Бутстрэппинг — бизнес с нуля. Часть 1

Бутстрэппинг — бизнес с нуля. Часть 1 - 1
В данной серии статей я расскажу о нашем опыте поднятия бизнеса только своими силами с полного нуля до оборота 350 тыс. евро в год, или, как еще называют такое явление, — бутстрэппинг.

В статье для сайта Олега Тинькова я уже рассказывала о том, чем мы занимаемся и как к этому пришли. А в этой же серии статей я остановлюсь на технически-организационных моментах, которые волнуют каждого начинающего предпринимателя.

Начинали мы с мужем в 2010 году вдвоем, когда у нас родился первый сын. Мы хотели:

  • финансовой свободы;
  • независимости от места проживания.

На тот момент у нас не было:

  • времени;
  • знаний;
  • денег.

При этом, ситуация осложнялась еще и тем, что мы разрабатывали совершенно новый продукт, аналогов которому на рынке вообще не было.

С чем нам пришлось столкнуться за время работы, чему научиться:

  1. где найти деньги;
  2. как работать с фрилансерами;
  3. найм сотрудников, увольнение;
  4. делегирование;
  5. продажи;
  6. работа с клиентами;
  7. работа с возражениями;
  8. зарабатывание репутации;
  9. антикризисное управление;
  10. бухгалтерия;
  11. юридические вопросы.

Однако мы до сих пор не решили 3 проблемы:

  1. маркетинг;
  2. низкая конверсия сайта;
  3. мотивация сотрудников.

Что имеем на 2016 год:

  • европейская компания с оборотом около 350 тыс. евро в год;
  • возможность инвестировать и начинать новые проекты;
  • команда из 40 человек;
  • пятеро сыновей;
  • решен вопрос с жильем;
  • возможность самостоятельно планировать свою жизнь.

Я считаю эти показали очень хорошими, поэтому и решила поделиться нашим опытом создания бизнеса только своими силами без привлечения заемного капитала.

Итак, мы пошли по схеме бутстрэппинга — это когда нет денег на хороший старт (команда, реклама, технологии, продукт, инструменты бизнеса, опыт) и нужно придумать что-то, что будет очень выгодно отличать тебя от тех, у кого это все есть.

Бутстрэппинг отличается от стартапа тем, что ты изначально рассчитываешь только на свои силы и свои деньги, а не разрабатываешь идею, под которую потом будешь искать инвестора.

Причины, чтобы рассчитывать только на себя, а не на стороннего дядю, у каждого свои. Это наши причины:

  • отсутствие опыта в написании бизнес-плана;
  • отсутствие опыта в переговорах и продажах;
  • элементарное незнание мест, где водятся “ангелы”;
  • нежелание находиться под давлением инвесторов и необходимостью отрабатывать вложенные в тебя деньги;
  • желание остаться единственными владельцами бизнеса и др.

К тому же, ни у мужа, ни у меня не было предпринимательского опыта.

Мы не собирались гоняться за инвесторами, так как основной акцент у нас на семье и детях. Для нас было важным сохранить внутреннее душевное спокойствие и физическое присутствие в доме.

Понятно, что, когда в твой стартап вливаются миллионы долларов, то и прибыль ожидается в таких же миллионах, причем, как можно быстрее. Когда же вы вливаете в свой бизнес пару долларов и вы очень ограничены во времени, то нужно понимать, что отдача придет не сразу.

Во время подготовки этой статьи я подняла все наши записи тех времен и увидела, что за 6 лет работы ничего не изменилось: мы до сих пор работаем в точном соответствии с теми принципами и идеологией, которые мы заложили 6 лет назад.

На то, чтобы их четко сформулировать, у нас ушло около полутора лет. Ведь до того момента все было направлено только на то, чтобы заработать 100 Евро, 500 Евро, 1000Евро. То есть мы думали мелко. И ничего не видели дальше своего носа.

И только после определения миссии, видения и стратегии мы пошли уверенно и четко осознавая свой путь. Прорывом стали наши ответы на вопросы, которые я приведу ниже.

Это те вопросы, на которые мы себе ответили до того как начать:

  1. Если бы у меня был сундук с золотом, чем бы я занимался?
  2. Зачем нам бизнес?
  3. В чем мы лучшие?
  4. Какие наши сильные стороны? (персональные).
  5. Каковы наши прошлые достижения и победы?
  6. What is your Passion? (не могу корректно перевести на русский язык, чтобы не потерять энергетику фразы).
  7. В чем наше конкурентное преимущество?
  8. Какова наша миссия, видение и стратегия?.
  9. Кто мои топ 10 конкурентов в онлайн и в оффлайн?
  10. Какие 10 преимуществ у каждого из моих конкурентов?
  11. Кто мой клиент? (пол, возраст, география, интересы, проблемы, семейное положение)
  12. Какие проблемы могут потопить мой бизнес?
  13. Где я вижу себя через 10 лет?
  14. Сколько денег в месяц мне нужно для идеальной жизни?
  15. Чем вы готовы пожертвовать/на что пойти ради создания бизнеса?
  16. Как установить правильные цены?
  17. Каков объем рынка?
  18. Почему мой продукт или услуга важны для клиента?
  19. Какое первое впечатление должна оказать моя компания на моего клиента?
  20. Пять определений, с которыми клиент ассоциирует мою компанию и продукт?
  21. Если бы моя компания была в виде человека, который сейчас входит в дверь, как он должен выглядеть? Во что должен быть одет?
  22. Какие есть (будут) ключевые позиции в моей компании, задачи, какими качествами должен обладать человек на каждой из позиций?
  23. Что мы продаем?
  24. На чем мы будем зарабатывать?
  25. Что дальше после того, как нас устраивают прибыли?

Конечно же, были и другие вопросы, на которые мы отвечали постоянно на протяжении первых лет, но вот эти были самыми важными в начале нашего пути.

Например, когда мы проходили обучение в компании Роберта Кийосаки, одним из первых сложных заданий было описать миссию до 120 слов, потом сократить этот текст до 80, а потом еще раз до 40 слов. Перечитав ее спустя 6 лет, я была приятно удивлена тем, что ничего не изменилось.

В этой вступительной статье хотелось бы выделить и список некоторых книг, которые мы прочитали и принципы из которых применяем в работе:

  1. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк;
  2. Джим Кемп. Сначала скажи НЕТ;
  3. Майкл А. Лектер. Защити свой главный актив;
  4. Элия М. Голдрат Джефф Кокс Цель. Процесс непрерывного совершенствования;
  5. Ричард Брэнсон. К черту всё! Берись и делай!;
  6. Ричард Брэнсон. Теряя невинность;
  7. Олег Тиньков. Я такой как все;
  8. Олег Тиньков. Как стать бизнесменом;
  9. Роберт Кийосаки. Богатый папа, Бедный папа;
  10. Роберт Кийосаки. Квадрант денежного потока;
  11. Роберт Кийосаки. Прежде чем начать свой бизнес;
  12. Роберт Кийосаки. Отойти от дел Молодым и Богатым;
  13. Айн Рэнд. Атлант расправил плечи;
  14. Бодо Шефер. Мани или азбука денег;
  15. Getting Real by 37signals;
  16. Дэвид Хайнемайер, Хенссон Джейсон Фрайд. Rework: бизнес без предрассудков;
  17. Henry Ford. My Life and Work;
  18. Эндрю Гроув. Выживают только параноики;
  19. Jim Collins. Good to Great;
  20. Бланшар К., Джонсон С. Менеджер за одну минуту;
  21. Og Mandino. The Greatest Salesman In The World;
  22. Джордж С. Клейсон. Самый богатый человек в Вавилоне;
  23. Говард Шульц, Дори Джонс Йенг. Влей в нее своё сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks;
  24. Джон Кэхо. Подсознание может всё;
  25. Jeffrey Young. “iCon: Steve Jobs: The Greatest Second Act in the History of Business”;
  26. Джеймс Аллен. Как человек мыслит;
  27. Сергей Азимов. Как зарабатывать деньги без стартового капитала;
  28. Ли Якокка. Карьера менеджера;
  29. Майкл Е. Гербер. П-миф;
  30. Брайан Трейси. Оставьте брезгливость, съешьте Лягушку;
  31. Benjamin Graham. The intelligent investor;
  32. Уолтер Айзексон. Стив Джобс;
  33. Брайан Трейси. Достижение максимума;
  34. Джим Рон. 7 стратегий для достижения богатства и счастья;
  35. Gavin Kennedy. Everything is negotiable!;
  36. Рэнди Гейдж. Почему вы глупы, больны и бедны;
  37. Philip Kоtler. Marketing Essentials;
  38. Stephen R. Covey. First things first;
  39. Leo Babauta. The power of less;
  40. М. Рафел Н. Рафел. Как завоевать клиента;
  41. Чет Холмс. Невероятная машина продаж;
  42. Тони Шварц Джим Лоэр. Жизнь на полной мощности. Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью;
  43. Дэвид Молден. Менеджмент и могущество НЛП;
  44. Сунь Цзи. Искусство войны;
  45. Макнилли М. Сунь-цзы и искусство бизнеса. Шесть стратегических принципов менеджмента;
  46. Никколо Маккиавелли. Государь;
  47. Бизнес тренер Владимир Тарасов — статьи и аудиозаписи;
  48. Бизнес тренер Александр Фридман — статьи и аудиозаписи;
  49. Philip Kоtler. Marketing Essentials;
  50. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира.

Статьи планирую писать в виде ответов на пункты блока «С чем пришлось столкнуться, чему научиться» и как мы это решали.

Очень помогут ваши точечные конкретные вопросы в комментариях, чтобы я знала, что интересно и на что могу ответить, включив ответ в новую статью.

Следующая статья будет о деньгах. Где и сколько брали вначале, наши расходы, оборот и чистая прибыль. Плюс антикризисные меры в 2014 году.

Автор:

Источник

Оставить комментарий