Ницше, грабли и тяга к прекрасному
Дурак учится на своих ошибках
В этом смысле я полноценный дурак в большинстве технических дисциплин. Я никогда не был профессиональным программером и не пытался особенно следовать каким-либо правилам и стандартам, когда приходилось что-то написать на баше, а затем на питоне. Я просто решал свои мелкие админские задачи на том ЯП который был под рукой, наступая на каждую граблю которая мне попадалась. И так же просто и по админски доходил до того что профессиональные программеры наверное знают как поп 9 заповедей.
Убив сутки на дебаг bash скрипта, написанного за час, я понял что bash подходит практически только для однострочников. Попытавшись хранить инстансы собственных классов в текстовых файлах, понял зачем мне нужен orm, а поработав с собственным кодом годичной выдержки понял что хочу писать комментарии.
Никто меня этому не учил, никто не требовал от меня выполнения каки-либо правил написания кода, но их смысл доходил до меня с предельнгой ясностью, а желания ими пренебречь с тех пор не возникало.
Тут я полноценный дурак и этим горжусь.
Раздолбаи
Но в некоторых вопросах я до дурака не дотягиваю и хожу по одним и тем же граблям снова и снова. Даже пожалуй встаю на граблю и начинаю прыгать. Так я познаю искусство работы с людьми.
Началось все с попытки найти применение множеству знакомых раздолбаев. Раздолбай — это вроде бы хороший человек, с которым приятно попить пиво и пообщаться, но по тем или иным причинам не нашедший способа приносить обществу пользу. Такие личности обычно очень страдают от отсутствия денег на пиво и знают массу причин по которым попытка найти клевую работу и заработать себе на пиво в их случае обречена на провал и лишена смысла.
Среди таких причин обычно значатся отсутствие высшего образования, отсутствие опыта в чем-либо кроме пития пива, неспособность заниматься неинтересной и механической работой, отсутствие здоровья, преклонный возраст (24 года) итд.
И в этот момент появляюсь я с аналогичной любовью к пиву, ленью, нежеланием делать скучную работу, брошенным универом и огромной любовью к людям. Появляюсь и думаю — они такие же как я, но не прошарили что IT — есть сущий рай для раздолбая, где ты руководствуясь лишь любопытством с одной стороны и ленью с другой становишься первоклассным специалистом которому даже не надо ходить на работу и просыпаться раньше полудня, а надо только дотащить свой зад от кровати до компа и получать деньги, делая то что больше всего любишь.
И вот я сообщаю своим друзьям раздолбаям что знаю чит-код от реальности, и что им надо срочно стать сисадминами, и что я помогу им в этом совершенно безвозмездно и всецело.
Для этого мне приходится подарить раздолбаю свой устаревший десктопник с монитором, клавой и мышью, оплатить им на месяц интернет, распечатать пару книжек про Linux, записать на болванку livecd и показать как загрузиться с него и получить рутовую консоль. Затем я рассказываю и показываю как офигенно клево и логично устроен Linux в течении N часов и изрядно уставший иду наконец работать. Подобный сценарий у меня повторялся с десятком раздолбаев.
Через месяц одни раздолбаи пропили устаревший десктопник, другие подсели на доту, а третьи и вовсе на меня ополчились, заявив что я пытаюсь их использовать. Ни один раздолбай не стал линуксоидом.
Я же после этого впадал в депрессию на почве разочарования в людях. Я ломал голову месяцами пытаясь понять почему эти люди находят в себе силы жить без любимого пива, а пойти по легкому пути айтишника не могут. Ведь куда легче бороться за свое право на пиво чем смириться с его отсутствием. Разве нет?
И раз за разом я отказывался понимать правду написанную крупным шрифтом на ручке этих граблей: "люди не меняются"
Ницше
Полгода назад мне написал один мой бывший работодатель и предложил 50% долю в его стартапе. Условия для этого стартапа были просто сказочные, казалось, да и теперь кажется, что в таких условиях этот стартап не может не взлететь. Столь клевые были условия что это было даже как-то неспортивно — делать в этих условиях этот стартап.
Было только одно «но» в этом всем — этот человек уже пытался сделать этот стартап в этих условиях и завалил его, чему я был свидетелем. Причиной провала вроде бы была абсолютная некомпетентность его технических специалистов и в этот раз технической стороной стартапа должен был заниматься я. И я занялся. За полгода я сделал продукт не имеющий себе равных в рунете, запустил стартап и вывел его на самоокупаемость. Но я проклал тот день когда во все это вписался, ибо большая часть работы заключалась в исправлении ошибок и косяков партнера. Когда он косячил, техническая команда во главе со мной стискивала зубы, затягивала пояса и находила способ исправить последствия его ошибки. И чем больше мы работали тем меньше работал мой партнер.
Я пробовал критиковать его, вдохновлять его, льстить ему, пугать его, сужать ему зону ответственности, прощать его и продолжать в перерывах между исправлением его косяков хорошо делать свою работу, а он продолжал ничего не делать либо все ломать. В конце концов он сказал что вообще не обязан что-либо делать, а 50% ему полагаются как автору идеи. Мой бывший партнер — единственный кому дано завалить этот ситартап в этих идеальных для него условиях.
Я вдруг присмотрелся к несущейся наменя ручке грабель и прочитал то во что так давно отказывался поверить:
"люди не меняются"
Он как и прежде провалил проект, а я как всегда отказался сдаться. Теперь я продолжаю развивать этот стартап в менее идеальных условиях, но без деструктивного влияния бывшего партнера и как единоличный собственник этого проекта.
Люди не меняются
Независимо от обстоятельств и условий человек в каждом своем решении и действии проявляет свою сущность и амплуа — изобретатель будет изобретать даже работая дворником, педант будет педантичен даже в наведении беспорядка, жертва обстоятельств даже победив останется жертвой, а победитель даже проиграв одержит победу. Я же — дурак, учусь на своих ошибках покуда они меня не прикончат.
Автор: sfss