РАО. Конец монополии или просто «некоторые слишком много воровали»?
Ну вот случилось чудо и на нашей улице перевернулся грузовик с мороженным (конфетами, пивом, стейками medium-rare, выбрать на свой вкус.
Сергея Федотова, главу РАО приняли доблестные следователи. Бодро допросили и оставили по результатам под стражей.
Сказать, что РАО все последнее время работало очень странно, не сказать ничего. В формате непристойных взаимоотношений жабы и гадюки дадим слово герою-победителю мотоциклистов, Юрию Антонову, но и без этих нюансов история РАО прекрасна и незатейлива.
Для тех кто внезапно не в материале, в двух словах: есть организация Российское Авторское Общество. Которое государство наделило правами твердой рукой собирать деньги со всех, кто в деятельности пересекается с авторскими правами всяких музыкантов, поэтов и прочих творческих людей. Что, периодически, принимало форму слегка комичную, граничащую при этом с шизофренией. Классической историей считается требование группе Скорпионс оплатить 5% от сборов в пользу себя же, но в адрес РАО, хотя до того аналогичная история происходила и в октябре 2008 года с английской группой Deep Purple в Ростове-на-Дону. Там, кстате, был суд, который РАО выиграло.
Собственно сейчас будет, как надеется все прогрессивное человечество, решаться вопрос, посадят исключительно малость зарвавшегося Федотова, или все-таки руководство страны осознает, что неконтролируемый сбор денег за малоформализуемые действия неустановленного круга терпил, практически гарантирует спонтанные хищения в организации, которая через себя радостно пропускает все эти деньги. И поменять условного Федотова на не менее условного Антонова радикально ситуацию не поменяет.
При этом происходящее глобально визуализирует все, что происходит с этой частью авторского права вообще: виртуальные платы за права, возникающие на ровном месте, которые никак невозможно отследить или посчитать. Вот есть условная кафешка, в которой играет радио, которое уже один раз заплатило за право транслировать это вот самое, что оно транслирует. И вы можете это слушать. Но если в кафешке — то руководство кафешки должно РАО бабла. Если это оно врубило приемник.
При этом в теории автору конечно хорошо, если он получает деньги лишний раз. Стимулирует авторов итп. Но вот только судя по тому, что у них легко отложилось в сторону пол-миллиарда денег, что дает прогноз реальных хищений раз в 5 больше, авторам эти деньги не особо доходят.
Тут беда в том, что пока нормального механизма никто не предложил.
Была у меня года два назад про это одна мысль, довольно завирального характера, но радикальная. Ввести тупо налог на потребление авторского контента. Пару тысяч рублей с носа в год. И эту сумму потом распределять между всеми авторами, что как-то учлись в течение года. И нет сразу в стране никаких пиратских фильмов. Потому что за потребление любой копии ты уже заплатил. смотрит ее какойнть француз — он пиратская, он прямо уууух какой ущерб наносит. А как наш человек — сразу вокруг благодать, прямо в у него возникает какбы лицензия. Лепота и всякое такое.
Прецедент, кстати, уже есть — Закон Михалкова. Методология то схожая.
Автор: