Как мы создавали сервис частных грузоперевозок. Предыстория

Всем привет!

Меня зовут Антон Белоев. В рамках программы по поддержке стартапов я хочу рассказать вам, как я пришел к идее создания своего бизнеса в интернете и что предшествовало появлению на свет нашего сервиса выгодных перевозок smestanamesto.ru.

Для справки, суть сервиса: человек размещает запрос на перевозку какого угодно груза — от дивана до яхты. Перевозчики борются за заказ в формате аукциона, а заказчик выбирает лучшего по цене и отзывам. В итоге грузы перевозятся недорого и качественно, а машины перевозчиков не простаивают без дела.

В первой статье я расскажу о том, что именно меня привело к этому стартапу. Если будет интересно, потом напишу, как мы делали сам сервис, привлекали первого инвестора и что происходит с проектом в данный момент.

Шаг первый: Работа после вуза.

Когда-то давно я хотел быть программистом. Я закончил СПбГПУ по специальности «Физика металлов и компьютерные технологии в материаловедении». Как обычно, после окончания университета встал вопрос о том, где и кем работать. Работу по специальности я отмел сразу, потому что это прямая дорога в какой-нибудь НИИ, а быть ученым я точно не хотел. Что делать, в тот момент было совершенно непонятно.

Я перепробовал много разных мест работы, но быстро понимал, что это не мое. Во-первых, я сразу устаю от единообразия — повторять одно и то же каждый день неинтересно. Во-вторых, я люблю свободно высказывать свое мнение, а это немногие могут правильно оценить. В-третьих, мне нужно четко знать, зачем я делаю ту или иную работу. А большинство начальников не очень-то стремятся объяснять суть своих поручений. Поэтому я стал думать о своем бизнесе.

Шаг второй: Первые идеи для своего бизнеса.

Несмотря на то, что программистом я не стал, программирование всегда мне нравилось (еще со времен университетского Паскаля). Интернет как сфера меня тоже очень привлекал. Поэтому я решил, что буду делать сервис, но не развлекательный, а полезный, связанный с оффлайном.

Идей была куча, но тогда я остановился на сравнении цен в сетевых продуктовых супермаркетах. Уже на этапе сбора прайс-листов из магазинов я столкнулся с жесточайшим сопротивлением — сетевики упорно не хотели публиковать свои цены, хотя на Западе это давно делают. Я даже планировал собирать данные вручную, ездил по магазинам и переписывал все цены в блокнотик, но все это закончилось, так и не успев начаться. Без сотрудничества с магазинами реализовать эту идею было нереально.

Также стало очевидно, что без стартовых денег вряд ли вообще можно начать бизнес, даже в интернете.
Тут на помощь пришло государство. Я решил попробовать получить государственный грант на создание своего бизнеса — 300 тысяч рублей. Я даже написал бизнес-план. Но когда подходило время старта программы, выяснилось, что деньги будут давать на материальные активы. И что на интернет-проект, где основные расходы — это зарплаты и маркетинг, денег, скорее всего, не дадут. В тот момент я так горел идеей сделать свой бизнес, что решил по-быстрому придумать что-то новое, уже неважно что, лишь бы получить деньги и стартануть.

Шаг третий: Доставка китайской еды в коробочках

На помощь пришла моя сестра: она предложила совместно делать бизнес по доставке китайской еды в коробочках. На тот момент в Питере (это был конец 2008 года) такого не было вообще! Было очень круто стать первыми, как я думал тогда. Нет конкурентов, тема рабочая и очень популярная на Западе, а значит, стоит только сделать вкусный продукт, и все полетит. Время показало, что все не так просто.

Мы довольно быстро написали новый бизнес-план и успели подать заявку на грант. Более того, нашу заявку одобрили, и мы получили так необходимые нам 300 тысяч рублей безвозмездно. Добавили еще столько же своих, закупили оборудование для кухни и окунулись с головой в премудрости общепита.

Это был мой первый предпринимательский опыт, который продлился полтора года. Было много всего — адского труда, ошибок, нервов и других «прелестей» работы на себя. Тут я не буду расписывать подробности нашего первого бизнеса, так как статья не об этом. Но в любом случае это был очень хороший опыт.

Какие выводы я сделал?

  • Cамо никогда ничего не полетит, какой бы классный продукт ни был. Без маркетинга никуда.
  • Если в какой-то сфере нет прямых конкурентов, это вовсе не всегда хорошо. Нужно очень много усилий и денег для создания рынка, которого не было.
  • Очень-очень внимательно подходить к выбору партнеров. Работать с партнерами только в том случае, если ты ну никак не сможешь справиться сам.
  • Нужно заниматься только тем, что нравится или знакомо, как бы банально это ни звучало. Об этом пишут во всех книгах, но я наступил на эти грабли.

В конце концов я пришел к тому, что общепит в любых его проявлениях — это не мое, и надо возвращаться к интернету, но действовать по-другому. Я вышел из бизнеса. Нам даже удалось продать его и выйти без потерь, хотя вложения были очень скромными.

Шаг четвертый: Привет, интернет!

Я все еще хотел заниматься своим бизнесом, но теперь точно понимал, каким именно. Это был огромный плюс. Я точно знал, что я хочу работать в интернете и что без опыта делать бизнес очень тяжело. Поэтому я стал искать пути «захода» в веб.

Я рассылал свое резюме на вакансии менеджеров проектов во все подряд места. Меня пригласили на собеседование всего пару раз. Так прошло 4 месяца. Деньги заканчивались, стали появляться мысли бросить этот интернет и устроиться на любую работу, лишь бы работать. Тут мне очень помогла поддержка моей девушки Кристины (сейчас жены), благодаря которой я продолжал долбить стену упорно рассылать резюме.

Питерская студия

В один прекрасный день меня пригласили на собеседование в одну питерскую веб-студию. Собеседование прошло нормально, за время моего первого бизнеса я уже слегка прокачался в менеджменте, но имел очень поверхностное представление о разработке сайтов и их продвижении. Мне обещали перезвонить и не перезвонили.

Через пару недель я написал в студию письмо. Директор ответил, что я им понравился, но взяли другого человека. Я начал действовать решительно и стал писать туда письма раз в неделю с уговорами все-таки попробовать меня взять. Обещал, что буду очень стараться. И выяснилось, что человек, которого они взяли, ушел через 3 дня работы.

Решающим было мое последнее письмо, в котором я написал, что даже готов поработать месяц бесплатно, лишь бы меня взяли (ну очень я туда хотел). И это сработало. Так я начал свой путь в новой для себя области.

В этой студии я проработал полтора года, мы делали разные сайты — от «визиток» до интернет-магазинов, но все же это был конвейерный аутсорс. Я получил хороший опыт, за что очень благодарен людям, которые со мной работали. Параллельно я много изучал тему и читал много книжек. Примерно через полтора года стал понимать, что мне становится скучно, что на этом уровне я уже все знаю и что нужно двигаться дальше. Мне хотелось больших крутых проектов и настоящей серьезной разработки. И я уволился оттуда.

Московское агентство

Почти сразу после этого я нашел новую работу — устроился менеджером проектов удаленно в одно московское агентство. И там я увидел, как делается интернет-бизнес с большими клиентами. Мы не делали сайты конвейерным способом, а брались только за сложные и интересные проекты. Мне удалось поработать с такими заказчиками, как «Мегафон» и Johnson&Johnson. Все это время в голове я вынашивал идею для своего проекта. И постепенно я понял, что именно хочу делать.

Выводы:

  • Необходимо для себя четко определиться, в какой сфере вы хотите развиваться и идти в этом направлении любыми путями. Сделать осознанный выбор и не сворачивать.
  • Нет ничего невозможного, нужно просто очень захотеть и упорно идти к цели. И это не просто слова.

Шаг пятый: Как выбрать идею?

В чем состояла моя главная мысль? Я понимал, что хочу делать в первую очередь нужный сервис, а во вторую — понятный бизнес, с понятной моделью монетизации. Чтобы пользователи сами хотели заплатить. Я не хотел убеждать людей, что сервис им нужен, это должно было подразумеваться само собой.

Как я рассуждал?

Интернет изначально появился для облегчения поиска информации. То есть, чтобы одни люди легко находили других — неважно, с какой целью: пообщаться с детсадовским приятелем или найти няню для ребенка. Моя идея была сделать сервис как раз для встречи тех, кто ищет услуги, и тех, кто их предоставляет. Это довольно очевидно, но я и не стремился к чему то инновационному. Я не хотел делать очередную доску объявлений со списком контактов. Поэтому искал услугу, которую просто формализовать и оценить по описанию.

И вот пришло озарение — это же грузоперевозки. Эта тема идельно легла под мои критерии отбора:
Очень просто по описанию груза и маршрута оценить, сколько будет стоить перевозка.
Очевидная полезность сервиса и для заказчиков, и для перевозчиков.
Перевозчиков, готовых платить за информацию о заказах, просто огромное количество — в этот бизнес очень низкий порог входа.
Объем рынка грузоперевозок достаточно большой.

Сначала я думал про большие b2b-грузоперевозки на фурах. Поискав в интернете, я быстро наткнулся на всем известный ati.su и понял, что с ним бороться бессмысленно.

Прошла пара месяцев постоянных раздумий — что еще такого можно сделать в перевозках, чтобы напрямую не конкурировать с АТИ, но чтобы рынок был все равно большой и перспективный. В итоге я наткнулся на американский сайт uship.com. И понял, что это как раз то, что нужно — сервис организует перевозки для обычных людей и работает по аукционной модели. То есть перевозчики в открытую делают ставки прямо на сайте и видят ставки друг друга.

Решение было принято, начало положено. Так зародился наш сервис smestanamesto.ru.

Если интересно, как планировали и разрабатывали сервис, как набиралась команда и как мы набивали первые шишки, пишите в комментах, расскажу подробнее в следующих статьях.

P.S. И конечно же, я был бы вам очень благодарен за обратную связь и конструктивную критику в комментах.

Автор: Anton_Beloev

Источник

Оставить комментарий