Инновации или смерть: Почему руководители компании должны быть евангелистами новых цифровых изменений
Очень часто с ростом компании снижается уровень ее инновационности — потенциально прорывные идеи «буксуют» и вязнут в многочисленных согласованиях и совещаниях. Сотрудники таких корпораций, как правило, встречают практически любые нововведения «в штыки» — им, например, не хочется учиться работе с новыми программными продуктами. Причина в том, что люди не понимают преимуществ внедрения новых цифровых инициатив, а их руководителям просто не хватает времени для отслеживания наиболее важных для бизнеса технологических тенденций, не говоря уже о практическом применении новых цифровых возможностей.
Чтобы решить эту проблему, очень важно подключать к процессу внешнюю экспертизу: как для понимания новых трендов, так и для поиска верной стратегии бизнеса в области цифровых инноваций. По нашему опыту, первым шагом для решения этой задачи является проведение целевых программ обучения, которые позволяют сделать менеджеров основными спонсорами и евангелистами цифровой революции внутри организации. Сегодня мы расскажем об этих программах подробнее.
Дивный новый мир
Скорость внедрения инноваций стремительно растет, например, радио потребовалось 38 лет, чтобы достичь порога 50 млн. пользователей, а социальная сеть Facebook достигла того же показателя всего лишь за два года. За 50 лет истории компьютеров число их пользователей выросло с десятков специалистов, умеющих обращаться со сложными мейнфреймами, до сотен миллионов человек, у которых есть хотя бы простенький смартфон.
Такие изменения не проходят бесследно: технологии изменили (и будут менять в будущем) поведение клиентов. Простой пример — в США насчитывается около 70 000 баров и ночных клубов, где, теоретически, мужчина может познакомиться с женщиной. С помощью дейтинг-сервиса Tinder пользователи генерируют 11 млн. совпадений пар в день — для того, чтобы познакомить такое количество людей, нужно куда больше 70 000 баров.
Цифровые инновации открывают масштабные возможности по развитию бизнеса и получению новых конкурентных преимуществ. К примеру, финансовая группа Accor управляет четырьмя тысячами отелей на пяти континентах (а это 500 000 номеров), а капитализация компании составляет 7,8 млрд. евро. В то же время, онлайн-сервис для поиска и аренды жилья Airbnb не имеет в собственности недвижимости (0 номеров), но при этом только за 2013 год через него было осуществлено 6 млн. размещений путешественников в съёмных квартирах, а капитализация компании превысила 10 млрд. евро. Один из самых дорогих стартапов мира – Uber: компания не только оценена в $17 млрд., но и создает 20 тысяч рабочих мест в месяц, удваивая выручку каждые полгода. И все это благодаря использованию возможностей «sharing economy», big data, мобильной логистике и другим современным digital-трендам экономики.
Жажда скорости
4 компании: Google, Apple, Facebook и Amazon стоят больше 40 крупнейших компаний Европы вместе взятых, притом, что их история развития насчитывает не более 25 лет, а европейские магнаты строили свой бизнес больше века.
Возраст компаний снижается, и теперь для принятия верных решений руководители должны понимать основные технологии и принципы цифровой революции. В сложившихся условиях каждая компания должна сохранять дух стартапа — это выражается в использовании гибких методик разработки и внедрения инноваций. Сотрудники организаций должны понимать, почему те или иные решения привели к успеху других компаний, и взаимодействовать со стартапами для быстрого запуска продуктов.
Все это невозможно без деятельного участия руководителей, которые должны ускорять процессы цифровых преобразований. И, в частности, вести работу сразу по нескольким направлениям, как то:
- Цифровая Экономика и ее основные составляющие: понимание новых бизнес-моделей работы в Сети, изучение и использование ключевых факторов успеха GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon), привлечение новых источников доходов в цифровом мире;
- Открытые и закрытые инновации, основы развития технологического бизнеса: использование методологий создания стартапов для вывода на рынок новых продуктов, взаимодействие со стартапами;
- ДНК будущей компании: понимание новых форм взаимодействия в компаниях, изменение KPI и подходов к измерению продуктивности, появление новых специальностей в цифровую эпоху;
- Влияние данных на развитие бизнеса: использование Больших данных, понимание основных доступных технологий на рынке, возможностей применения API-технологий и принципов работы Интернета вещей;
- Новый клиентский опыт: использование фактора многоканальности для взаимодействия с клиентами, упрощение UX/UI, внедрение концепции «everything on demand», персонализированный подход к клиенту за счет новых технологий.
Как это работает
Создание успешной цифровой стратегии компании невозможно без понимания каждым сотрудником выгод, которые несут новые технологии. Во внедрении инноваций должны участвовать все члены команды. Для того, чтобы помочь руководителям донести до работников ключевые мысли, мы разработали специальную программу семинаров.
В ходе занятий участники вместе с привлеченными экспертами фокусируются на ключевых аспектах бизнеса: преобразовании клиентского опыта, поиске новых бизнес-моделей, изучении рынка (новых игроков и конкурентов). По каждой из тем проводится отдельная сессия, посвященная конкретной проблеме. Отдельно обсуждается тема рынка стартапов — участники изучают самые перспективные проекты и их технологии.
Помимо теоретических занятий в программу курса включены мастер-классы, во время которых эксперты демонстрируют практическое применение новых технологий в бизнесе. Также проводятся воркшопы и сессии, посвященные быстрому прототипированию, где прорабатываются концепции новых продуктов и сервисов, и специальные hands-on занятия, в рамках которых участники обучения изучают возможности использования новых технологий и их применение для различных компаний и вертикальных рынков.
Отдельное внимание в ходе обучения уделяется работе с передовыми гаджетами и технологиями, которым только предстоит стать мейнстримом и завоевать мир — занятия в интерактивном формате Tech Playground позволяют участникам своими руками «пощупать» новейшие устройства и технологии и понять возможности по их внедрению в существующие бизнес-модели.
В рамках курса организуются поездки в культовые для бизнеса города: Сан-Франциско, Лондон, Берлин, Париж и другие центры технологической революции. В каждом из городов проходят встречи участников программы обучения с местными предпринимателями и представителями технологической «тусовки», что позволяет развивать международные бизнес-связи.
Кто уже участвовал в программах?
Обучение в «Институте Fabernovel» уже прошли представители некоторых российских компаний, такие как «Азбука вкуса», «Билайн», «Леруа Мерлен Россия», «Российская Венчурная Компания» и другие.
Мы планируем провести бизнес-завтрак для обсуждения данной темы и приглашаем всех заинтересованных представителей компаний принять в нем участие. Для получения дополнительной информации можно отправить заявку по адресу lev.samsonov@fabernovel.com.
На сегодня все, всем спасибо за внимание. Будем рады ответить на вопросы в комментариях.
Автор: fabernovel