Сложности выбора

Привет всем хабражителям!

image

Это мой первый пост от блога компании Tornado Technologies. Мы еще не оформили юр.лицо, но сайт уже работает в демо-режиме (вы можете оценить одну модель из четырех запланированных), так что мы находимся в самом начале пути стартапа. В нашем блоге на хабре я буду писать о возникающих проблемах со стороны управляющего компании, менеджера проекта, менеджера продукта и вообще мастера на все руки.

Сегодня я расскажу, как решить проблему выбора между чем угодно. Заинтригованных прошу под кат.

Нам всегда важно наличие выбора, абсолютно в любой ситуации. Даже если и видно одно конкретное решение, то мы все равно ищем другие варианты, чтобы было с чем сравнивать, для поиска подводных камней или плана «Б». Но если у человека есть 2 или больше вариантов как можно поступить, то приходится делать выбор (К.О. возвращается). И тут начинается самое интересное, потому что появляется вопрос: а как будет правильно?

Хорошо, если приходится выбирать между мороженым и шоколадкой, но иногда необходимо решать более сложные вопросы:

  • Какую выбрать машину?
  • Уходить с работы на новое место или остаться?
  • Ипотека или съем квартиры?
  • Работа или свой бизнес?
  • Курица или яйцо?

Наверняка каждый из Вас сталкивался со сложным выбором и знает, что легкомыслие может плохо обернуться, так что над вопросом следует подумать как следует. Мне очень нравится один крайне простой способ оценить преимущества и недостатки того или иного решения — таблички (модель плюсов и минусов). Это довольно тривиально, но крайне полезно.

Я не люблю большое количество теории, так что сразу разберемся на примере выбора между походом в кафе/ресторан и заказом еды на дом из ближайшей пиццерии. В таблице, приведенной ниже, 3 столбца и 5 строк. Вы можете не особо смотреть на мой пример, а решить свою насущную проблему стоящего перед Вами выбора, так что количество строк и столбцов делайте столько, сколько Вам нужно. Если Вы будете сразу рисовать свою таблицу, то я настоятельно рекомендую использовать больше строк, чтобы таблица была как можно более наглядной и конкретной.

кафе ресторан
время
удобство
качество
цена

Как Вы уже заметили, в левом столбце пишутся критерии, а в верхней строке наши варианты. В данном случае у нас их 2 – это «Сходить в кафе» и «Заказать еду на дом», но в Вашем варианте их может быть больше. Далее заполняем таблицу на свое усмотрение. В первой строке пишем приблизительное время, которое будет потрачено на кафе и на заказ еды на дом и далее остальные строки. Заполненная табличка представлена ниже.

image

Да, она существенно отличается от первоначальной, которую я нарисовал в ворде, так как эту я сделал уже на сайте нашей компании. В ней есть одна очень интересная особенность – баллы. Они хорошо помогают как для наглядности, так и для эргономики таблицы. В этом типе модели плюсов и минусов используется шкала от -5 до 5, что позволяет вперемешку добавлять как положительные стороны решения, так и отрицательные, не жертвуя прозрачностью таблицы. В самом низу баллы суммируются и сайт подсказывает, какое решение в данном случае более привлекательнее. Никакой магии, все предельно просто: Вы сами решили какой вариант более перспективен, компьютер только вывел сумму выбранных Вами же баллов.
На бумаге с баллами возиться неудобно, так что можно использовать приведенные ниже варианты организации этой модели:

  1. В каждой строке с критерием выделить отдельно минусы и отдельно плюсы каждого решения:
    решение 1 решение 2
    критерий 1 плюсы плюсы
    минусы минусы
    критерий 2 плюсы плюсы
    минусы минусы

  2. Сначала перечислить все плюсы Ваших решений, а потом все минусы или наоборот:
    решение 1 решение 2
    положительный критерий 1 Плюс решения 1 Плюс решения 2
    положительный критерий 2 Плюс решения 1 Плюс решения 2
    отрицательный критерий 1 Минус решения 1 Минус решения 2
    отрицательный критерий 2 Минус решения 1 Минус решения 2

Не во всех случаях будет удобно использовать таблицу плюсов и минусов именно в таком виде. В качестве примера возьмем выбор какого-нибудь облачного сервиса, например, CRM.

image

В первой строчке пишем названия сервисов, во второй их плюсы, а в третьей минусы. В этом случае будут строго положительные или строго отрицательные баллы, суммируемые в строчке «Итого».

Разработанная модель проста в использовании и не требует много времени на оформление, а искомые ответы сразу всплывают на поверхность.

В заключение хочу сказать, что именно благодаря этой модели я решил основать стартап. Она же и стала основной его частью.

Автор: zwer2s

Источник

Оставить комментарий