Российские ИТ-компании рассматривают Agile как средство для реализации «аварийной стратегии» развития на рынке
В связи с известными изменениями, происходящими в российской ИТ-индустрии и экономике в целом, большинству ИТ-компаний хочется быть быстрее, выше, сильнее. Однако, если вдуматься, олимпийский девиз не совсем подходит в данной ситуации. На рынке сейчас выигрывают более гибкие и хитрые.
Многие компании-разработчики программного обеспечения, от мала до велика, признают: чтобы сохранить клиентов, нужно дать им все, что они хотят и даже больше, а также сделать это быстрее и дешевле. Таков идеал, в большинстве случаев недостижимый без применения определенных хитростей. Они касаются не только отношений с заказчиками, стратегии продвижения и корректировки бизнес-модели, но и перестройки процессов разработки.
Даже относительно крупным компаниям приходится перестраиваться. «[В последнее время] заказчики выводят на конкурсы любые независимые этапы, по окончании которых можно получить завершенные бизнес-результаты (оптимизация части инфраструктуры в ключевых регионах, рост быстродействия критичных для бизнеса приложений, таких как «1С»)», – рассуждает директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев.
Принимая во внимание производительность труда и стиль сотрудничества, которые теперь практически навязывают заказчики, нетрудно догадаться, о каком наборе методологий разработки пойдет речь далее.
Москва не сразу строилась
Средние и даже крупные игроки ИТ-рынка возлагают большие надежды на концепцию Agile, заслуженно уповая на заявленную гибкость ее подходов. Однако, как известно, необходимо постараться, чтобы построить на основе гибкой концепции эффективно работающую систему – особенно с учетом размеров компании. А так как эту операцию нужно осуществить, как говорится, в режиме live, без наркоза и госпитализации, то приходится порой танцевать с бубном. Для этой цели солидные компании готовы расщедриться и пригласить хореографов уровня Егора Дружинина.
«Переход на Agile – это громадный вызов, потому что ты не можешь просто положить сюда свою старую технологическую платформу. Нужно переработать все процессы. Изменить всю философию компании. Этот вызов стоит перед нами, как и перед другими крупными компаниями», – заявил 21 мая глава Сбербанка Герман Греф на открытой лекции в МШУ Сколково.
Компания EPAM Systems, один из крупнейших разработчиков программного обеспечения, начала применять гибкие подходы к разработке еще в 2008 году – тоже в период кризиса. Однако компания шла к этому постепенно, перенимая опыт у иностранных партнеров. Поэтому Agile был для EPAM не спасательным кругом, а ценностью, к которой компания пришла в ходе своего развития.
«К нам обратился банк с просьбой доработать мобильное приложение для проведения автоплатежей и автопополнения депозита. Реализовать все это необходимо было обязательно и одновременно.
После консультации с нашим Agile-коучем заказчик согласился, что в первых итерациях мы реализуем возможность задавать сумму автопополнения депозита при заданных порогах прихода на счет и остатка после проведения автоплатежей. Этот функционал был введен в эксплуатацию через три недели после старта разработки, и конечные клиенты банка начали им пользоваться», приводит пример генеральный директор EPAM по развитию бизнеса Артак Оганесян.
В том случае, когда методология насаждается в ИТ-компании (особенно в крупной) спешно и насильственно, последствия могут быть плачевными. Внедрение Agile может застопориться на полпути, а часть сотрудников будут отторгать ее, как инородное тело. Тогда руководству, которое должно идти до конца (иначе оно рискует потерять авторитет) придется «принести в жертву» всех непокорных. Заодно и расходы сократятся, и можно будет нанять хорошего Agile-коуча.
Игра стоит свеч
В большинстве случаев стремительные перемены требуют серьезных энергетических или финансовых затрат. Но, говоря об Agile, можно cмело рассчитывать на то, что игра стоит свеч – все окупится в обозримой перспективе.
«На небольших проектах Agile всегда дешевле. Масштабные проекты практически никогда не проходят без изменения первоначальных требований. Если при этом мы говорим о проектах с фиксированными сроками и бюджетами, то Agile благодаря коротким итерациям и определению приоритетов помогает гораздо быстрее реагировать на изменения», – говорит Алексей Ионов, Agile-коуч EPAM.
Хитрость подхода с точки зрения бизнеса состоит также в том, что хотя финальная реализация проекта может отличаться от первоначальной задумки, оно будет гораздо лучше соответствовать актуальным требованиям заказчика и конъюнктуре рынка.
Обратная сторона
Однако у этой истории есть и обратная сторона: у заказчиков есть не только Agile-права, но и Agile-обязанности. Об обязанностях многие из них предпочитают не вспоминать. Есть вариант еще хуже – они не знают и не умеют играть по правилам Agile.
«Иногда заказчики требуют работать по Agile, иногда их приходится убеждать, и не всегда успешно. Да, от бизнес-заказчика требуется полноценное вовлечение в проект, но это не означает, что надо бросать свою работу и участвовать в процессе программирования и тестирования. В случае Agile необходимо ежедневно выделять 15 минут на короткое собрание с командой в начале дня, обсуждение сделанного и планов. Банков, кто просто игнорирует Agile или отмахивается от этой практики, сейчас уже нет. Особенно после знаменитого выступления Германа Грефа», отмечает Артак Оганесян из EPAM.
Какими бы пламенными ни были выступления господина Грефа или заявления фанатов Agile, ее не стоит рассматривать как панацею, универсальный рецепт, впадая в крайности.
Agile vs Аварийная стратегия
«В поддержке ИТ-систем господствует так называемая аварийная стратегия. Крупные интеграторы, в тучные годы, воевавшие за 15-ти миллионные проекты, теперь серьезно конкурируют за заказы, стоящие около 3 миллионов рублей в год. Здесь средние интеграторы, работа которых базируется на 10 ITIL-процессах, умеющие управлять развитой партнерской сетью и обеспечивать единый уровень сервиса, могут весьма успешно конкурировать с более крупными ИТ-компаниями», добавляет Дмитрий Бессольцев из ALP Group.
Концепция Agile во многих случаях делает взаимодействие между менеджментом и разработкой более тесным и продуктивным. Однако роль Agile в реализации той самой «аварийной стратегии» варьируется от компании к компании. Поэтому ответом на вызовы постоянно меняющегося ИТ-рынка может быть именно нахождение оптимального баланса между методологией разработки, корректировкой бизнес-модели, концепцией продвижения и менеджментом.
Автор: