История невзлетевшего стартапа

Полтора года назад я написал топик про Альтасферу. Это был очень амбициозный проект, навеянный идеями Фридриха фон Хайека о частных деньгах и активной дискуссией о глобальном экономическом кризисе. С тех пор несколько раз менялась концепция проекта, перабатывался интерфейс, уходили и приходили людив команду, добавлялись новые функции, пробовались разные способы продвижения. Летом прошлого года окончательно кончились деньги, инвесторов искать не стали и проект не заморозили на неопределенный срок. Я и сейчас думаю, что многие базовые идеи Альтасферы верны. Скорее всего, они так или иначе будут воплощены. Но в той конкретной реализации мы допустили множество ошибок. У меня было время их осмыслись и в этом топике я хотел бы с вами поделиться своим опытом. Возможно, я повторю уже известные аудитории тезисы, но одновременно я надеюсь, что изложенное здесь поможет избежать некоторых ошибок тем, кто начинает сейчас собственный интернет-проект или планирует это сделать в ближайшем будущем.

Сфокусируйтесь на чем-то одном

В Альтасфере проектировались три сильно взаимозависимые подсистемы: система репутации исполнителей, система выпуска обязательств-активов, посредством которых заключались контракты, и система эмиссии частных валют, обеспеченных обязательствами. Проблема в том, что резон заключать контракты возникал после того, как сформированы надежные рейтинги, а рейтингам неоткуда было взяться в отсутствии реальных контрактов. Денежная эмиссия же требовала одновременно полноценной работы и системы рейтингов и системы обязательств.

Каждая подсистема решает вполне определенную задачу и каждая в отдельности может быть самостоятельным механизмом.

Стартап freelancepro.me формирует рейтинги фрилансеров. Вместо того, чтобы пытаться накопить исходные данные для этих рейтингов внутри себя, он агрегирует уже имеющиеся сведения о репутации фрилансеров из сторонних источников: odesk, linkedin, elance, github и т.д. Думаю, что в этот список со временем могут попасть и образовательные сервисы и сайты отраслевых конфренций. Недавно запущенные Mozilla Open Badges несут в себе тот же подход: вместо замкнутых на самое себя систем, строятся открытые, которые собирают информацию извине и отдают вовне.

Обязательства-активы в Альтасфере по сути своей очень близки к купонам и подарочным сертификатам. Сервисы, позволяющие их выпускать и продавать, давно и успешно работают. Различие только в применении этого инструмента: мы пытались сделать обязательства полноценным средством заключения контрактов, а не способом привлечь клиентов или продать специфические услуги. Тем не менее ничто не мешало начать именно с этого.

Наконец, системы частных валют тоже активно развиваются. Самый заметный пример здесь — биткоин. Успех этого проекта, конечно, во многом обеспечен очень сильной криптографической технологией, но одновременно и общим подходом: для обеспечения эмиссии пользователю не требуется ничего, кроме того что у него уже и так под рукой — вычислительные мощности его компьютера.

Наверное, можно заставить работать сразу сложную многосоставную систему. Для этого нужны большие ресурсы: люди, деньги, опыт, связи — которых у вас скорее всего нет. Равно как и не было их у нас. А главное нужно иметь способность сразу спроектировать её правильно, что и вовсе кажется фантастичным. Все инновационные компании в начале своего пути начинали с какого-то одного продукта: Google с поиска, Apple с персональных компьютеров, Facebook с личных страничек.

Имейте стратегическое видение

У нас было некоторое представление о точке “A”, текущем устройстве экономики и общества, было некоторое видение о точке “Z”, о том как бы мы хотели организовать социально-экономические процессы с помощью Альтасферы, смутные догадки о том как бы все это могло развиваться дальше и никакого понятия о промежуточных буквах. Как нам попасть из пункта “A” в пункт “Z”? Сколько там этапов? Какие ресурсы понадобятся для перехода с текущей стадии на следующую? Мы не только не знали ответов на эти вопросы, мы их даже не искали. Казалось, что одного только огонька, мерцающего где-то впреди сквозь туман, достаточно, а там уж как-нибудь, так или иначе.

“Как-нибудь” не получилось. Мы нанимали людей, но переодически не тех. Не всех нужных мы могли нанять в силу просто финансовых ограничений, но не понимали этого и потому расстрачивали имеющиеся силы впустую. Мы использовали доступные нам инструменты, но не те которые были нужны: снимали промо-ролики, делали email-рассылки по купленным базам. Промо-ролики никакого эффекта не принесли (просто потому что эффективные стоят других денег), а email-рассылки и вовсе принесли больше вреда, чем пользы. Сайт стали заполнять люди, которые явно не разделяют философию проекта, в какой-то момент даже прошла волна спама от МММщиков. Соответственно и без того небольшая привлекательность проекта для человека из нашей целевой аудитории только снизилось: вы приходите для того чтобы поучаствовать в становлении новой экономики, а вас встречают объявления про МММ, игру на forex и астрологию, вам неприятно и вы уходите.

Пережив ряд неудачных попыток набрать обороты, мы догадались, что нужна какая-то промежуточная точка. Мы решили, что, вероятно, идея о частных деньгах слишком сложна, надо как-то её упростить. Способ упростить выбрали в общем-то совершенно случайно: на глаза попались книги про нетворкинг и Альтасфера стала называться “сетью полезных связей”. Сам по себе нетворкинг — заслуживающая внимания практика, и есть, конечно, место для сервиса, помогающего найти полезные связи. Один из недавних лауреатов StartFellows как раз такой сервис — takepin.com

Однако проблема в том, что нетворкинг не лежит на траектории, ведущей к системе частных валют. От смены слогана Альтасфера не стала удобным инструментом поиска полезных связей. Все, чего мы добились таким образом, — это новые препятствия для целевой аудитории и новые пустые траты ресурсов на добавление ненужных функций, на переговоры с нетворкерами, поездки на их конференции и т.п.

В конечном счете у нас не было ответа даже на вопрос о том, зачем мы делаем Альтасферу. Начиналась эта история вроде бы как альтруистический проект по изменению мира к лучшему. О зарабатывании денег речи не шло. Была идея и некоторый бюджет из накоплений основателя проекта. Когда эти накопления стали иссякать, мы предприняли попытку внести в Альтасферу коммерческую составляющую — сделали возможность покупать бейджи, которые увеличивали рейтинг пользователя. Причем ещё до того как Альтасфера набрала хоть какую-то популярность. В итоге последние деньги были истрачены на коммерческие сервисы, которые только усугубили ситуацию: причем тут изменение мира к лучшему стало совсем непонятно.

Большие вещи делаются постепенно шаг за шагом: в самом начале у вас нет ни знаний, ни опыта, ни ресурсов.

Беспокойтесь о самочувствии вашей команды

Мы живем в удивительное время и работаем в удивительной индустрии: здесь и сейчас марксисткая критика капитализма оборачивается против самой себя. Маркс писал о бесчеловечности. Для капиталиста работник — функция, легко возобновляемое топливо для огромной фабричной машины. Капиталист, владеющий станками, цехами, рудниками, нужнее работнику, чем капиталисту работник с его низкой квалификацией, один из многих таких же. Поэтому внутренний мир работника в общем-то никому не интересен, кроме его близких и родных. Стимул проявить человечность возникает у капиталиста только у той черты, за которой начинаются бунты и погромы.

Средство производства для веб-разработчика — это ноутбук за $500. Необходимая инфраструктура — сервера, ПО, домены, доступ в сеть — либо черезвычано дешевы, либо вовсе бесплатны. Основная ценность теперь в людях, в их навыках, умениях, стремлениях. Если вы хотите стать капиталистом, т.е. извлекать прибыль от сложения и перепродажи труда нанятых вами людей, то главная вашей заботой должен быть их внутренний мир. Потому что ничего более вы им не можете дать. Ноутбуки у них и так уже есть. Вы можете дать, то чего у них нет: интересные задачи, удовлетворенность материальную и моральную, сбалансированную рабочую среду. Одни и те же люди очень по-разному работают в зависимости от условий.

В Альтасфере мы почти не думали об общем настроении, в котором работаем. У нас были удаленные разработчики, иногда отношения с ними выстраивались довольно жестко, и почти всегда царило ощущение лихорадочного негатива: срывались сроки, что-то постоянно нужно было чинить и доделывать. Редко когда мнение самих разработчиков о необходимости той или иной функциональности принималось к сведению. Дополнительно ситуация осложнялась тем, что первоначально сервис разрабатывал на аутсорсе и в наследство нам достался код очень сомнительного качества. Тяжело работать над тем, во что не очень веришь, поддерживая плохой код, в атмосфере спешки и догадываясь, что плоды твоего треда останутся невостребованными.

Фактически мы взяли самое плохое из обоих подходов. Из старого подхода — иерархичность, невнимание к внутреннему миру; из нового — возможности отгородиться от ближнего скайп-конференцией.

Сто лет назад для того, чтобы быть успешным капиталистом требовалось владеть заводами, рудниками. Сегодня надо уметь выстроить благотворную атмосферу вокруг себя.

Проверяйте себя

В физиологическом и гносеологическом смысле мы живем в мире иллюзий: наш мозг постоянно строит модели реальности, сигналы от органов чувств только корректируют текущую модель и цикл повторяется. “Наше восприятие — это фантазия, совпадающая с реальностью”, пишет в своей книжке английский нейробиолог Крис Фрит.

Всегда есть зазор между тем, каков мир на самом деле и тем, как вы его воспринимаете. Этот зазор тем больше, чем реже вы подвергаете свои модели проверки и чем уверенней в своих априорных суждениях. Мозг легко обманывается, когда зазор между реальностью и нашей фантазией о ней сравнительно невелик, — когда мы просто смотрим вокруг. Когда вы фантазируйте о необходимых людях сервисах, о том как они могли бы решать повседневные задачи, о том как можно было бы изменить мир с помощью технологий, ваш мозг обманывает вас почти наверняка.

Альтасфера началась с сочинения трактата, в котором была предпринята довольно неумелая попытка сделать описать экономический и социо-культурный кризис западной цивилизации. Не больше и не меньше. Полгода писался этот текст. Мы нафантазировали нечто о мире и отсекали всякие сигналы, которые позволили бы нам привести нашу модель в соответсвие с реальностью. Сначала из опасений, что идею Альтасферы украдут, потом просто из самоувереной уверенности в собственной правоте, достойной главного персонажа книжек Носова.

Главная проблема всех строителей утопий заключается в том, что столь красивая и элегантная на бумаге схема, не выдерживает встречи с реальностью: люди не умещаются в заготовленные для них роли, возникают побочные эффекты, откуда ни возьмись появляются конкурирующие тренды и т.д. На подсознательном уровне формируется стремление оградить свое изобретение от внешнего мира: прежде чем Альтасферу представили публике, её полностью переписали, дважды переделывался дизайн. Когда столкновение с внешним миром все таки происходит, психологически сильно не хочется замечать последствий. Это психология азартного игрока: чем больше вы вложили/проиграли, тем сложнее вам остановиться, тем выше для вас оказывается цена поражения. Кажется, что вот еще один шаг и будет успех.

Упорство, собственное видение — это отличные качества. Но одновременно необходимо и сократовское “Я знаю, что я ничего не знаю”. Всё, что вы думаете о своем проекте, не более чем гипотезы, и все они нуждаются в самой жесткой проверке. И чем важнее для существования вашего проекта та или иная гипотеза, тем раньше её нужно проверить.

Автор: Ingolmo

Источник

Оставить комментарий