Где и почему стоит регистрировать компанию для нового стартапа

Многие молодые стартаперы воодушевлены своими идеями. Все, о чем они думают это запустить проект и заработать миллиард изменить мир. У них есть гениальная идея, невероятная мотивация и даже команда единомышленников. Они в деталях знают свой будущий проект, но они не задумываются о бизнес составляющей этой идеи. Вопросы юридического оформлениях их стартапа, большинство делают пост-фактум, а ведь многих проблем можно избежать просто подумав зарание.

Если вы решили создавать новый проект с кем-либо, вам надо оформить компанию или партнерство. Первое и самое главное, что стоит продумать на начальном этапе – где вы будете регистрировать свои активы. Ведь ваш стартап это не вы и не сотрудники, это код и интеллектуальная собственность которая принадлежит компании. Когда вы будет говорить с инвестором, это первое на что он обратить внимание, ведь покупать воздух они не хотят. Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант первый: регистрируем компанию в стране, где вы находитесь, для России подойдет ООО, для Украины ТОВ. При регистрации мы сразу определяем кому и в каком объеме будет распределятся доли. Советую сразу предусмотреть долю инвестора, чтобы в будущем не приходилось «размывать» свои части. К примеру, вас три партнёра и вы решили, что будете владеть компанией в равной степени каждый. Исходя из этого, делайте распределение долей не по 33,33% процента, а по 25% каждому – и оставшуюся часть предусмотрите инвестору. Или в любых других пропорциях, в зависимости от ваших договоренностей. НО оставляйте себе поле для масштабирования и принятие в состав собственников инвестора. Из минусов местной компании я бы выделил, подачу отчетности, ведение бухгалтерского учета, уплату налогов (даже если вы ещё ничего не зарабатываете) и сложности с выводом капитала. Западные инвесторы двояко относятся к инвестированию именно в местную компанию и чаще всего настаивают на перевод активов в другую страну.

Вариант второй: регистрация компании в оффшорной зоне. В данном случае есть как свои плюсы, так и минусы. Начнем по традиции не с самого приятного, первое это цена. Зарегистрировать компанию в классической оффшорной зоне стоит в разы больше чем местную. Стоимость регистрации, к примеру, в BVI 750 – 1500 долларов США. Это ощутимо для компании, которая ещё и не начала работать, выложить такую сумму. Следующий существенный минус, далеко не все инвесторы и фонды готовы вкладывать или работать с классическим офшором, также стоит напомнить, что тот же Google не платит на оффшорные компании ни с Google Play, ни с Google AdSense‎, а также по их политике банковский счет должен быть открыт в стране регистрации компании. Apple и Microsoft в этом вопросе более лояльны.
Из плюсов, распределение долей в виде акций, закрытые реестры собственников, вывод денег сразу на офшорный счет, отсутствие налогов, как корпоративных, так и подоходных, нет необходимости проводить аудит и подавать отчетность, возможность оформления всех активов на одну компанию, упрощённая процедура дальнейшего отчуждения (читай – продажи) активов и акций компании.

И третий, оптимальный вариант. Открытие компании в респектабельной стране с упрощённой системой налогообложения. К таким можно отнести, партнерские компании в Англии и Шотландии (LLP), азиатские страны, такие как Гонконг и Сингапур, США – штат Делевер. Из минусов: для избежания налогообложения нельзя вести деятельность на территории странны регистрации, высокая стоимость открытия компании, даже в сравнении с оффшорами, открытый реестр собственников, подача отёчности. Но все эти минусы меркнут с возможными «плюшками», которые приносят такой выбор. Ведь вы получаете компанию в надежных, и самое главное стабильных юрисдикциях. Защиту активов и собственности. Инвесторы охотно работают с такими компаниями, а банки реже отправляют такие компании на фин.мониторинг.

И так, с юрисдикцией мы определились, так для чего же это нужно?

Все, просто — это правильно, как бы банально это не звучало.

В случае успешности вашего проекта, вам все равно придётся открывать компанию, а так вы снимите с себя эту проблему в будущем и к тому же это позволит вам легче искать инвестора.
Пример из личного опыта: месяц назад, мы с друзьями обсуждали запуск стартапа который заработает миллиард изменить мир. И уже одним и первых вопросов стало оформление прав собственности на бренд, код и алгоритм. И хоть все мы друзья, но именно такой подход помогает избежать проблем в будущем. Когда кому-то не понравится процесс воплощения идеи в жизнь, и кто-то пожелает уйти или когда мы будем презентовать наш продукт ангелу или инвестору, то нам не придётся в спешке регистрировать компанию и переоформлять на нее активы. Самый банальный пример – мы не будем «воевать» за домен – он уже будет принадлежать всем нам (читай — компании). И такое уже не стыдно показать инвестору, ведь помимо прототипа и идеи – мы уже показываем готовую бизнес-модель действующей компании, у которой уже есть активы, такие как: домен, прототип, наброски дизайна, а значит она уже чего-то стоит.

И напоследок, оформляйте свои партнёрские договоренности в виде договора или соглашения, а не на «салфетке в баре», какими бы не были ваши отношения, бизнес всегда должен быть четко расписан на бумаге.

Оформляйте с самого начала активы на компанию, такие как домен, код, дизайн и алгоритмы. В случае, если кто-то уйдет, у компании будет шанс выжить. Верьте партнерам, особенно если это зафиксировано в договоре.

Автор:

Источник

Оставить комментарий