10 причин проваленного питча

image

Руководитель проекта QIWI Universe (он же инвестиционный директор QIWI) Лёша Баринский рассказал
про основные ошибки, которые допускают молодые предприниматели, представляя свой проект инвестору.

Всем привет.
Создавая QIWI Universe, мы не только стремились создать среду, которая обучала бы других людей, но и сами приобрели невероятный опыт. Мы сталкивались с вещами, о существовании которых даже не предполагали, и наоборот, проваливались в том, что казалось нам стопроцентным. В общем, это было по-настоящему круто. Больше всего открытий для меня случилось в ходе отбора проектов, которым мы хотели предложить участие в нашем акселераторе. В первоначальной воронке было около 500 команд (потрясающая цифра, на самом деле), до финала дошли чуть более 3%, в сам акселератор, в итоге, попали лишь 12 проектов. По мере знакомства с предпринимателями, у меня сформировались некоторые закономерности, которыми я бы хотел поделиться. Это все, безусловно, субъективные выводы без претензий на истину в крайней инстанции, тем не менее, многие мои коллеги высказывали примерно похожие мысли, так что об этом, как минимум, стоит подумать. Итак,

10 причин проваленного питча

1. Не может объяснить идею
Как бы нелепо это ни звучало, но это самая распространенная причина для того, чтобы отказаться участвовать в проекте. На мой взгляд, чаще всего ребята сами до конца не понимали, что делают, по крайней мере просьба описать сервис в одном предложении зачастую ставила в тупик. Вторая по популярности проблема заключалась в попытке рассказать все возможные варианты применения продукта и, в итоге, мы чувствовали себя полностью запутавшимися в этом дереве событий.

2. Решает мифические проблемы
Возможно, тут проблема в моей собственной узколобости, но я верю, что наша (инвесторов и предпринимателей) задача – улучшать жизнь людей, решая их насущные проблемы. Тогда со всех сторон получается честно и гармонично. Но чаще (видимо потому, что так гораздо проще), я видел попытки придумать еще один способ изъять оставшуюся наличность у бедного человека, и так уже «обслуженного» сотнями других сервисов. Еще одна программа лояльности? Я бы скорее заплатил, чтобы меня избавили от навязчивого присутствия в моей жизни десятка альтернативных программ, а не за создание еще одной. Я не говорю, что это бесполезные попытки, уверен, что часть таких продуктов действительно можно впарить, я просто не хочу в них участвовать.

3. Еще один Foursquare
Мне кажется тут не нужно что-то дополнительно рассказывать, большинство и так поймет о чем речь. На словах/словосочетаниях «купонный сервис» «геопозиционирование», «геймификация», «таргетированная реклама» и т.д. (иногда все в одном сервисе) начинал подергиваться глаз. Персонально мне вообще хотелось бы больше видеть не «Приложение-под-мобильную-платформу», а «Замену-мобильной-платформы», так как в этом весь смысл венчурного предпринимательства, именно такие смелые и прорывные идеи хотелось бы финансировать.

4. Битва за $10 000
Я не говорю, что 10 000 это мало, плохо или что-то в этом роде, мы просто играем в разные игры. Интересно, что часть людей осознанно выбирала этот (условно) ориентир, это абсолютно нормально, просто им нужен совсем другой инвестор, не мы. Чаще же мы видели какую-нибудь фантастическую цифру в модели, но даже грубый подход к снаряду с калькулятором и здравым смыслом не оставлял никаких шансов даже на сотые части процента.

5. Кричащие роботы
Поясню картинкой:
image

6. Слабая команда
Искренне считаю, что наличие видения и сильных людей — это два единственных необходимых условия для успеха, все остальное – рюшечки. Хуже слабой команды может быть только попытка выдать ее за сильную, вместо того, чтобы собрать правильных бойцов.

7. Очень плохая презентация
Я сейчас не про РР, я про то, как человек рассказывает о том, на что собирается положить ближайшие годы работы, здоровье, силы и деньги. Ужасно грустно, когда человек мрачно скукожившись мямлит про дело, которое он считает важным, ведь в этот момент абсолютно вся важность теряется. Я всегда думаю о том, что во время питч сессии мы с проектом по одну сторону баррикад, и то мне тяжело его слушать, а что будет когда он пойдет договариваться с партнерами/клиентами? Да, можно нанять говорящую голову, так что же не наняли? Или для меня и так сойдет? Ну, что ж, с таким подходом нам точно не по дороге.

8. Нежелание делить риски
Довольно странно, но многие искренне считали, что все риски должен нести инвестор, а не предприниматель. Забавно, что мне «продают» возможность участвовать в бизнесе, который в следующем году будет стоить десять миллионов, но его основатель не готов уходить с текущей работы, на которой он зарабатывает пять тысяч.

9. Эмоциональная несовместимость
Наиболее спорный пункт, потому что он дальше остальных от объективности, но думая о том, что нам с командой жить в течении нескольких месяцев, я очень тщательно оценивал эту часть проекта. Недавно был опрос от Русбейса, мол, что делать, если фаундер проекта нехороший человек? Для меня все просто, я всегда открыто говорю, что мы не совпадаем во взглядах на принципиальные для меня вещи, поэтому ничего хорошего из этого сотрудничества не выйдет. Хотя иногда хочется сказать гораздо жестче.

10. Городские сумасшедшие
Самая малочисленная группа, но появление подобных проектов – всегда глоток свежего воздуха и горстка бодрости. Обожаю все эти блокираторы для микрочипов, которые вживляют нам в головы спецслужбы, системы распознания инопланетян и так далее. К сожалению, мне не хватило духу в них проинвестировать, хотя мне и кажется, что эффект от вирусного распространения такой темы многократно покрыл бы стоимость инвестиций. Видимо, надо быть посмелее.

В заключение хочу сказать, что по ходу отбора я десятикратно уверился в важности QIWI Universe, потому что с точки зрения развития мы (я про весь рынок) находимся в самом начале пути и нам желательно в нем не задерживаться.

Автор:

Источник

Оставить комментарий