Семейный бизнес в сфере IT
Предисловие
Большое спасибо jimmy_webs, который в комментариях к предыдущей статье дал мне совет написать про 5 лет в семейном бизнесе. И всем тем, кто оставлял подбадривающие комментарии с призывом писать еще. Ну что же, вы сами напросились.
Я никоим образом не претендую на роль авторитета или человека, умудренного жизненным опытом. Наоборот, я понимаю, что наша компания находится в самом начале своего пути развития. Однако, какую-то часть этого пути мы уже прошли. Я просто хочу поделиться собственным опытом и надеюсь, что это поможет начинающим предпринимателям совершить меньше ошибок.
Возьмите буклетик или с чего все начиналось
Мысли создать свой бизнес у меня никогда не возникало. А у мужа, как оказалось, никогда не возникало мысли свой бизнес не создавать. Он постоянно предлагал разные идеи, я слушала, кивала. Потом говорила, что еще рано. Надо набраться опыта, заработать денег.
Как хорошо, что он решил «послушать женщину и сделать наоборот». Выбрал основным направлением деятельности IT-аутсорсинг, зарегистрировал фирму, снял офис. Что ж, дело сделано. Надо искать клиентов.
Я как человек, отстоявший в свое время ни один час на промо-акциях, раздавая листовки и проводя дегустации, предложила сделать рекламные буклеты и пройтись по соседним офисам. Идея была принята и мы взялись за дело.
Начальный капитал в 10 тыс. рублей ― это все, что у нас на тот момент было. Из них 6,5 тыс. было уплачено за первый месяц аренды офиса, 2 тыс. ― знакомой девушке-художнику за иллюстрации для буклета. А еще буклеты нужно было где-то печатать.
Как оказалось, у знакомого родителей был цветной лазерный принтер. Он не отказал нам в помощи и распечатал буклеты бесплатно. Мы потратились только на бумагу и степлер. Пришла пора пройтись по офисам потенциальных клиентов.
Я взяла на работе отгул и целый день мы с мужем обходили офисы в центре города. Сначала было неловко, но потом мы влились. С энтузиазмом рассказывали людям что такое IT-аутсорсинг и как он решит их проблемы.
После промо-акции подвели итоги. Конверсия составила 1%. Т.е. 1% организаций решили с нами сотрудничать. А так как мы раздали 100 буклетов… Да, мы получили своего первого клиента. С абонентской платой в 2 000 рублей в месяц. Кстати, эта компания и сегодня является нашим клиентом.
Все не по бизнес-плану
Почему мы выбрали основным направлением деятельности IT-аутсорсинг? Конечно, это не было спонтанным решением. Мы думали, считали, строили бизнес-планы. И в результате пришли к мнению, что IT-аутсорсинг — это стабильность.
Рассуждали мы примерно так:
- находим 10 клиентов на сопровождение, это обеспечит доход в 40-50 тыс. рублей в месяц,
- потом берем сотрудника, который будет выезжать на вызовы. Сами тем временем ищем еще 10 новых клиентов,
- потом берем еще сотрудника и продолжаем увеличивать клиентскую базу.
Реальность же выглядела следующим образом:
- на аутсорсинге 3 клиента, которые приносят 14 тыс. руб. в месяц,
- у этих клиентов вечно что-то ломается и вместо того, чтобы искать новых клиентов, приходится ездить по старым,
- примерно раз в месяц появляется клиент, которому нужен сайт. Разработка сайта стоит 10-15 тыс. рублей, времени совсем нет, поэтому приходится работать по выходным.
В общем бизнес-план жил своей жизнью, а бизнес — своей. Хотя давайте называть вещи своими именами. Это был не бизнес, а фриланс с ежемесячной оплатой за аренду офиса. Нужно было что-то менять.
Александр (мой муж) принял решение искать помощника. Я в то время могла помогать только от случая к случаю, так как работала в другой организации. Мы разместили на местном форуме объявление о поиске сотрудника. Зарплата маленькая, но работа интересная и напряженная.
Так в компании появился первый сотрудник, практически без опыта работы, но с горящими глазами. Именно такого мы и искали. Саша натаскивал его по всем фронтам. Они вместе решали проблемы, возникающие у клиентов на IT-аутсорсинге. Несмотря на то, что работал Эдвард 2-3 дня в неделю, порой он очень сильно выручал и снимал с мужа нагрузку.
Итак, свободного времени стало чуть больше. Однако, вместо того, чтобы тратить его на развитие бизнеса по плану (помните, новые клиенты — > стабильный доход — > сотрудники — > новые клиенты), муж стал больше внимания уделять разработке сайтов. И со временем IT-аутсорсинг ушел на второй план.
Надо сказать, что web-ом Саша увлекался еще со школьных времен, постоянно отслеживал тенденции, прокачивал себя как специалиста. Поэтому даже первые сайты, разработанные в нашей компании, были очень даже достойными и приносили своим владельцам стабильную прибыль.
Прощай защита информации
А я тем временем занималась защитой персональных данных в медицинских учреждениях. Со временем информационная безопасность разочаровывала все больше и больше. Руководители организаций (и бюджетных, и коммерческих) были обеспокоены не тем, как защитить персональные данные своих клиентов и сотрудников, а тем, как защититься от государства. Т.е. максимально прикрыться бумажками и быть готовым к проверкам.
Такая ситуация удручала, хотя в глубине души я понимала, что вероятность нарваться на крупные штрафы от государства действительно велика.
Меня все больше захватывала мысль присоединиться к мужу. Я читала «Ководство» Лебедева, «О рекламе» Огилви, «Клиенты на всю жизнь» Сьюэла и другие книги, вызывающие жгучее желание действовать. Но было жутко страшно. Что я знаю о бизнесе? О разработке сайтов? Об IT-сопровождении?
Толчком, как вы знаете из предыдущей статьи, стало выполнение крупного заказа по организации защиты персональных данных в сети автосалонов.
Тогда я за 2 месяца заработала свою годовую зарплату и приняла решение оставить защиту информации.
И чем я буду заниматься?
Теперь мы работали втроем. Я занялась контентом, подготавливала информацию для новых сайтов, обрабатывала фото, наполняла сайты. Потом взяла на себя ведение всех документов, для этого пришлось изучать основы бухучета и налогового кодекса.
Скоро мы поняли, что клиентам важно предлагать не только разработку сайтов, но и их продвижение. Ведь какой смысл в сайте, если его не находят посетители? В общем мне было поручено разобраться с SEO, чем я и занялась.
Поначалу было страшно. Да и два первых заказа на продвижение как назло были нереально сложные: строительство домов и отель в Геленджике.
С разработкой сайтов проще: разаботал сайт, подписал акт, закрыл договор. А в SEO ты работаешь несколько месяцев и практически не видишь результата. А что, если не получится? Что, если сайт не выйдет в первую десятку?
Но зато какой это кайф, когда твой сайт по всем запросам выходит на первую страницу поисковой выдачи!
Кто я? Или небольшое лирическое отступление
Я не была уверена, стоит ли писать о своих мыслях и переживаниях. Но с другой стороны, если вам не интересно описание моих душевных терзаний, просто прокрутите статью дальше.
А я пока изолью душу. Я была ценным специалистом по защите информации. Меня не раз приглашали на работу в крупные московские компании, предлагали хорошую работу и высокую зарплату. Но все же выбор был сделан в пользу бизнеса. И это не выбор из разряда «сделал и забыл», я еще долго сомневалась в принятом решении.
Занималась наполнением очередного сайта или готовила отчет в ПФР и терзалась мыслью: «Что я делаю? Я же теряю квалификацию!». Чувствовала, что все дальше и дальше удаляюсь от защиты информации. А куда иду, не знала. Весь этот контет, SEO, бухгалтерия казались такими несущественными, этому каждый может легко научиться. Что я напишу в своем резюме? Возьмет ли меня кто-нибудь на работу?
В таком состоянии я пребывала, наверное, год. Поделилась сомнениями с мужем и он объяснил, что я не вижу главного. Да, я теряю квалификацию специалиста по защите информации. Но выбор сделан, какой смысл метаться? И на самом деле я приобретаю бесценные навыки в другой сфере. Создаю и развиваю бизнес. Я ― предприниматель.
После этого я сказала себе, что с защитой информации покончено, поставила точку и запретила себе об этом думать. Тяжелый камень упал с плеч и я еще больше отдалась своему теперь единственному делу ― развитию бизнеса.
Куда уходят сотрудники
Среди наших клиентов был гостевой дом в Анапе. И мы подумали, что для гостевого дома было бы здорово разместить на сайте 3D-панорамы. Делать их мы естественно не умели, но когда это нас останавливало? Надо пробовать! Клиент выразил свое согласие, мы заключили договор и начали экспериментировать.
Как мы делали эти панорамы ― отдельная душещипательная история, но речь сейчас не об этом. Эдвард очень увлекся процессом и понял, что это именно то, чем он хочет заниматься. Через некоторое время он открыл свою студию и сейчас занимается разработкой виртуальных туров. И у него очень неплохо получается.
Я думаю, мы своим энтузиазмом заряжали сотрудников. Глядя на нас, практически своих ровесников, они понимали, что нужно пробовать. Мы не скрывали, что будет невероятно сложно, но и не отговаривали, помогали советами и делились опытом.
В последствии еще 3 сотрудника ушли от нас именно с целью открыть собственный бизнес.
Один из работавших у нас программистов, решил открыть интернет-магазин, менеджер по продажам ― компанию, оказывающую услуги электромонтажа, а девушка-админ занялась оказанием услуг IT-аутсорсинга.
В сухом остатке удержаться в бизнесе удалось 1-му из 4-х наших бывших коллег. Я думаю, что это неплохая статистика. Быть предпринимателем очень и очень сложно. Но нам было легче, чем остальным, потому что мы были вместе. Думаю, по одиночке мы бы не справились. Я бы точно не справилась.
Что дальше?
Что же, думаю на сегодня все. А через неделю я расскажу:
- кто все-таки в семейном бизнесе главный;
- как мы отказались от IT-аутсорсинга и подняли цены в 2 раза;
- почему я не люблю Сбербанк.
To be continued…
Автор: it-witch