Зачем разработчикам должностные инструкции?
Вопрос оформления кадровой документации в небольших ИТ-компаниях, как правило, на последнем месте. Понятно, когда все силы направлены на окупаемость продукта, руки до этого не доходят.
Помимо этого у ИТ-специалистов просто нет необходимого опыта в составлении подобных бумаг и, соответственно, понимания какие риски и преимущества возникают при их отсутствии или наличии.
Поэтому ниже мы рассмотрим два главных аргумента за оформление должностной инструкции для программиста и прочих ИТ-специалистов, участвующих в разработке программных продуктов.
Права на служебные произведения
По закону права на служебные произведения, включая программное обеспечение, а также сопутствующие материалы и разработки (архитектура, дизайн, документация), принадлежат компании только в том случае, кода такие произведения созданы ее работниками в пределах установленных трудовых обязанностей (п.1 ст.1295 ГК РФ).
Поэтому в настоящий момент не достаточно, что произведение или его часть создана:
а) сотрудником, с которым заключен трудовой договор;
б) в рабочее время;
в) на основании конкретного служебного задания.
Обязательно необходимо включение в должностные обязанности такого сотрудника требования по созданию подобных продуктов. В противном случае права на результат работ сохраняются у их автора в полном объеме.
Например, если работник (автор) принят в организацию на должность менеджера проектов и участвует, в том числе, в создании программного продукта, используя имеющиеся навыки программиста, по умолчанию права на кусок кода, написанный таким сотрудником, работодателю не перейдут.
Причина в том, что в законодательстве отсутствует описание должностных обязанностей менеджера проектов. В Едином тарифно-квалификационном справочнике специалистов (ЕТКС) нет такой должности, в трудовом договоре с работником, как правило, указываются общие трудовые обязанности.
Поэтому единственный выход – это указание в должностной инструкции менеджера проектов наряду с основными обязанностями по должности дополнительных обязанностей по программированию, разработке архитектуры, дизайна (в зависимости от его навыков).
Аналогичным образом обстоят дела с подавляющим большинством должностей, занимаемых сотрудниками ИТ-компаний, разрабатывающих программное обеспечение. Попробуйте найти описание круга трудовых обязанностей продюсера, гейм-дизайнера, архитектора, тим-лидера, продакт-менеджера и прочих уже устоявшихся названий должностей, если в организации нет на них должностных инструкций.
Как ни странно, аналогичные проблемы возникают и в случае работы программистов и дизайнеров. Несмотря на то, что такие должности описаны в ЕТКС, должностная инструкция программиста и должностная инструкция дизайнера всегда должна конкретизировать круг их трудовых обязанностей применительно к конкретным предметам разработок.
Существует множество языков программирования и используемых технологий, а также прикладных объектов разработок. Они существенно отличаются. Поэтому программисту Java нельзя вменить в обязанность разработку программного приложения на Delphi.
Управление персоналом
Здесь мы отметим возможность закрепления в должностных инструкциях конкретных параметров и ожидаемых результатов работ сотрудника, требований к его знаниям и навыкам работы.
При нарушении установленных требований и параметров возможно привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовых обязанностей вплоть до увольнения.
Помимо этого, круг должностных обязанностей, а также требований к знаниям и навыкам сотрудника по определенной должности позволяют объективно проводить его аттестацию. Это хороший мотивационный инструмент для молодых специалистов.
Автор: ictlawyer