How to start a startup: Основы привлечения инвестиций
Cтэнфордский курс CS183B: How to start a startup. Стартовал в 2012 году под руководством Питера Тиля. Осенью 2014 года прошла новая серия лекций ведущих предпринимателей и экспертов Y Combinator:
- Сэм Альтман и Дастин Московитц: Как и зачем создавать стартап?
- Сэм Альтман: Как сформировать команду и культуру стартапа?
- Пол Грэм: Нелогичный стартап;
- Адора Чьюнг: Продукт и кривая честности;
- Адора Чьюнг: Стремительный рост стартапа;
- Питер Тиль: Конкуренция – удел проигравших;
- Питер Тиль: Как построить монополию?
- Алекс Шульц: Введение в growth hacking [1, 2, 3];
- Кевин Хейл: Тонкости в работе с пользовательским опытом [1, 2];
- Стэнли Тэнг и Уокер Уильямс: Начинайте с малого;
- Джастин Кан: Как работать с профильными СМИ?
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Что нужно инвестору;
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Посевные инвестиции;
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Как работать с инвестором;
- Брайан Чески и Альфред Лин: В чем секрет культуры компании?
- Бен Сильберман и братья Коллисон: Нетривиальные аспекты командной работы [1, 2];
- Аарон Леви: Разработка B2B-продуктов;
- Рид Хоффман: О руководстве и руководителях;
- Рид Хоффман: О лидерах и их качествах;
- Кит Рабуа: Управление проектами;
- Кит Рабуа: Развитие стартапа;
- Бен Хоровитц: Увольнения, повышения и переводы по службе;
- Бен Хоровитц: Карьерные советы, вестинг и опционы;
- Эммет Шир: Как проводить интервью с пользователями;
- Эммет Шир: Как в Twitch разговаривают с пользователями;
- Хосейн Рахман: Как в Jawbone проектируют hardware-продукты;
- Хосейн Рахман: Процесс проектирования в Jawbone.
Будем считать, что ваша компания добилась больших успехов и с легкостью может привлечь нужную сумму. Однако вы должны понимать, что те, кто забрасывают вас деньгами, делают это не просто так.
Прежде всего, нужно учесть, сокращение вашей доли в компании. К примеру, если вы привлекаете два миллиона долларов с капитализацией в шесть миллионов, то после конвертации займа в ценные бумаги первоначальные инвесторы будут владеть 25% акций компании. Плюс, инвесторы, принимающие участие в следующем раунде, могут запросить еще 20% акций вашей компании. В итоге на данном этапе вы уже теряете 45% вашей компании.
Нужно ли это вам? Может быть, и нужно, потому что даже небольшая сумма с низкой капитализацией всегда лучше, чем ничего. И если вас устраивают предложенные условия, то соглашайтесь. Но знайте, что нужно постоянно следить за ходом всего процесса, чтобы понимать, к чему в итоге это может привести.
Кроме того, всегда следует выбирать опытных инвесторов. У них достаточно денег для вложения, и они прекрасно понимают, что инвестирование в стартапы – дело рискованное.
Мы часто сталкиваемся с компаниями, которые говорят: «Мой дядя или мой знакомый может вложиться в это дело». Они, конечно, могут дать пять или десять тысяч долларов каждый. Однако зачастую именно такие инвесторы доставляют больше всего проблем, потому что они могут подумать: «Пожалуй, верну свои деньги обратно. Мне нужна новая кухня».
Или: «Инвестировать в стартапы, оказывается, не так уж и интересно, как показывают по телевизору». Они требуют назад свои деньги, доставляя массу неприятностей компании. Поэтому запрашивайте деньги у тех, кто имеет опыт и знает, что делает.
Самое главное – ничего не усложняйте. В процессе привлечения финансирования используйте стандартные документы. Убедитесь, что работаете с людьми, которые понимают, во что они ввязываются, и уточняйте размер доли, которая останется в итоге у вас.
Кэролинн: Итак, вы начинаете привлекать инвестиции. Вы знаете, сколько стоит ваша компания. Вы знаете, какие документы вам необходимо заполнить. Может так оказаться, что вы не понимаете некоторые термины и понятия, которые используют ваши инвесторы. Это нормально, и ваша задача – выяснить, что они означают.
Не думайте, что раз вы сошлись на стоимости компании, то все остальное неважно. Вам необходимо узнать, какое значение эти понятия имеют для вашей компании в долгосрочной перспективе. В Y Combinator мы с Кирсти постоянно слышим, как основатели говорят: «Мы не знали, что подписываем. Мы не знали, на что соглашаемся». Так что ваша задача – во всем разобраться.
Рассмотрим четыре типичных просьбы инвесторов. Первая – участие в управлении компанией. Некоторые инвесторы попросят вас предоставить им место в совете директоров вашей компании. Обычно это связано с тем, что либо инвестор хочет проследить за тем, на что тратятся его деньги, либо он или она считает, что может помочь вам в ведении бизнеса.
Нужно быть очень осторожным при включении инвестора в состав совета директоров. Скорее всего, правильнее будет ему отказать. Так или иначе, убедитесь, что этот человек может принести реальную пользу компании. Наличие финансовых средств играет большую роль, но наличие инвестора, который может помочь в разработке стратегии и указать направление развития компании, бесценно. Поэтому подходите к выбору инвестора с умом.
Вторая – советы. Многие могут дать вам совет по работе, но лишь немногие могут дать по-настоящему ценный совет. Как только инвестор вложил в компанию свои деньги, он или она, по сути, начинает играть роль консультанта, не имея при этом никакой должности и, что важнее, не требуя ничего взамен.
В Y Combinator мы обнаружили, что каждый раз, когда инвестором стартапа становится какая-то известная личность, эта личность почти всегда просит компанию стать её консультантом. У нас есть компания, которая предоставляет личную охрану по запросу клиентов. Её инвестором стал один известный баскетболист, и он попросил назначить его консультантом. В обмен на свои услуги он потребовал пакет акций компании.
Его «услуги» заключались в том, что он всего лишь рассказал об этой компании другим профессиональным баскетболистам, которым может понадобиться телохранитель. Эта звезда только что вложила в компанию приличную сумму. Почему бы ему не принести компании реальную пользу? Зачем ему лишнее вознаграждение? Если инвестор по-настоящему хочет вам помочь, он не станет брать за это плату. Инвестор, который просит за свои услуги дополнительный пакет акций, на самом деле просто ищет легкой выгоды.
Третья просьба – право на пропорциональное распределение долей в компании. Оно заключается в сохранении своей доли путем покупки большего числа акций в будущем. Применение такого права – один из способов избежать снижения своей доли в компании: она снижается каждый раз, когда компания продает все больше и больше акций другим инвесторам.
Простой пример: предположим, первоначальный инвестор приобретает пакет привилегированных акций компании, и после привлечения инвестиций его доля составляет 3%. Наступает следующий раунд финансирования. Компания обращается к тому же инвестору, заинтересованному в пропорциональном распределении, и говорит: «Нам нужно больше денег. Мы предлагаем вам приобрести в новом раунде столько-то акций, чтобы удержать свою долю в компании на уровне 3%».
Инвесторы довольно часто просят предоставить им эти права. Возможно, они и не принесут вам никакого вреда, но как основатель вы обязаны знать принцип действия этих прав. В частности, это связано с тем, что, когда инвестор получает права на пропорциональное распределение, пытаясь избежать уменьшения своей доли, еще большую долю компании могут потерять ее основатели.
И последнее – это предоставление информации о компании. Инвесторы почти всегда требуют указывать в контракте наличие прав на получение определенной информации о вашей компании. Периодически информировать своих инвесторов о состоянии дел вполне естественно.
В YC мы просим компании каждый месяц сообщать своим инвесторам о том, как продвигается их работа, чтобы всегда иметь возможность обратиться к ним за помощью, когда компании нужно наладить связи или нанять новых сотрудников. Только не перестарайтесь. Если инвестор просит вас предоставлять каждый месяц финансовую отчетность и рассказывать о прогрессе компании каждую неделю, это не нормально.
Вывод: если вы определились со способом финансирования и оценили стоимость компании, это не означает, что все остальное не важно. Вы должны быть в курсе всего, что связано с финансированием вашей компании.
Кирсти: После того, как вам удалось привлечь финансирование, на банковском счете компании вы, наверняка, обнаружите больше нулей, чем вы когда-либо видели в своей жизни.
Далее, вы начинаете фактически тратить полученные вами средства. Издержки производства являются платой за ведение своего бизнеса. Они включают оплату работы сотрудников, аренды офиса, хостинга, а также расходы на привлечение клиентов.
Издержки играют очень важную роль в бизнесе, так как они вычитаются из налоговой базы и в зависимости от доходов компании снижают налоги. С другой стороны, непроизводственные издержки компании, которые не учитываются в налоговой декларации, не позволяют законно уменьшить размер налогооблагаемой прибыли и, соответственно, самих налогов.
Можно в очередной раз взглянуть на ситуацию с позиции крупной компании: если вы работаете в Google, вы вряд ли станете покупать зубную щетку и пасту с помощью кредитной карты компании.
Всегда помните, что эти деньги вам дали инвесторы. Они доверили вам большую сумму и хотят, чтобы вы потратили её на благо компании. Не стоит разбрасываться чужими деньгами. Мы знаем нескольких основателей, поступивших нечестно по отношению к своим инвесторам. К примеру, один основатель получил от инвесторов деньги и отправился в Лас-Вегас. Судя по его фотографиям в Facebook, он неплохо провел там время. Ясно, что сейчас он не работает в компании. Это же самое настоящее воровство.
Разобраться в том, какие издержки следует считать производственными, а какие – нет, не так-то просто, особенно, в первые дни, когда вы работаете по 24 часа в сутки. Можете задать себе такой вопрос: «Если бы инвестор спросил меня, на что я потратил его деньги, и я должен расписать все расходы по пунктам, будут ли меня смущать некоторые из этих пунктов?» Если будут, то, скорее всего, не стоит относить эти издержки к производственным.
Также не нужно забывать, что у вас очень много работы, и вам в принципе пока не обязательно думать о бухгалтерии и финансовой отчетности. Однако очень важно следить за всеми финансовыми операциями, чтобы ваш бухгалтер, составляющий налоговую отчетность, мог понять, какие расходы относятся к производству, а какие – нет.
В любом случае им понадобиться ваша помощь как основателя компании. Вы можете свести свое участие в этом процессе к минимуму, если будете хранить документы в надежном месте, куда вы без труда сможете обратиться.
Самое главное – не уезжайте в Лас-Вегас с деньгами своих инвесторов. Тратьте их с умом.
Автор: