Путь бизнес-самурая: максимум эффекта за одни выходные
Этот пост для любителей действий. В нем собран опыт по запуску небольших (и не очень больших) веб-проектов, направленных на зарабатывание денег в Сети.
Как это сделать, с чего начать, где искать ресурс — все последовательно изложено и сдобрено большим количеством ссылок. Приближающееся выходные — идеальное время, чтобы сделать первый шаг.
Предположим, что вы решили сделать городскую социальную сеть любителей авто. Или поиск нужных лекарств по близлежащим аптекам. Или какой-то другой мега-нужный и интересный проект. Но встает вопрос: с чего начать (даже если вопрос такой не встает, предложенный в статье подход будет полезен очень многим, кто уже делает или планирует сделать свой бизнес в Сети).
Тестирование гипотезы: идея и задачи
Перед любыми осознанными действиями всегда нужен план. План захвата мира. Начинается он с идеи: что мы хотим получить, создавая сайт (или бизнес)? В чем наша глубинная мысль? Идея обычно формулируется очень просто, буквально одной фразой: «Дать возможность автовладельцам обмениваться соответствующей информацией в нашем городе» или «Обеспечить поиск лекарств в зависимости от местоположения пользователя». Но ее обязательно сформулировать: чем четче вы ее пропишете, темы быстрее у вас будет работающий сайт.
После формулировки идеи идут конкретные задачи, как эта идея будет реализована. Задачи должны быть максимально точными (с измеримым результатом — чтобы было понятно, выполнена задача или нет), и их не должно быть больше 7 (если задач становится больше, то начинаем объединять). Лучше всего, если задач образовалось 3-5 — тогда их будет эффективнее всего выполнять. Примеры задач: «Разработать сайт», «Собрать дневную аудиторию в 10 тысяч человек», «Найти 50 тысяч на разработку прототипа», «Получить 100 тысяч рублей в течение месяца с проекта» и т.д.
Подчеркну, что речь идет не столько о создании сайта, сколько о запуске нового бизнеса, небольшого стартапа, для которого еще многое непонятно, и который нужно протестировать на предмет рациональности идеи, размера аудитории и, скорее всего, найти модель монетизации (как подобрать модель монетизации).
После формулировки идеи и задач, которые смогут ее воплотить в жизнь, идет стадия быстрой оценки рынки в плане оценки аудитории.
Аудитория: решение конкретной бизнес-задачи
Никакой сайт (бизнес) не может жить без пользователей. Чтобы вдохнуть в наш сайт жизнь, мы должны сначала оценить, сколько этой жизни есть в Сети. И, самое главное, где нам ее искать. Для оценки размера аудитории нужно ответить на несколько простых вопросов: сколько человек сталкивается с проблемой, которую решает сайт; как часто это происходит; сколько еще сайтов решают эту проблему (чем еще пользуются люди в аналогичных случаях).
Например, если речь идет о поиске лекарств, то с этой задачей сталкиваются, минимум, 30% населения раз в месяц, и пользоваться (мобильным) интернетом для решения этой задачи будет готов, как минимум, каждый десятый. Поэтому потенциальный охват аудитории — порядка 3% населения (только для Москвы это около 500 тысяч человек).
Ответив на все эти вопросы, можно оценить ежемесячную аудиторию планируемого сайта. На этом же этапе если предположить средний размер чека (или размер комиссии при просмотре карточки лекарственного препарата), то можно сразу оценить и оборот такого бизнеса.
Здесь же будет нелишним написать несколько портретов типичных пользователей ресурса (поможет на этапе продвижения): пол, возраст, достаток, интересы, любимые сайты. Такое описание должно занять не больше 1-2 страниц A4.
Дополнительно оценить размер аудитории в ряде случаев возможно следующими путями:
Путь 1: liveinternet.ru
Заходим на Рейтинг сайтов liveinternet и выбираем нужным нам регион и тематику. Далее смотрим посещаемость популярных ресурсов за 31 день (не складываем — берем наиболее близкий к идее нашего сайта по тематике). Получаем первую оценку.
Путь 2: статистика ключевых слов
Заходим на статистику ключевых слов, уточняем регион и вводим поисковый запрос, который может задать наш целевой пользователь (решая поставленную задачу) — например, купить лекарства или найти аптеку. Для большинства случаев количество показов можно брать за отправную точку (опустив множество поправок, которые обычно не меняют порядок оценки), только предварительно нужно умножить число запросов на 1,5 (ведь учитывается только Яндекс, но не Google). Суммировать все похожие запросы не нужно.
Движок: тестовый функционал
Здесь находится самая интересная, сложная и порой невозможная часть сайта: как заявленная идея должна воплощаться в жизнь? Что будет под капотом сайта, чтобы задуманное смогло быть реализовано? Для разработчиков обычно именно с решения этой задачи и начинается работа над сайтом: когда приходит гениальная мысль, ее тут же нужно реализовать. Но не всегда эта гениальная мысль достойна реализации (и это должно стать понятно из анализа, проведенного в предыдущих шагах). Здесь возможно несколько вариантов.
Вариант 1: сложная идея, есть бюджет
Однако, любая бизнес-идея может в том или ином приближении реализована, и при запуске тестовой версии сайта (бизнеса) нужно лишь собрать работающее решение, а уже потом оценить его экономическую эффективность (может оказаться, что поддержка решения слишком дорога для текущего рынка, и нужно либо сильно оптимизировать технологию, либо подождать несколько лет, когда себестоимость позволит запустить этот бизнес).
Если вы не обладает навыками программирования (или сборки веб-сайта из готовых модулей, если такое возможно для вашего решения), то необходимо будет написать четкое техническое задание, которое отдать на откуп фрилансера или веб-студии. Очевидно, что в техническом задании должно присутствовать не так много деталей, и логика взаимодействия пользователей с сайтом будет прописана с точки зрения обеспечения минимума функционала: идет ведь проверка гипотезы, а не разработка готового решения. Потом, когда будет понятно, на чем именно зарабатывает сайт, его можно будет переработать для повышения и удобства использования, и расширения функционала. Но не сейчас.
Сейчас расписываются только самые необходимые функции и сценарии использовании, они отдаются с минимальным бюджетом на реализацию разработчику. И с некоторой успешностью будет реализовано именно то, что задумывалось.
Если вы сами являетесь разработчиком, то выбираете любимый фреймворк — Zend, Yii, Symfony, YAF — и приступаете. Главное, остановиться после реализации необходимых функций сайта (даже если это будет работать не совсем корректно — время на исправление ошибок будет во время первичного продвижения).
Вариант 2: простая идея, есть навыки построения сайтов
Другим вариантов является реализация решения на базе популярных систем с открытым кодом — Joomla! или WordPress. Сейчас большинство хостинг провайдеров предлагают установку этих CMS прямо из панели управления (Plesk). Тестовый хостинг на месяц можно заказать, например, у Rusonyx. Месяца будет достаточно, чтобы понять, насколько идея хорошо или плохо работает.
После установки CMS на хостинг, необходимо настроить модули, которые будут реализовывать заявленный ранее функционал. Расширения для WordPress устанавливаются в административной панели сайта напрямую (через поиск ключевых слов либо точного названия модуля). Для Joomla! ситуация немного сложнее: нужно изучить расширения на extensions.joomla.org, выбрать соответствующую вашей системе версию (найти ссылку на скачивание) и установить через административную панель (используя ссылку для скачивания).
После установки, настройки, тестирования расширений с большой вероятностью вы выберите что-то одно, что лучшим образом соответствует изначальной идее.
Вариант 3: простая идея, навыков нет
Бесплатный хостинг с WordPress (с доменом третьего уровня) можно взять сразу на wordpress.com. Но могут быть проблемы с переносом контента, когда ваша идея выстрелит. И основные сервера расположены за границей, что добавляет проблем со скоростью сайта.
Бесплатный хостинг для интернет-магазина (и не только) можно взять у любого соответствующего провайдера: InSales, SiteBerry (от 120 руб/месяц), WebAssyst (от 199 руб/месяц, первый месяц бесплатно). Вся настройка выполняется через административную панель сервисов. Но при необходимости сменить площадку будут проблемы при переносе содержания страниц. Поэтому лучше рассматривать эти площадки как возможность быстрого старта.
Выбор дизайна: как помогает решить задачу
К выбору дизайна даже на этапе тестирования нужно подойти аккуратно: ведь интерфейс сайта сильно отразится на конверсии, поэтому нужно, с одной стороны, потратить на него максимум внимания, с другой стороны, протестировать с минимумом вложений.
Здесь поможет большое количество бесплатных шаблонов дизайна, выложенных в Сеть. Нужно лишь подобрать соответствующий основным функциям сайта (например, содержащий пространство для поисковой строки и большую галерею результатов) в понравившейся цветовой гамме. И нужно помнить, что интерфейс сайта должен максимально помочь пользователям понять, для чего предназначен сайт, и воспользоваться его основной (или несколькими основными) функцией. После этого шаблон дизайна можно отдать разработчику примерно на финальной стадии сборки тестового сайта с просьбой доработать.
Для поиска бесплатных шаблонов (или тех, которые можно взять на тестовую версию сайта) есть большое количество ресурсов: Tempalte Monster, TemplateMo, Free CSS Templates, Joomla! 24 и т.д.
Загрузка и установка готового шаблона для сайта не составляет труда (особенно, если он есть в формате выбранной CMS). Но лучше потратить некоторое время, чтобы привести внешний вид и всех установленных дополнений к стилям шаблона (или попросить знакомого / фрилансера сделать это).
Запуск и тестовое продвижение: с чего начать
После выбора домена, хостинг-провайдера и запуска сайта уже на своем домене и площадке можно, конечно, протестировать его отказоустойчивость (чтобы понять, насколько активно тестировать продвижение) — это можно сделать при помощи нескольких сервисов, например, Load Impact. А можно, зная особенности ваших пользователей, сразу идти в массы — и продвигать проект на тематических площадках.
Для интернет-сервисов наиболее эффективными в плане тестового продвижения будут методы поискового продвижения (по соответствующим запросам, если они низко и средне конкурентные) и продвижения в социальных сетях (на соответствующих страницах и в группах). Для региональных проектов эффективным будет продвижение на городских и региональных порталах. Если бюджет на продвижения ненулевой, то можно протестировать и контекстную рекламу (либо достать купоны на начальный баланс — Mail.Ru раздает такие на мероприятиях — и протестировать контекстные объявления по выделенной аудитории).
В зависимости от интереса к проекту, затратам на продвижение, обратной связи и возрастанию числа пользователей через 1-2 месяца после начала продвижения (запуска проекта) можно говорить об успешности проекта. И проводить более глубокую оценку бизнес-идеи, имея на руках уже готовые данные.
Заключение
Если оценивать затраты по времени на запуск нового сайта, то вполне можно справиться за выходные (например, даже собравшись с друзьями на каком-нибудь Хакатоне). На мозговой штурм по конкретизации идеи и проработке сценариев использования вы потратите 2-3 часа, затем потратите часов 10 на сборку основного функционала и размещение сайта на хостинге, 2-5 часов на доработку внешнего вида и еще час-другой на первую презентацию потенциальной аудитории (комплексное продвижение займет, конечно, больше времени).
А теперь вопрос: вы готовы потратить выходные, чтобы реализовать свою идею и начать делать свой бизнес?
Автор: rutm