Как я искал сотрудников или Как не надо проходить собеседования

image

Сразу оговорюсь, что меня на написание этого поста навел пост хабровчанина voff Как я искал работу или Как не надо проводить собеседования. Пишу не с целью разведения холиваров, а просто потому, что в комментариях не уместить все то, что хочется высказать.

Небольшой бэкграунд — я не разработчик, хотя когда-то занимался фронтендом. Я работал и работаю в сфере маркетинга в разработческих компаниях, плюс у меня есть свой небольшой бизнес в этой же сфере. Так получается, что по работе часто сталкиваюсь с поиском сотрудников на проекты и иногда сам принимаю участие в собеседованиях, если речь идет о UI/UX и фронтенде.

Должен согласиться с коллегой — программисты нынче настолько сильно востребованы, что для многих нет смысла ехать работать в цивизизованную заграницу — те же деньги можно зарабатывать на родине, занимаясь интересными проектами. Рынок труда — кандидатский.

Как я искал сотрудников или Как не надо проходить собеседования

А теперь немного приподнимитесь над своими заботами и проблемами и попробуйте посмотреть немного шире, к чему это приводит в рамках индустрии:

  • рост зарплат (хорошо),
  • рост пёрков и бонусов (хорошо),
  • повышение качества рабочих мест (хорошо),
  • конкуренция работодателей (хорошо),
  • высочайший attrition rate — или, по-русски, текучка (плохо),
  • высокие зарплаты низкоквалифицированных специалистов (плохо),
  • снижение выгоды для бизнеса размещать разработку в России (плохо).

Найти подходящего специалиста в рамках бюджета становится часто невыполнимой задачей — приходится перекупать готового и платить ему выше рынка, или находить джуниора, учить и молиться, что он не уйдет через полгода на зарплату в два раза выше, чем ему платят (без преувеличений).

Приведу вам пример, не указывая имена/фамилии и названия компаний. Итак, одним солнечным питерским утром в моей компании вызрела необходимость нанять троих разработчиков, так как через три недели заканчивали работать трое, которых сманили в другие компании большой компенсацией и бонусами. Сразу скажу, что речь идет не о «яндексах» и «мэйлру», а о компаниях второго эшелона.

Как я искал сотрудников или Как не надо проходить собеседования

Руководитель IT

Итак, наш CTO, человек, занимающийся технической составляющей, надзором и коммуникациями (часто принимающий участие в скрамах) в восьми проектах, описал тех людей, которые нужны для замещения выбывающих, обсудил с менеджерами проектов и передал их HR-ам.

Девочки прошли по базе, залезли на hh, собрали порядка 50 резюме и переслали их CTO. Он отобрал тех, кто примерно подходил по опыту и предложил тайм-слоты для собеседований. Не всегда бывает так, иногда на техническую часть собеседований назначаются технические лиды с проектов, но количество неоплачиваемого времени приходится снижать, так что часто в собеседованиях принимает участие CTO — ему так и так деньги платят.

Здесь давайте сразу сделаю оговорку о резюме — о, чего только мы не видели. Бывает, что некоторые части некоторых резюме расходятся по компании в рассылках, потому что без слез читать их невозможно. Каша из понятий, терминов, инструментов, методологий и названий проектов, на которых человек работал. Понять из резюме, понимает ли человек, что такое TFS и видел ли он в глаза Greenhopper или просто слышал эти слова — невозможно. Поэтому правило — спрашивать на собеседовании не по резюме, а по требованиям.

Как сделать жизнь легче: принесите на собеседование распечатанное резюме (лучше две копии или три), переписанное после прочтения требований к соискателю. Это не только повысит ваши шансы на получение работы, но и сохранит время вам и собеседующим. Прямым текстом заранее спросите про схему прохождения интервью — попросите отдельное техническое интервью, если оно не предусмотрено, ведь вам вряд ли захочется узнать после согласия на работу узнать, что вам надо будет писать макросы для Excel на VB, а самый главный технический босс закончил филологический факультет в 1956 году.

HR-менеджеры

Все HR, которых я видел, могли отличить Java от Javascript, но безусловно, разбираться в дебрях непонятных слов им очень сложно. Это данность. Хорошо, если глаз наметается с опытом и через пару-тройку лет такой HR будет на вес золота. Но стоит ему сменить работу и перейти из MS-ориентированной компании в opensource-ориентированную — все насмарку. Да, это так, с этим ничего не сделать.

Как сделать жизнь легче: будьте снисходительны к HR, помните, что его основная задача — проверить вас на «общую адекватность». Понять, что вы веселый и разумный человек, с вами будет просто общаться, и вас можно рекомендовать. Полезно выделять в резюме жирным то, что вам интересно и чем вы хотели бы заниматься, чтобы HR мог быстро понять — подходите вы или нет.

Зарплата

Зарплата — самое болезненное место для всех. Здесь очень важно помнить про несколько вещей — есть бюджет компании, есть бюджет проекта, есть бюджет отдела. Необходимо не мяться и быть максимально открытым в этом обсуждении. Прямо указывать минимумы и забыть об излишней скромности. Никому не хочется нанять вас и потерять через полтора месяца, потому что вы были недостаточно откровенны в своих зарплатных ожиданиях.

Как сделать жизнь легче: в разных компаниях ситуации разные — если не хотите потратить впустую свое время и время собеседующих — откройте Linkedin или Мой Круг, найдите сотрудников компании, задайте пару вопросов о финансовом климате внутри компании, все поймете заранее, может, сэкономите время себе и коллегам.

Техническое задание (имеется в виду, вероятно, тестовое задание)

Тестовое задание на бумажке, выданное во время интервью — неочевидный, но очень объективный способ понять реальные знания и опыт. Можно нагуглить что угодно, но если вы последние 3 года не писали сортировок, то вас будет тяжело включить в проект на ходу и утилизировать на 100%.

Как сделать жизнь легче: необязательно писать на бумажке defect-free код. Достаточно продемонстрировать понимание алгоритмов и умение найти выход из ситуации. Если хотите эту работу — не отдавайте пустой лист — напишите что-нибудь!

Организация собеседования

Это отдельная песня. Как вы думаете, сколько людей опаздывает на собеседования? По моим наблюдениям — больше 50%. Больше 10% не приходят вообще, не предупреждая об отмене. Я понимаю, что вы востребованы, но учтите, что и из этого складывается отношение к вам.

Учитывайте, что несколько людей, час каждого из которых стоит несколько дороже вашего часа, перекраивают свое расписание для того, чтобы встретиться с вами. Часто некоторые из этих людей оказываются недоступны, у них меняются планы, появляются другие приоритеты. Поэтому вам придется прийти в компанию не один раз, а два или три. Подумайте о том, что несколько интервью — это шанс для вас, в том числе. Вы могли прийти на первое интервью невыспавшимся, после мальчишника брата или с ужасной аллергией на котов. Второе и третье — дают вам шанс все исправить. Групповые интервью — способ сэкономить время вам, в первую очередь. Боитесь группового интервью? А как будете себя вести во время stand-up meeting?

Как сделать жизнь легче: Не опаздывайте! Если опаздываете — позвоните заранее, как минимум за час — будьте уважительны ко времени других. Задумайтесь о разнице в восприятии вас HR, техническим интервьюером и руководителем. Сможете с каждым пообщаться адекватно — работа ваша.

Вывод

Сложившийся кандидатский рынок — не повод не готовиться к собеседованиям. Перед интервью перечитайте требования к соискателю. Зайдите на сайт компании, найдите компанию в Linkedin, Facebook,VK, Моемкруге, сделайте минимальный due diligence. Не опаздывайте и заранее предупреждайте, если не можете прийти. Принесите с собой распечатанное резюме, переписанное в соответствии с требованиями к соискателю. Выделите в резюме жирным важное для вас и, как вам кажется, для компании. Будьте открытыми и твердыми в зарплатных ожиданиях. Не тушуйтесь, и самое главное — задавайте на собеседовании вопросы, чтобы не оставаться недовольными результатами. Помните, что отсутствие информации хуже самой плохой информации.

Хотите найти работу своей мечты — потратьте время и силы на подготовку к собеседованию — возможно, вы не захотите идти на него, а возможно, благодаря этому сможете найти ту самую работу.

Автор: tmikwid

Источник

Оставить комментарий