Корпоративные кружки: «Мы живы, блин!»

Как мы спасали кружки от гибели (и что из этого вышло)

Еще несколько лет назад, тогда еще как заказчику, мне было очевидно — корпоративные кружки мертвы.

Из частной коллекции

Из частной коллекции

Когда-то, на стыке тысячелетий, завладеть кружкой с лого своей компании или получить от партнера в подарок, было действительно круто, но не сейчас. 

По версии, которая мне кажется правдоподобной, в нашу жизнь массово пришли посудомоечные машины и бренды стали смываться, в буквальном смысле. А кто же захочет держать на столе нечто с полуразмытыми буквами или полустертыми крыльями на лого… брр.

Время и ППМ не щадит

Время и ППМ не щадит

Так мы стали дарить партнерам и клиентам зонтики (я из Петербурга) и полезный алкоголь (лично я — красное вино).

Конец истории, да.

Керамика, конечно, сопротивлялась

Контейнерами завозились из Китая кружки различных уже форм, а не только белые и черные стандартные цилиндры, а брендирование делалось уже не только термопереносом, а лазерным маркером или деколью. 

Но инициатива была упущена и заказчик видел в этих изделиях лишь дешевый китай и не спешил лепить на него свое лого. Да и даже высокотемпературная деколь, для фиксации которой требуется честный обжиг градусов на 600-700С, для заказчика, визуально и эмоционально не сильно отличается от переводной картинки.

Слухи о смерти керамики сильно преувеличены

К счастью, тут случился настоящий микроренесанс российской керамики и прежде всего крафтовой. Микро — потому что пока масштабы наших керамических производств с трудом касаются (снизу) планки очень среднего по мировым масштабам завода, а по настоящему крупных производств столовой керамики в стране пока совсем нет (но зато перспективы!).

И вот — керамика входит в моду, крафтовая студийная керамика стала пользоваться успехом и даже рождать бренды. Креативные заказчики, в лице лучших ресторанов страны, стали  массово проектировать свою посуду и заказывать ее производство локально. 

Или, сухим языком аналитики — “культура потребления” керамики за последние годы в стране сильно выросла. Ну, ура!

При этом, с корпоративной брендированной керамикой все сложнее. Нет, моду на керамику маркетологи подхватили и появились керамические гамбургеры в виде елочных игрушек, фигурки курьеров в виде подарков и призов, керамические тракторочки и, даже видел, керамический ЗРК, выполненный на великолепном техническом уровне.

Но вот в брендировании керамики особо ничего не менялось — роспись или деколь. Первое для брендирования просто подходит далеко не всегда, второе приелось и выглядит дешево и не очень надежно…

Вот на этой прекрасной ноте керамика и вошла в мою жизнь, сначала со стороны производственных технологий и оборудования. Пришлось и попутешествовать для того чтобы познакомиться с производителями керамического оборудования, ну и заводы керамические посмотреть которые способны выпускать 2-3 миллиона изделий в месяц, да. Это отдельная история.

Every problem is an opportunity

И вот, уже изнутри, я вижу что керамика прекрасна вся целиком и по отдельности. Меня вдохновляет весь тот клубок физики и химии в центре которого балансирует крафтовая керамика.

Так, а что с брендированием? 

Кажется ответ прост — нужно просто вдавливать красивое клеймо заказчика и заливать обычной керамической глазурью, которой никакие посудомойки не страшны. Крафтово, керамично и надежно. Авторские клейма исторически в керамике делаются из гипса, дерева или керамики.

Надо научиться делать клейма с лого и — вуаля. Но нет.

Маркетологи любят рисовать красивые лого и придумывать длинные слоганы, а глина не любит когда на нее давят

Вот тут виден великолепный оттиск клейма, но и полное разрушение верхней плоскости

Вот тут виден великолепный оттиск клейма, но и полное разрушение верхней плоскости

Ну правда, керамическая масса — субстанция несжимаемая и, когда на нее давишь клеймом, то по сторонам от элементов изображения выдавливается бортик, а часть наоборот проседает  и поверхность перестает быть ровной, а становится ну очень “крафтовой”. Это если она изначально ровной была. А если кружка и изогнутой, а мы ее ещё и клеймом…

Это всё мы уже потом поняли, когда научились делать великолепные авторские клейма из пластика — да, 3D моделирование, правильные углы выхода (при 900 глина залипает), печать FDM, а в итоге, конечно SLA и все зря — клейма получаются чудесные, а оттиск бренда лажовый — глина проседает, бугрится и верхняя плоскость разрушается.

SpaceX запускает кофе в космос

И тут классные ребята из Death Wish Coffee договорились с Маском и запустили кофе в космос. Серьезно.

А еще, ради такого случая, выпустили совершенно чумовую керамическую кружку DEEP SPACE MUG с керамическим лого на ней… и с космонавтом и кучей мелких деталей. А я ее увидел и …обрадовался! 

Кружка в космос не летала, конечно

Кружка в космос не летала, конечно

Сразу видно, что это не завод с металлическими формами и роботизированной штамповкой из порошка — слишком маленький тираж. И не штучная работа по изготовлению каждого художественного изделия — тираж слишком большой. Но как!?

Керамике больше 20 000 лет и придумать что-то новое невозможно, но каждый из нас совершает свои открытия и идет своей дорогой.

UNIcups Lab. родилась в виде стартапа

Вводная — мы хотим получить очень четкое, объемное (ну ok — 2,5D) изображение на керамике с очень ровной верхней поверхностью из шлифованной керамики.

Крафтовым методом, сходу, на изделии такой рисунок получить невозможно — на больших заводах тонкие орнаменты прессуют из порошка керамической массы в сложных и дорогих металлических формах. Нам такое не подходит.

Клеймо не вариант (см. выше) — ровную внешнюю поверхность в серии не получить.

Значит остается старый добрый гипс — отминка или отливка в гипсовую форму. Технология для керамики ооочень знакомая, но для мелкосерийного производства керамики относительно дорогая. Потому что работа эта очень ручная .

Цель — отработать технологию быстрого прототипирования гипсовой формы из которой можно доставать готовый оттиск с лого/рисунком заказчика очень высокого качества. При этом оперативно и относительно недорого.

Тут нам конечно сильно помог опыт с клеймами для керамики — модель керамического медальона с логотипом строится по схожим принципам, с нюансами. Решено.

Дальше, гипсовая форма — при наличии готовой модели тоже не rocket science. Сделано.

Но вот гипс, даже самый твердый, разрушается на мелких деталях логотипов — для того чтобы использовать форму надежно и многократно в гипс нужно добавить “секретный ингредиент”. Тут пришлось помучаться и пообниматься с химией, потому что керамистам обычные добавки для гипса не заходят — они катастрофически снижают водопроницаемость гипса, а нам это совсем не нужно. А нам водопроницаемость важна, иначе глина в форме не подсохнет и форма не отдаст мелкие детали — они залипнут. Справились.

Все почти просто

Все почти просто

Ну, а потом еще миллион экспериментов для отработки технологии на мелких деталях типа кошачьих усов и, самое страшное, мелкого шрифта. Сбой в шрифте глаз не прощает, ну вы знаете.

И-и-и-и — готово! 

Глазурь и шлифованная керамика! Обжиг 12300С

Глазурь и шлифованная керамика! Обжиг 12300С

Корпоративные кружки reborn!

Да, мы объединили ты самую теплоту ручной, мелкосерийной крафтовой керамики с новой историей брендирования (ну ок, новой в нашей стране).

Посудомоечная машина бессильно плачет в сторонке. Керамику высокого обжига не смыть!

Посудомоечная машина бессильно плачет в сторонке. Керамику высокого обжига не смыть!

Космическую кружку  Death Wish Coffee в руках не держал, но судя по относительным размерам, мы добились даже более высокой четкости в наших объемных керамических медальонах. Это не всегда важно, некоторые заказчики, наоборот, просят побольше “крафтовости”, но когда твоя технология раздвигает границы — приятно!

Короче, теперь вы знаете еще один способ поставить прямо на стол партнера или заказчика свой бренд и сделать так, чтобы он им еще и пользовался с удовольствием!

Ну а сложности или все мармеладно?

Да полно! много, разных, интересных
  • Например цвет. Иногда, изнеженный оперативной полиграфией заказчик, просит номер цвета по брендбуку, а для керамики это может быть очень непросто. Ведь на высоких температурах в печи (у нас больше 1200С) многие пигменты выгорают и цвет в таком случае определяется взаимодействием химических соединений на этих температурах и неравновесностью формулы. Т.е. если смешать розовый и голубой, то сиреневый не получится, нужно брать совсем другие компоненты и балансировать. И нужны десятки тестов чтобы подобрать правильную формулу цвета и интенсивности, а каждый обжиг — сутки. На небольших тиражах такой подбор теряет экономический смысл… А у заказчика брендбук. И точка.

  • Кто-то просит побольше крафтовости — надо чтобы глазурь текла рекой и кружка чтоб как руками слеплена мятая. Сложно имитировать такое в серии, но интересно, да. Но подороже.

  • Сроки — отдельная история. Мы все привыкли, что любой буклет в типографии за ночь напечатают и приходится подробно рассказывать, что кружка только перед первым обжигом может неделю сохнуть, а обжигов 2, минимум. Счастье, что многие уже влюбились в керамику и побывали на мастерклассах, то есть в курсе.

  • Или вот изобретаем форму медальона приближенную к форме лого заказчика, чтобы граница с кружкой была незаметна. Очень творческое дело, да. Не всегда есть очевидное решение.

Из глобальных задач — побороть фарфор. 

Фарфоры в своей композиции содержат экстремально мало пластичных компонентов и сформировать медальон ооочень непросто. Мы надежду не теряем. Но пока уровень брака не радует совсем (ну и уровень цен на изделия из фарфора, соответственно).

Сейчас отработали технологию на каменной керамике, та что stoneware — вечная штука!

А это уже серийные заказы, жаль не все можно показывать

А это уже серийные заказы, жаль не все можно показывать

Короче, если вы в космос кофе отправляете (Роскосмос, ау!), то не волнуйтесь — кружками с лого миссии мы вас обеспечим. Отечественными. Летите спокойно!

Ну, а если серьезно, то поводов для правильной кружки — миллион. Даже сейчас, в век удаленки (или особенно сейчас!?). Не буду перечислять. Штук пятнадцать знаю…

Что дальше?

Про керамику можно рассказывать бесконечно — это как ваша любимая лаборатория по физике и химии, да еще в приложении к конкретным людям, событиям, компаниям!

В следующий раз, могу, например, поведать как мы проектировали удобный стакан для дрип-пакетов кофе для одного нестандартного обжарщика.

Корпоративные кружки: «Мы живы, блин!» - 9

Или рассказать, как мы сделали серию керамики в стиле Старый кирпич Петербурга и даже стали призерами Городского конкурса туристических сувениров Петербурга и сколько получили заказов… да…ммм…

Или, просто, про то, как в моменте 3D-прототипирование и печать меняет древнее ремесло гипсомоделирования в керамике, и этому нигде не учат до сих пор. А вот зря. Может Вышка возьмется — мастерскую фарфора в Школе дизайна они уже открыли.


Больше фото кружек вот тут. Можете, если охота, еще на наш Телеграм подписаться — мы же все таки там разыграем когда-нибудь кружку с котом к иллюминаторе!?

Кстати, а как у вас с кружками в жизни: корпоративными, юбилейными или, просто, сувенирными? Когда последний раз дарили или получали, или придумывали и заказывали — напишите в комментариях!

Автор: Antom

Источник

Оставить комментарий