10 советов для заказчика во фрилансе
Работаю в IT уже более 12 лет. Думал, что без проблем справляюсь с менеджментом задач, которые отдаем во фриланс. Но последний случай буквально выбил меня из колеи: получил весьма дорогой и негативный опыт. До сих пор обдумываем с коллегами что было сделано верно, а что нет. Предлагаю вашему вниманию 10 выводов-советов, которые мы сделали для себя. Надеюсь, они будут полезны и вам. Если у вас есть что еще посоветовать, то welcome в комментарии:)
Заявка была размещена на Фрилансим. Через некоторое время на проект откликнулся один человек, который очень рьяно взялся за работу, прислал подробную информацию о себе и тестовое задание. Это сильно отличалось от общей массы, где отклики выглядели как «Смотрите портфолио вот тут», «Возьмусь!», «Мои расценки:…» и т.п. Подход, с которым он подошел к делу, нас подкупил — и мы стали с ним работать. Человек показался весьма креативным, адекватным и достаточно надежным. Но…
Не буду здесь сильно вдаваться в детали: после каждого совета находится спойлер с деталями по нашему случаю.
1. Всегда фиксируйте «правила игры» в договоре
Отнеситесь к этому пункту со всей внимательностью! «Правила игры»/Договор — это не просто формальность. Не надо скачивать типичные договоры из интернета.
Договор должен быть выстрадан: это квинтэссенция того как именно вы хотите работать, по каким бизнес процессам и по каким правилам. Он должен включать в себя все ваши формальные договоренности с исполнителем: начиная от того где именно будет вестись список задач/замечаний и заканчивая наградами/штрафами за невыполнение в должный срок и должного качества задачи.
Не забудьте показать данный договор самому исполнителю: он обязательно что-то захочет добавить и поправить. Важно это сделать на первых этапах работы с исполнителем: если что-то в договоре вызывает большие споры, то от такого исполнителя лучше отказаться. Если он спорит сейчас, то что будет в реальной ситуации? Меняя договор под пожелания исполнителя, помните: проект ваш, платите за него тоже вы, а значит удобно работать должно быть, в первую очередь, именно вам!
2. Пишите четкое ТЗ
Еще до публикации проекта напишите четкое ТЗ. Не надо в начале выбирать исполнителя, а потом под него писать ТЗ. Вы должны сами понимать что именно и как именно вы хотите. Если это сайт, то напишите требования к дизайну, к тексту, к структуре. Если это программа, то напишите для кого она предназначена, что именно она делает, как она выполняет то или иное действие и т.д. Если архитектор из вас «не очень», то так и пишите: «необходимо разработать структуру сайта» или «нужно придумать пользовательский интерфейс» и т.п. Вообще считаю, ТЗ для исполнителя во фрилансе это нечто между «требованиями» и «дизайном», если следовать методологии RUP.
Хочу обратить внимание, что ТЗ не должно меняться в своей главной части. В ходе проекта ТЗ может лишь уточняться. Если после общения с исполнителем, вы меняете главную часть ТЗ, то это повод задуматься, взять таймаут и если все-таки коррективы исполнителя разумны, то написать уже другое ТЗ! Не допускайте такого, что пришли с заданием на написание текстов, а в итоге вы делаете переделку всего сайта.
В итоге: проект из чисто контентного свалился в вечные и далеко не профессиональные «игры» с Drupal’ом. Почему именно игры? Когда человек понял «куда он попал» и что с возложенной на него самим же собой задачей он не справится, то он начал требовать по 100-200$ за такие задачи как «возможность редактировать метатеги для страниц», «возможность задать специфичный URL» и т.п.
3. Всегда проговаривайте ТЗ
Если вы гений и у вас идеальный слог, то это вовсе не означает, что ТЗ будет понято именно так как вы этого хотите. Даже если исполнитель говорит, что «все понятно» — все равно потратьте пол часа и голосом(!) проговорите все важные пункты ТЗ. Как правило, именно в диалоге всплывают все подводные камни и скользкие места. Ваша задача: убедиться, что исполнитель понимает за что именно он берет деньги.
4. Обязательно ведите совместный список текущих задач
Работая с фрилансером, вы, по сути, работаете над единым проектом. Исполнитель должен четко представлять что в итоге должно получиться и каким именно путем мы туда придем. Для этого всегда ведите совместный список задач. И, учтите, что задачи там могут быть не только для фрилансера, но и для вас! Например: «прислать мнение по предоставленному дизайну» или «выслать имеющий контент» и т.д.
Более того, если исполнитель отказывается от ведения подобного списка: настоятельно требуйте этого!
К слову это все делалось в excel, так как ни google docs, ни asana.com ему не удобны из-за «обилия JavaScript’ов». Представляете себе каково это вести список задач в экселе с человеком, который не знает основ документооборота?
5. Оплачивайте по факту
Не платите авансом исполнителю, если вы с ним никогда до этого не работали. Даже если вам человек понравился и вы в нем уверены, то вы еще не видели умеет ли человек доводить проект до конца. Как известно, 20% действий дают 80% результата. А проект это не 20%, не 50%, а все 100% (ну… иногда и все 149%)! Вот и получается, что исполнитель за 20% времени делает 80% результата: требует свои 80% оплаты и вы оплачиваете. А в результате хвост в 20%, который требует уже 80% времени он ни за что не хочет делать. Доводить проект до конца надо уметь! Цените тех, кто это умеет.
Заплатив 120% от той суммы, которую он же в начале назвал добавив, что «гарантированно не больше», я решил погрузиться в детали. И тут у меня волосы встали дыбом: мало того, что основные пункты из первоначального ТЗ не сделаны, так еще и содержание в 90% текста банально скопировано с предыдущего сайта.
Советы выше касаются самого этапа разработки. Но как же обезопасить себя в будущем? Вот некоторые рекомендации по выбору самого исполнителя.
6. Не пренебрегайте рецензиями от предыдущих заказчиков
Более того: если есть возможность, то свяжитесь с 2-3 лично и поговорите насчет данного исполнителя. Как правило, в рецензиях ставят 10 из 10 с отличным отзывом, а про себя ставят галочку «больше с ним не работаю!». И лишь в беседе предыдущий заказчик может раскрыться и высказать всё, что у него накопилось.
7. Подробно изучите профиль на предмет несостыковок
Кесарю — кесарево, а Богу — божье. Гуманитарный по складу человек не может грамотно выполнять технические вещи. И наоборот: технарь не может написать хорошие тексты. И это касается всего: если человек 10 лет проработал дизайнером, то маловероятно, что он вам подойдет как разработчик для backend’а; если человек делает акцент на знании PL/SQL, Hadoop и т.д., то дизайнер он, скорее всего, никакой; если php кодер с 15 летним стажем делает ставку на проект по написанию промотекстов, то не берите его! Бывают исключения, но зачем вам риски?
8. Не останавливайтесь на первом «хорошем» варианте — рассмотрите несколько
Даже если кто-то из кандидатов на ваш проект вам сильно понравился, то все равно обязательно переговорите с несколькими фаворитами! К сожалению, никто не может похвастаться, что никогда не ошибался в людях и отлично видит всех на сквозь. Попробуйте присмотреться к нескольким: возможно у кого-то портфолио похуже, но человек вам более комфортен для работы в команде; так же за невзрачным портфолио/резюме может скрываться действительно профи своего дела!
9. Устройте «тест-драйв»!
Всегда хочется посмотреть на человека в деле прежде чем начать реально работать. У вас есть два варианта:
- Укажите тестовое задание прямо в самой заявке на фриланс сайте. Плюс в том, что вы действительно можете посмотреть как думает и как действует человек в ваших условиях. Но есть и минус: действительно профи своего дела скорее всего не будут заморачиваться вашим заданием — у них и без этого найдется клиент. Придумывая тестовое задание выбирайте золотую середину: оно должно быть достаточно сложным, чтобы поднапрячь кандидата и заставить его думать «на вашем поле», но и должно быть достаточно простым, чтобы люди смогли решиться «инвестировать» свое время в данный проект еще на этапе подбора исполнителя.
- Никто вам не мешает устроить тест-драйв уже после того как вы выбрали исполнителя. Устройте ему испытательный срок: дайте реальную рабочую задачу, договоритесь об её отдельной оплате и посмотрите как человек работает, как выясняет детали, как взаимодействует с вами и т.д. Если всё устраивает — двигайтесь дальше!
10. Торгуйтесь с кандидатами!
Я за то, чтобы труд был всегда достойно оплачен. Но смысл торговаться заключается в том, чтобы вы оба с кандидатом понимали за что именно и как именно будет взиматься оплата. Если человек не может обосновать внятно запрошенную сумму, то, скорее всего, он не понимает что именно ему предстоит сделать и сколько он на это может потратить времени. Поверьте, если кто-то явно демпингует, то это либо явный новичок, либо профи, который знает как именно оптимизировать процесс чтобы себестоимость была для него минимальной: и торговля вам поможет понять структуру стоимости работ. А это, согласитесь, поможет вам и не только для данного проекта.
Уважаемые фрилансеры и заказчики: с чем согласны, а с чем нет? Что могли бы добавить и что поправить?
Да — мы совершили много ошибок в этом проекте, потеряли немаленькие деньги, но обрели опыт!:) Кому-то советы покажутся банальными и очевидными: но это не гарантирует, что вы не наступите на те же грабли! Будьте бдительны;)
Автор: DbLogs