ты сидишь и корпишь, как он. Просчитываешь варианты, сбиваешься с пути, вновь возвращаешься на исходную. Ты, маркетолог, «всезнайка» на тему «как надо продвигать». Надеваешь его сандалии, ступаешь на крестный путь и тянешь до финального питча.

Эксперты, менторы, евангелисты

Все тут, на одних квадратных метрах с тобой. Сформируй четкий запрос, подходи да начинай.

Что там у нас в портфолио? Интервьюирование, опросы, изучение рынка сбыта? Портрет потенциального клиента, бриф продукта? Плюс экспресс-оценка конкурирующих решений. Все это будет проверено на жизнеспособность за два дня.

Эксперты выступают на мастер-классах. Первая группа — представители компаний, потенциально заинтересованных в разработках от хакатонщиков. Вторая — те, кто создал и продвинул что-то свое. много кейсов, историй успеха в стиле «я смог, и ты сможешь», классики мотивации, но… Те, кто ищут, везде найдут.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 4

Я нашла потенциальных партнеров для своих клиентов. Открыла для себя, что такое API, для чего нужны и как их использовать для создания действительно необходимой бизнес-модели финансового приложения.

Ментор – самый придирчивый клиент из ЦА. Он тут же примеряет твое решение на себя, показывает альтернативы, рушит замок на песке и подвозит телегу кирпичей для реального строительства. На, возводи. Не сиди в курилке с праздношатающимися пиарщиками, а потей на working place.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 5

Евангелист… Ну, это самая сложная аудитория для меня. Как ни удивительно, из-за простоты. Их «белый конь» — суггестивная мотивация и хардкорная атака на все уровни сознания. Эмоциями, терминологией, умелой проработкой посыла «весь мир лежит во зле, а ты прокачивайся». Методика, знакомая молодежи лихих 90-х – просто цели другие…

Сложно с евангелистами, потому что на ходу просекаешь. Эмоциями не питаюсь, мотивации на десятерых. Мне нужна четкая «мясная» инфа на тему «как это будет работать».

И наконец…

Верификация идеи. То, о чем пишут в умных книжках и не любят думать стартаперы.

«Господи, я получил откровение! Знак свыше! Вы еретики, один я напрямую, с Господом – то ли Мартин Лютер, то ли Кинг (Конг?)».

Мелькнуло и у меня такое пьянящее чувство апостола, этак сразу после стартового питча. Особенно когда начали подходить, заинтересованно расспрашивать. Схему накропала за час. Презентацию начала ваять, пропустив менторские часы. И к ночи застрял Винни Пух, раздутый от собственной просветленности.

Думала, похудею к утру. Изошла кровавым потом, — особенно когда юный «айтишник» наголову разбил мои рыночные аргументы.

Утро вечера мудренее – истина. Памятуя это, не стала позорно сливаться и завалилась спать на коворкинговом диванчике.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 6

Утром новая схема, опять верификация, но уже с менторами.

Один круг ада, второй, третий. Рождение внятной презентации. Понимание, что за три минуты я все это не расскажу. Что не буду просить «дай, ну дай инвестиций», ибо сыро и требует главного.

В поисках целевой аудитории

Скольким людям это нужно? Кто и зачем будет пользоваться? Банк рад всему, что привлечет клиентов. Даже приложению, которое научит не «хлопать ушами» в делах финансовых.

Финальный питч рождает истину. Ты выходишь и честно говоришь о том, что наработал. Без красивых картинок, эффектных презентаций, хардкора статистики. Вот была идея, вот ее значение, цели, задачи. Вот схема, уязвимые места и открытые вопросы к рынку. Ноль стыда за то, что не собрал команду. Король-Солнце мог сказать «Государство – это я», и ты сможешь.

И когда в зале прозвучало обнадеживающее «У этой идеи есть шанс реализоваться, потому что в следующем году…», я мысленно подмигнула всем третьим глазом. Предварительная верификация пройдена.

Теперь я могу об этом писать, говорить и даже немного евангелизировать.

Проверяйте. Ведите четкую линию от одного открытого вопроса до другого. Будьте честны с аудиторией, не стесняясь покичиться и тут же признать свое несовершенство.

И главное, не сливайтесь.

Делай IT-маркетинг: почему нужно бывать на хакатонах - 7

Автор:

Источник

Оставить комментарий