С чего стоит начать делать стартап, опыт FlowWow

Привет, меня зовут Андрей Макеев, я сооснователь сервиса Flowwow.com. Это агрегатор цветочных магазинов.

В своих первых публикациях я решил перенестись в сентябрь 2013 года, когда FlowWow был лишь идеей, и далее по порядку рассказывать об уроках и опыте, которыми бы хотелось поделиться.
Журналисты часто спрашивают: «Как появилась идея сделать FlowWow?». Честно говоря, я не люблю врать и рассказывать эти громкие истории о том, что я сидел дома и хотел отправить цветы, а тут все так плохо работает. Нет! Все намного прозаичней: я только вернулся из Москвы после кемпа Яндекса (Tolstoy Startup Camp), где получил нереальный заряд энергии и знаний. Я встретился со своим другом и коллегой Славой, с которым еще со студенческих лет мы занимаемся разными проектами. Мы купили китайской лапши в коробочках и пришли в парк к озеру. Я достал свой блокнот, который всегда ношу с собой, и мы стали просто перечислять идеи, записывать их и критиковать. Как сейчас помню, была отличнейшая погода, был выходной день и кругом гуляли семьи с детьми и влюбленные парочки.
И тут мы подумали про цветы.
Цветы — это огромный, совершенно неструктурированный рынок, дикий и абсолютно непрозрачный. На рынке нет крупного игрока, который бы ассоциировался с заказом цветов, работал очень четко и мог повлиять на стандарты в этой сфере. Онлайн заказ цветов дороже покупки в оффлайне, т.к. работает много сайтов-посредников, которые делают наценку 200-300% минимум.
На рынке цветов нет своего Яндекс.Такси или Booking.com.

Идея показалась нам интересной, осталось понять, сможем ли мы привлекать заказы, и нужны ли вообще заказы цветочным магазинам.
Я вспомнил лекции на кемпе про проверку гипотез, и мы решили сделать страничку с предложением для магазинов. Нужно было проверить, интересно ли магазинам делиться своей прибылью взамен на продажи.
Где взять магазины? Все просто. Я зашел в 2ГИС, вручную скопировал емейлы и залил их в мейлчимп. Затем написал текст, заголовок и сделал рассылку. Наш лендинг должен был собирать телефоны цветочных магазинов, которым интересно получать дополнительные продажи. Потом мы должны были с ними созвониться и встретиться, чтобы понять рынок, как он работает, какая маржа, конкуренция и т.п.
Рассылка очень круто сработала, на призыв отозвались 30% магазинов. Повторюсь — 30%! Те, кто занимался рассылкой такого спама, оценят. Я расписал план встреч и начал ходить по магазинам. У меня была примерно неделя, каждый день по 5 встреч. Было очень интересно. Кто-то критиковал идею и говорил, что у нас ничего не выйдет, а кто-то был готов начать сотрудничать немедленно! Всю нужную информацию я получил, было очень полезно за 7 дней «въехать» в суть бизнеса. Бесплатные консультации из первых уст.

«Окей, — подумал я, — теперь я знаю, что им нужно».
Пришло время проверить, сможем ли мы привлекать покупателей цветов дешево. Я нашел в интернете симпатичный шаблон интернет-магазина на WordPress и залил туда товары (несколько букетов). Это заняло один вечер. Потом попросил Славу сделать рекламную кампанию в Яндекс.Директе. На разработку и запуск кампании ушел еще день. Тестовый бюджет был 1000 рублей.
В общей сложности мы потратили 250 рублей на привлечение 1 клиента. В целом это хороший результат, можно делать.
Я очень внимательно проверил, есть ли подобные проекты в России и мире. В сентябре 2013 года я ничего похожего не обнаружил. И понял — нужно делать.

Вот такая история. Несколько полезных выводов, которые мы для себя сделали:

1. Критикуйте свои идеи, обсуждайте, переносите себя на место клиента. В спорах рождается истина.
2. Не стоит тратить большие деньги на проверку гипотез, сделайте все максимально быстро и просто. Если не выстрелит, то сэкономите время и деньги.
3. Не нужно пилить продукт. Я не разработчик, но точно знаю, что сайт-лендинг можно сделать самостоятельно и бесплатно за 1 час — это факт. Если вы разработчик, то вам нужно отбросить ваш перфекционизм и сделать все просто и быстро.
4. Учиться нужно очень быстро. До первой встречи с цветочными магазинами я вообще ничего не понимал в цветах и всего один раз в жизни покупал цветы через интернет. Но за неделю встреч с профессионалами из отрасли я почувствовал себя настоящим флористом.

История, которую я написал выше — это чистой воды Customer development, про который много информации в интернете. Если не знаете, что это, то почитайте.

В следующем выпуске: Как собрать команду мечты без денег.

Автор: flw

Источник

Оставить комментарий