Хороните «дохлых» единорогов

facezombieВ мире IT бизнеса существует огромное количество разного рода блокбастеров, но продуктов которые приказали долго жить еще больше. Многие думают, что самое страшное что может случится с продуктом или компанией это смерть, но это не так. На самом деле, гораздо хуже, когда продукт превращается в «зомби».

Такая странная форма бытия, когда стартап не стал успешным и окончательно не слился. Вроде бы все ничего, какие-то пользователи в наличии, относительно стабильный, но незначительный приток средств, дающий возможность проекту оставаться на плаву, и абсолютно никакого развития, как у транспортного потока после обильного снегопада на МКАДе от Щёлковского шоссе до 22-го километра.

«Зомби» занимают время и ресурсы и замедляют свою команду. «Зомби»-сервисы требуют обновлений безопасности, нуждаются в мониторинге, и само собой в обновлениях, когда API сторонних задействованных продуктов меняются. Мобильные «зомби» продукты нуждаются в обновлениях для работы с новыми форм-факторами и должны быть совместимы с новыми версиями мобильных операционных систем. Но самое главное заключается в том, что «зомби» оказывают значительную психологическую нагрузку на команду разработчиков.

Разработчики-технари в основном довольно прагматичные люди, и практически всегда осознают, когда работают в интересах продукта «зомби». У любой «нежити» всегда имеются те или иные характерные черты и признаки. Небольшое количество клиентов, отсутствие или крайне низкое количество новых клиентских регистраций, медленный или отсутствующий рост трафика, нулевая эффективность маркетинговых мероприятий и отсутствие новых продаж, и это только некоторые наиболее ярко выраженные признаки «зомби».

Некоторые люди могут думать, «хорошо, что по крайней мере у меня есть хоть какая-то работа», и я не сказал бы, что такая позиция в корне не верна. Недаром Билл Гейтс говорил, что «обжаривать бургеры в Макдаке — не ниже достоинства и наши прадеды назвали бы любую — даже такую — работу, очень хорошим шансом». Хотя сегодня квалифицированные специалисты и так не имеют проблем с получением достойной работы. Работа же на продукт «зомби» в нынешних условиях — самый верный способ сокрушения морального духа команды и потери лучших ее членов. Сейчас имеется большое количество успешных продуктов и компаний, которым прямо сейчас позарез нужны толковые спецы.

Успешные продукты обзаводятся новыми клиентами, подчиняются новым требованиям и запросам, и что немаловажно, ликвидируют новые неизбежные ошибки, обнаруженные энтузиастами. В данном случае единственным критерием, действительно имеющим значение, как на начальных этапах развития проекта, так и в дальнейшем, является динамика развития или по-англицки traction. Для любого инвестора это первичный параметр стартапа, который свидетельствует о целесообразности инвестиций. Если динамики нет, сушите весла, ваш проект стремительно превращается в «зомби», и самым лучшим, что вы можете сделать для себя, это прекратить растрачивать ресурсы на поддержку и совершенствование продукта. В такой ситуации полезно вспомнить одну древнюю индейскую пословицу: «лошадь сдохла – слезь!»
Конечно, нужно предпринять все возможное, чтобы обеспечить альтернативы своим клиентам, пусть это будут даже ваши конкуренты, но усилия в этом направлении не пройдут даром, поскольку оставят о вас хорошее впечатление, которое может вам понадобится в будущем.

Чаще всего traction измеряется в количестве активных пользователей, количестве закрытых продаж или объемах сделок. Обычно если после 12 месяцев функционирования продукта traction не растет, сложившееся положение свидетельствует о неизбежном и печальном конце.

Google, как известно, закрывает продукты, которые по их мнению переходят в состояние «зомби». Многие пользователи сервисов Google бывали расстроены таким положением дел, когда корпорация хоронила продукты с десятками тысяч пользователей, и я в том числе, но проявление мужества компанией в способности «нажать на курок» в таких ситуациях, достойно огромного уважения. Я считаю, что каждый должен помнить этот пример. Бизнес — территория прагматики и романтические переживания здесь неуместны.

«Зомби» всегда сдерживают развитие и замедляют прогресс, а иногда могут приводить к развалу команд и уходу лучших специалистов в конкурирующие компании. Оно вам надо?

Автор: jasiejames

Источник

Оставить комментарий