Геймификация для достижения новогодних целей: продуктово-научный подход
Обычно я не ставлю целей на год и не даю новогодних обещаний, но в этом году, с запуском школы и желанием показать работу продакт-менеджера на реальных примерах, я решила подойти к составлению списка обещаний — «Challenges 2025» как продакт.
Что получишь ты, дорогой читатель, от этой статьи? Список книг и статей про мозг, привычки и геймификацию (в конце статьи есть список); узнаешь при чем тут продакт-менеджмент и бонусом — скачаешь шаблон списка обещаний | желаний на 2025 год.
Вводное слово для начинающих продактов
Для подготовки MVP (списка обещаний на новый 2025 год) предстояло провести анализ целевой аудитории, изучить конкурентов и рынок, определить метрики успеха, задать себе вопрос: «зачем мы это делаем и почему именно сейчас?» и ответить на него, создать первую версию и протестировать ее.
Если у нас тут есть начинающие продакты и хочется подробнее почитать про эти шаги и их результаты, то добро пожаловать в телеграм-канал, а если хочется погрузиться в книжки и статьи, то пристегните ремни и оставайтесь тут.
Итак, после определения целевой аудитории двигаемся в самую исследовательски интересную часть — анализ рынка и конкурентов.
Анализ научных исследований
Анализ конкурентов — людей, которые ежегодно дают себе обещания стать лучше, сильнее и успешнее в новом году, показал, что огромное количество этих обещаний остаётся в январе и не доходит хотя бы до февраля. На это есть несколько причин:
-
Сложно делать то, что ты почти никогда не делал, особенно на протяжении целого года.
-
До конца года всегда кажется, что есть много времени, — «успею еще».
-
К февралю уже забывается всё, что ты себе пообещал.
Почему так происходит?
У меня на это 5 причин…
Дело не только в том, что мы ленивые жопы (хотя и в этом тоже).
➵ Наш мозг не любит делать много всего сразу. Ему комфортнее заниматься чем-то одним, однозначным и продуктивным. Исследования это подтверждают.
!
Обещания должны быть декомпозированы. (Спасибо, кэп, — скажете вы. Но не кидайтесь помидорами — читайте дальше!)
➵ Формирование привычки требует времени и постоянства. Наш мозг — оптимизатор, выкидывает все новое, не закрепленное в нейронных сетях.
Исследования (например, от HBR) говорят, что гораздо продуктивнее делать одно и то же полезное дело несколько дней подряд. Именно так привычка закрепляется и становится частью нашей жизни.
!
Чтобы полезное обещание превратилось в привычку, нужно регулярно выполнять связанные с ним действия в течение нескольких дней (в среднем около 10 дней, согласно исследованиям).
➵ Наш мозг любит вознаграждения. Ох, как он это любит! А ещё мы (и наш мозг, конечно) получаем удовольствие от завершения дел. Так приятно поставить галочку напротив выполненной задачи, правда?
Эти приятные чувства подпитывает геймификация. Геймификация захватила мир, утверждает статья от MIT. Да, может и захватила, но если это работает, почему бы не порадовать себя, наш мозг, а еще и наших клиентов, если мы делаем продукт.
!
Нужно давать мозгу возможность радоваться маленьким победам, не расстраиваться из-за неудач и поощрять себя за перевыполнение плана.
PRD на основании исследований
На основании трех важных выводов из анализа !
создались требования к нашему списку желаний.
-
Декомпозиция желаний: разобьем год на месяцы и каждый месяц будем выполнять 1 свое желание (тренировать 1 полезную привычку).
-
Регулярность: будем ежедневно выполнять задачи в течение месяца.
-
Геймификация: Звёздочки будут отражать прогресс и радовать нас, даже если мы сделали 10% плана.
MVP и тестирование
В качестве MVP мы зарелизили Google-документ, который готовы показать и вам.
📌 Ссылка на документ живет тут: вы можете сделать его копию, заполнить своими обещаниями | пожеланиями | целями | челленджами на 2025 год и использовать.
Дальнейшие шаги
Если вы хотите развить этот проект в стартап, учебный кейс или вам просто интересно, что надо было бы делать продакту дальше, то вот что:
-
Отслеживать метрики использования таблицы.
-
Собрать отзывы пользователей и обновить документ по требованиям от пользователей, если это необходимо.
-
Разработать мобильную версию для телефона (я бы начала с сайта, его удобнее продвигать).
-
Добавить социальные элементы: возможность делиться прогрессом и приглашать друзей.
-
Бесконечно улучшать…
Список литературы
-
The Art of Monotasking — Harvard Health.
-
Habit Formation Dynamics — MIT.
-
Learning from and with AI: Duolingo’s Zan Gilani — MIT Sloan.
-
How Gamification Took Over the World — MIT Technology Review.
Надеюсь, было полезно!
Буду рада вашей конструктивной обратной связи и вопросам!
Автор: alina_pro_it