Я открыл IT стартап, попал в Сколково, вышел на 70 млн в год, но что-то пошло не так
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Т. Басеяном, основателем сервиса профориентации.
В 2020 году я создал онлайн-сервис профориентации для подростков в IT и помощи при поступлении в вуз.
За пять лет мы прошли путь от простой идеи до платформы с более чем 200 000 зарегистрированных пользователей, достигли выручки в 70 млн рублей, а затем упали до 10 млн.
Сегодня расскажу, как мы запустили проект, находили первых клиентов и партнеров, стали резидентами Сколково и как неправильные решения с налогами и командой чуть не убили проект.

Концепция программы «Профориентация 360»
Проблема, которую мы решаем, понятна каждому: 73% россиян не работают по специальности, а профориентацией в школе пользуются лишь 2,5% выпускников. Подростки часто не понимают, как выбрать направление в ИТ, куда поступать и как готовиться.
Наш основной продукт — это программа «Профориентация 360», где школьник погружается в каждое ключевое направление IT-индустрии: разработку, дизайн, маркетинг и управление.
В программе школьник погружается в каждое из этих направлений, выполняя реальные задачи: пишет код, создает интерфейсы, разрабатывает стратегии продвижения и управляет проектами. Через эти практические упражнения и игровые механики участник примеряет на себя разные профессиональные роли.
Важной частью процесса является встреча с ментором — опытным специалистом, который обсуждает с учеником результаты его работы в различных направлениях, помогает проанализировать сильные стороны и дает профессиональные рекомендации. На основе этого диалога и методик школьник формирует понимание, какое IT-направление ему действительно подходит, и составляет персональную карту развития компетенций.

Научная начинка сервиса
В основе нашей профориентации — коктейль из классических теорий и современных EdTech-фишек. Мы начали с методики американского психолога Джона Холланда.
Холланд придумал RIASEC — это аббревиатура шести типов личности. Представьте, что каждый человек — это смесь этих типов в разных пропорциях:
R (реалистичный) — любители всё потрогать руками и разобрать. Те самые дети, которые разбирали будильники, а потом не могли собрать обратно.
I (исследовательский) — вечные «почемучки», которые глубоко копают в любой теме.
A (артистичный) — креативщики, готовые переделать интерфейс вашего сайта «потому что так красивее».
S (социальный) — комьюнити-менеджеры от рождения, душа любой команды.
E (предприимчивый) — прирождённые руководители, те, кто на доске почёта в классе.
C (конвенциональный) — любители порядка, для которых документация важнее, чем рабочий код.
Мы взяли эту методику и адаптировали её специально для IT. Тест Холланда помогает понять, почему одному человеку в кайф сидеть и писать код в тёмной теме редактора, а другому — презентовать проекты клиентам в костюме.
Концепция нашего подхода строится на весовой модели ответов. Каждый вопрос теста имеет свою ценность, и ответы приносят разное количество баллов в многочисленные профессиональные блоки. Через 100-200 таких вопросов мы создаем детальный профиль школьника, распределяя его склонности по разным IT-специализациям. Но мы не останавливаемся на теории — обязательно проверяем результаты на практике, наблюдая за тем, как подросток справляется с реальными задачами.
К Холланду мы добавили «Матрицу выбора профессии» Галины Резапкиной. Эта методика работает как навигатор — задаёт всего два вопроса: «С кем или чем ты хочешь работать?» и «Что именно ты хочешь делать?».
Представьте, что выбор профессии — это как выбор пиццы. Холланд поможет понять, любите ли вы остренькое или сладкое (ваш тип личности), а Резапкина подскажет, какие конкретно ингредиенты вам по вкусу (сфера деятельности и роль). Мы интегрировали эту матрицу в диагностику, и получилась такая интерактивная пицца… то есть анкета!
Также мы используем методологию оценку 360° — ее обычно применяют в корпорациях для оценки сотрудников. Мы изучаем школьника не только через его ответы на вопросы, но и через выполнение практических задач, что дает более объективную картину его способностей.
Но только на старых методиках далеко не уедешь. Поэтому наша команда создала собственные игровые форматы, направленные на поиск и проявление предрасположенностей — например, как ты себя ведешь в команде, каким ты себя видишь, а каким видишься со стороны. Это очень помогает в работе с подростком.
Все эти инструменты работают как единый организм. После тестирования в первой «комнате» школьник получает отчёт о своих сильных сторонах, а потом доказывает или опровергает его на практике — во второй «комнате» пробует реальные задачи, а в третьей общается с ментором.
Ментор, кстати, не просто кивает головой и говорит «ага, молодец!» Он сопоставляет результаты тестов с тем, как школьник справлялся с задачами, и может скорректировать рекомендации.

Поэтому у нас много методик и инструментов. Жизнь сложнее любых тестов, но с ними всё-таки проще, чем без них.
Запуск на no-code
Начали мы в апреле 2020 года — прямо в разгар пандемии. Изначально мы планировали запускать офлайн-школу, но ковид заставил нас полностью уйти в онлайн. Это неожиданно стало нашим счастливым билетом.
На старте у нас даже нормального сайта не было. Мы запускались на самом настоящем no-code: Тильда, Airtable, интеграция с Zoom и куча скотча, чтобы всё это держалось вместе. Просто накидали LMS-ку «на коленке» и заключили пару партнерских соглашений. Такой минималистичный подход сработал.
Наша go-to-market стратегия заключалась в выборе узкого сегмента — подготовки именно по IT-специальностям — так мы создали для себя «голубой океан». В то время мало кто целенаправленно работал с этой нишей, так что мы нашли свой уникальный угол на рынке.
Первый год показал: 1,3 млн рублей выручки. Скромно, но это был фундамент для дальнейшего роста.
Event-маркетинг как основа привлечения
Самое сложное на старте — привлечь первых пользователей. Я использовал несколько каналов одновременно.
Во-первых, задействовал личную сеть контактов — бывших коллег, однокурсников, преподавателей — попросил их протестировать платформу и поделиться с заинтересованными знакомыми.
Во-вторых, выступил информационным партнером школьных хакатонов, таких как Local Hack Day, YFHack и W.I.S.E. camp.
Третьим направлением — таргетированная реклама в ВК с предложением бесплатной диагностики в формате теста Холланда. После хакатонов мы запускали email-рассылки для участников и их родителей с предложением пройти полный цикл профориентации.
Основным каналом привлечения у нас стал event-маркетинг.

Как мы решали проблему с вовлеченностью
Мы столкнулись с проблемой — ребята не доходили до конца курса. Анализируя ситуацию, мы поняли корень проблемы: школьники должны были на курсе сделать проект и делали это индивидуально. А самому все делать сложно — если выпал хоть где-то, то пропал.
Мы решили это так — объединили ребят в команды по 2 человека, а в некоторых местах мы убрали домашние задания, переведя все активности в онлайн-формат в реальном времени. Просто мы поняли, что подростки не любят чувствовать себя одинокими в процессе обучения и не хотят накапливать «долги» в виде невыполненных заданий.
Оба подхода показали отличные результаты — метрики дохождения до конца курса выросли, а engagement заметно повысился. Командная работа идеально подошла для проектных курсов, а формат без домашек оказался эффективным для профориентационных программ.
Проблема с проверкой домашних заданий
Параллельно у нас была другая серьезная проблема — домашки долго не проверялись. Ребята сдают домашние задания, их много, они все письменные, и кто-то должен сесть, провести анализ и проверить каждое.
Это создавало узкое место в процессе обучения. Студенты ждали обратной связи, теряли мотивацию, а преподаватели не успевали все проверить качественно.
Для решения этой проблемы мы организовали специальную роль — сервис домашних заданий, который дежурил на линии и обеспечивал быструю проверку по SLA.
Сейчас мы внедряем следующий этап — AI-помощника. Это система, которая по промптам анализирует сдаваемые задания, дает первичный фидбэк и направляет на вторую, повторную проверку человеком только те работы, которые требуют особого внимания. Таким образом мы обучаем систему и даем более быстрые рекомендации непосредственно учащемуся.
Проблема с качеством индивидуальных консультаций
У нас была проблема с проведением индивидуальных бесед в рамках профориентационной программы. Это когда родители и ученики собираются, и мы с ними беседуем, помогаем подобрать направление, проводим аналитику по карте «Профориентация 360».
Проблема заключалась в том, что качество этих бесед сильно различалось — у нас не было единых стандартов, как проводить такие встречи. Родители и школьники получали разный уровень сервиса.
Для решения мы создали специальные методические материалы — пошаговые гайды по проведению консультаций с четкой структурой беседы. А еще начали проводить супервизии — это встречи психологов, где мы разбирали сложные случаи, обсуждали подходы и постепенно улучшали качество наших консультаций.
Как мы стали резидентами Сколково
«Но только условие: как угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!»
Эта цитата из Булгакова точно отражала мои мысли, когда мы решили стать резидентами Сколково.
Я долго откладывал получение резидентства, потому что считал, что мы не подходим. И это было неправильно, потому что если бы получил резидентство в 2021 году, то избежал бы кучу проблем с налогами.
Какие льготы дает резидентство?
-
Статус: значок SK как верификация технологичности и инновационности нашего продукта — мы использовали его на всех маркетинговых материалах, и это повышало конверсию.
-
Доступ к сообществу инвесторов, менторов, а также к микрогрантам.
-
Налоговые преференции — это обнуление налога на доход. Если идет НДС, то он обнуляется. Если берем ОСНО, где 20% налог, ты его тоже обнуляешь. На упрощенной системе минимально платишь 6%, а здесь 0%. Если у тебя выручка 10 миллионов, ты экономишь эти 6% — это серьезные деньги.
Как проходит отбор: 15 слайдов за 4 минуты
Мы проходили отбор несколько раз — в конце 2022 года и в начале 2023.
Раньше процесс занимал до полугода и мог стоить до 1 млн рублей на «гарантии» вхождения. По сути ты платишь консультанту, который готовит все документы и подает заявку. Если задуматься о том, сколько стоят налоговые преференции и сколько денег они сохраняют, это вполне приемлемая инвестиция. Мы заплатили за налоги 15 миллионов за период, пока не были резидентами — представьте, какую экономию могли получить.
Сейчас в Сколково есть специальные программы Fast Track. Там тебя учат, помогают, готовят вместе с тобой презентацию.
Затем ты скидываешь видео, где ты рассказываешь по презентации о своем проекте. Тебе задают вопросы в чате, ты отвечаешь, не зная, кто тебя смотрит, какие это люди. Тебя валидирует 5 человек, каждый по 5 пунктам оценивает. Ты должен из 25 получить минимум 15 «Да» в нужных направлениях. Тогда допустят в резиденцию.
Для финальной защиты я подготовил презентацию из 14 слайдов:
Слайд 1-3: Проблема и решение.
Я сразу привел жесткую статистику. Так показал, что это системная проблема, а не наши фантазии.

Слайд 4: Методика профориентации
Описал процесс от профориентационного тестирования до выбора предметов ЕГЭ, включая измерение 360°, компетентностные карты и базу из 120 тысяч записей по вузам.

Слайд 5: Технология
Представил рекомендательную систему на основе индивидуальных предрасположенностей с использованием байесовских сетей, машинного обучения и коллаборативной фильтрации.

Слайд 6: Бизнес-модель
Показал цифры: 3000 клиентов, 210 тысяч пользователей, 2596 вузов-партнеров, 53 школы-партнера.

Слайд 7: Оценка рынка
TAM 405 млрд рублей, SAM 129 млрд, SOM 2,3 млрд по расчету рынков ЕГЭ/ОГЭ и профориентации.

Слайды 8-9: Сравнение с конкурентами, Команда
Показал наши преимущества перед онлайн-школами, ЕГЭ-центрами и платформами обучения профессиям. Представил ключевых участников.
Слайд 10-14: План развития
Roadmap до 2028 года с этапами исследований, защиты ИС, привлечения инвестиций и выхода на зарубежные рынки с целью 2 млрд рублей выручки к 2028 году.

Это презентация за 2023 год с планами. После этого, вместо роста, мы чуть не закрылись и пошли вниз. Но резидентами все-таки стали. Пользоваться налоговыми преференциями начали с начала 2024 года, потому что надо менять налогообложение и подавать на обнуление налогов.
Партнерская программа и расширение каналов дистрибуции
Уже в конце 2021 года, до получения статуса резидента Сколково, мы запустили партнерскую программу для масштабирования бизнеса. Для образовательных организаций и подготовительных центров наше ценностное предложение звучало так: «Повысьте результативность работы с абитуриентами вместе с продуктами GeekZ».
Выход на университеты-партнеры мы начали через хакатоны, где уже имели контакты. Наше партнерство с Local Hack Day и другими мероприятиями дало возможность знакомиться с представителями вузов в неформальной обстановке. После каждого хакатона я лично встречался с представителями образовательных учреждений, демонстрировал результаты профориентации участников и предлагал масштабировать успешный опыт.
Второй канал привлечения партнеров — выступления на образовательных конференциях. Я регулярно делился опытом на отраслевых мероприятиях, что привлекало внимание проректоров и руководителей приемных комиссий. После одного из таких выступлений к нам подошли представители ИТМО, и через месяц мы запустили пилотный проект.
Третьим каналом стали рекомендации уже работающих с нами вузов. Когда первые партнеры увидели результаты, они начали рекомендовать нас своим коллегам из других учебных заведений. Так через МФТИ мы вышли на несколько других технических университетов.
Сотрудничество с университетами стало для нас стратегическим направлением развития. Мы пошли по этому пути, предложив вузам усилить их профориентационные мероприятия и подготовку абитуриентов.
Почему ВУЗам это выгодно:
— более мотивированные и профессионально определившиеся абитуриенты
— меньше отчислений за счет осознанного выбора специальности
— лучше трудоустройство выпускников благодаря построенной в начале карьерной траектории
— аналитика о предпочтениях абитуриентов и рынке образовательных услуг
Мы разработали два формата сотрудничества. Реферальный формат позволял учебному заведению направлять абитуриентов на нашу платформу, получая до 15% отчислений от платных модулей, которые выбирали студенты. Лицензионный формат предполагал интеграцию нашей методики в собственные профориентационные мероприятия вуза под его брендом с отчислениями до 30% от стоимости программ.
Однако вскоре возникли проблемы — партнеры путались в форматах сотрудничества, не понимали, какие условия применяются, какую аналитику они получат, какой договор использовать. В результате несколько крупных университетов приостановили пилотные проекты из-за «неразберихи в документации».
Для решения проблемы мы провели реструктуризацию партнерской программы. Запустили единый Partner Portal, где в одном месте можно выбрать формат, подписать договор и отслеживать ключевые показатели. Также интегрировали Power BI-дашборд с метриками в реальном времени и провели серию обучающих вебинаров. После этих изменений конверсия из пилота в постоянное сотрудничество выросла вдвое.

Кризис
В марте 2022 года мы получили двойной удар. Первый — месяц вообще не было выручки. Представьте: команда работает, расходы идут, а денег нет. Совсем. Второй удар — инвесторы переложили свои инвестиции в другие проекты и сказали, что не готовы поддерживать стартап. Если бы они смогли покрыть задолженность перед командой и наши обязательства, мы бы спокойно существовали дальше. Но этого не произошло.
По всем стандартным управленческим подходам нужно было немедленно сокращать штат и резать расходы. Но я принял другое решение: я решил пересобрать программы и сохранить все рабочие места, уменьшив зарплаты.

Получился гэп (кассовый разрыв) примерно в 5 миллионов рублей, которые мы недополучили в выручке. Мне пришлось это все лично финансировать — это была большая боль. Постепенно запустился классический замкнутый круг: задержки зарплат приводили к демотивации команды, демотивированная команда хуже продавала, падение продаж заставляло брать кредиты под проценты, проценты увеличивали расходы.
Следующий год я потратил на поиски новых инвестиций, которые позволили бы сделать перезагрузку проекта. Несколько раундов переговоров с разными фондами — большими и маленькими — доходили до финальных стадий, но в итоге все отваливались.
Затем я увидел, что у нас была еще одна корневая проблема — мы не определились с бизнес-моделью. Не решили ключевой вопрос: строим венчурный проект с быстрым ростом и перспективой продажи или создаем «дойную корову» для регулярных дивидендов? Первоначально я рассчитывал на венчурную логику — вырасти и продаться. Но когда инвесторы ушли, я пытался сохранить венчурную команду без венчурного финансирования.
В июне 2024 года стало ясно, что полумеры не помогут. В начале я решил закрыть проект, но потом понял, что у нас есть серьезный накопленный опыт: сотни тысяч людей знают наш бренд, десятки тысяч родителей получали консультации, тысячи выпускников. Это нельзя выкидывать. Поэтому я решил полностью пивотить проект — пересобрать команду и пересмотреть продукт.
Перезапуск без продаж и маркетинга
Я посмотрел на обязательства перед учениками и ежемесячные платежи, которые люди планировали делать в этом учебном году. Понял, что этих денег достаточно для обучения в нужном формате.
Договорился с несколькими людьми из команды, которым было интересно продолжать на новых условиях, и мы начали работу. Да, без продаж, без маркетинга, но постепенно оказалось, что люди сами приходят, задают вопросы, спрашивают, как начать обучение. Потом оказалось, что маркетинг как-то сам работает, можем и продажи потихонечку организовывать.
Если в 2022 году наша выручка составляла 70 млн рублей, то после череды кризисов и изменения структуры бизнеса в 2024 году она снизилась до 10 млн рублей. В этом году планируем примерно так же и потихонечку расти.
Это не те цифры, которые мы видели несколько лет назад, но проект становится более зрелым. Мы продолжаем функционировать, завершаем текущий учебный сезон с новой командой и совершенно другим подходом. У нас собственная LMS (платформа для обучения) и четкое понимание того, какой бизнес мы строим. Второй шанс дается не всем стартапам, но мы его получили. И собираемся им воспользоваться.
9 выводов развития своего стартапа
За пять лет создания и развития сервиса я сформулировал для себя несколько ключевых принципов успешного построения продукта:
-
Выбери одну бизнес-модель и придерживайся её. Либо венчур с быстрым ростом, либо стабильный бизнес с дивидендами — нельзя усидеть на двух стульях. У нас была венчурная модель, но когда инвесторы ушли, мы не смогли быстро адаптироваться.
-
Имей альтернативные точки зрения в команде. Как предприниматель я был слишком оптимистичен. Должен быть человек-скептик, который может оспорить твои решения. В команде должны быть и оптимист, и скептик, и они должны спорить.
-
Не откладывай налоговую оптимизацию. Статус Сколково давал нам льготы, но мы не сразу ими воспользовались. Мы переплатили 15 миллионов рублей за период, пока не были резидентами.
-
Составь план действий в кризис до его наступления. У нас не было готовой стратегии для экономических потрясений, и мы принимали решения хаотично.
-
Не бойся сокращать персонал в кризис. Моя попытка сохранить всех сотрудников усугубило финансовые проблемы и привело к более серьезным последствиям позже.
-
Расширяй команду по факту роста, а не по прогнозу. Мы увеличили штат после временного успеха, не убедившись в устойчивости роста. Затраты быстро превысили доходы.
-
Думай как целевая аудитория. Когда мы поняли, что школьникам лучше работать в команде, а не индивидуально, метрики дохождения до конца курса значительно выросли.
-
Масштабируйся через партнеров. Сотрудничество с университетами и хакатонами оказалось для нас не просто каналом продаж, а стратегическим направлением, которое создало экосистему вокруг сервиса.
-
Перезапуск может стать вторым шансом. В 2024 году мы полностью пересобрали команду и продукт. Несмотря на падение выручки в 7 раз, получили возможность построить более устойчивый бизнес на основе приобретенного опыта.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога «Упал, поднялся» на основе интервью с Тиграном Басеяном, основателем стартапа GeekZ, автором канала Black product owner. За подготовку материала спасибо Эвелине Астаповой.
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что «Упал, поднялся» – это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подписывайтесь на блог «Упал, поднялся – интервью про бизнес».
Автор: slava_rumin