DWH без иллюзий. Три реальных кейса внедрения корпоративного хранилища в ритейле, производстве и госсекторе
Data Warehouse – корпоративное хранилище, объединяющее структурированные исторические и текущие данные для последующей аналитики.
Проект создания корпоративного хранилища данных (DWH) отличается значительными масштабами и сроками реализации.
Архитектурно хранилище представляет собой сложную многоуровневую структуру, каждая из частей которой состоит из технологий и инструментов, выполняющих функции экстракции, процессинга, хранения, сопровождения, оркестрации, логирования, визуализации данных.
При чем одну и ту же задачу можно решить сразу несколькими open-source или проприетарными инструментами, выбор которых зависит от уже существующей инфраструктуры, требований к скорости обработки данных, бюджета, потребностей в визуализации и интеграции с другими системами.
Помимо этого, сложность DWH-проектов заключается в том, что каждая компания достигает своего уровня зрелости в управлении данными.
Один бизнес только начинает путь — у них отсутствует централизованная аналитика, данные разрознены, отчеты готовятся вручную или локально. Другой уже внедрил современные подходы к управлению качеством данных, ввел стандарты, выстроил Data Governance.
В зависимости от этого уровня на старте проекта DWH у компаний возникают уникальные задачи и потребности: от сокращения времени на подготовку текущей операционной отчетности, до масштабирования продвинутой аналитики на новые направления бизнеса.
Проект построения хранилища данных — это не просто внедрение технологий, а глубокая трансформация подходов к данным и аналитике, учитывающая текущее состояние процессов, стратегические цели, ресурсы и компетенции команды.
Продемонстрируем важность индивидуального подхода к реализации на примере реальных проектов из нашей практики.
Кейс 1. Свой коннектор к Oracle: когда Debezium подвел
Предпосылки
С задачей построения корпоративного хранилища данных обратилась крупная компания из отрасли ритейл.
На этапе пресейла были определены два источника данных для интеграции: ERP-система на базе Oracle и кассовая система на PostgreSQL.
В дальнейшем на стадии обязательного предпроектного обследования и сбора требований, наши эксперты выявили три ключевых фокуса заказчика:
-
Перенести всю отчетность с систем-источников в контур DWH, чтобы снизить нагрузку на текущую инфраструктуру
-
Достигнуть доступности данных по 6 таблицам из 126 на уровне 2 минут от события до появления данных на слое детальных данных Data Detail Store (DDS)
-
Обеспечить историчность данных для таблиц Oracle без первичного ключа
При этом обязательным требованием клиента стала реализация хранилища с использованием только open-source инструментов.
Для обеспечения KPI по скорости передачи данных из источника в DDS изначально был выбран инструмент Debezium, который позволяет реализовать практику Change Data Capture (CDC) – стриминга изменений данных с низкой задержкой.
Debezium читал данные из логов Oracle и Postgres, отправлял сообщения в Kafka и в дальнейшем должен был записать их в хранилище на Greenplum.
При такой реализации команда столкнулась с «бутылочным горлышком» — на этапе передачи из Kafka количество сообщений вызывало очередь. Debezium не мог справиться с 5000 сообщений за 1–2 секунды на 1 таблицу и писать такой объем данных в Greenplum.
Ситуация требовала поиска альтернативного решения, которое бы заменило Debezium.
Варианты решения
Создать свой коннектор, который писал бы в csv, далее передавал файлы в Greenplum
Решение не подошло из-за ограничений, которые предполагает формат csv:
-
Подтверждение записи
-
Снижение производительности и скорости
-
Требуемый большой объем дисков для хранения файлов
-
Усложнение пайплайна и поддержки
Реализовать архитектуру Kafka – Rabit MQ – Greenplum Streaming Server – Greenplum
Несмотря на гибкость маршрутизации, решение не подошло из-за ряда факторов:
-
Greenplum Streaming Server – платное решение, не соответствующее ТЗ клиента
-
Сложность архитектуры, избыточность звеньев-брокеров сообщений
-
Проблемы с производительностью при высокой нагрузке
Использовать утилиту Greenplum GPFdist для работы с csv-файлами
Помимо вышеперечисленных ограничений csv, такое решение показало слабую производительность, задержки и отсутствие real-time обновления. Подобные решения хорошо применять, когда требования к обновлению более мягкие.
Использовать External web tables, которые бы наполнялись из топиков в Kafka – выбранный вариант
В спроектированном коннекторе Airflow запускает скрипт на Python, который проводит сериализацию сообщений из Kafka в бинарную строку и пишет в External web tables.
Так как External web tables работает напрямую с сегментами, а не с мастер-нодами Greenplum, данный вариант помог повысить производительность до 150 000 сообщений за 30 секунд.
Кроме того, скрипт на Python дал определенную гибкость в параметризации и простоту тестирования и отладки.
Вызовы при создании коннектора и пути их решения
Несмотря на возможность реализации требований клиента, при создании коннектора специалисты столкнулись с некоторыми трудностями:
-
Изменение типов данных при передаче из Debezium в Kafka
-
Проблема с часовыми поясами в timestamp из-за разницы часовых поясов магазинов сети, ошибочная и избыточная конвертация в UTC
-
В источнике данных может меняться структура 6 основных реплицируемых таблиц
Для решения задачи реализован дополнительный функционал Connectivity tool на Python и Airflow, который отслеживает изменения метаданных таблиц и корректирует состав полей как на уровне Kafka, так и на уровне Greenplum.

-
Источник данных на Oracle реплицируется порядка 2 секунд с помощью Oracle GoldenGate-клиента
-
Debezium обращается к логам Oracle раз в 5 секунд за данными об изменениях
-
Если изменения есть, Debezium отправляет сообщения в Kafka
-
Connectivity tool +Airflow запускается раз в 1 минуту и реплицирует данные в Greenplum
-
Через 3–5 секунд данные попадают на Staging слой хранилища
-
Если данных в Kafka нет, скрипт ждет 10 секунд и обращается к данным снова
Остальные 120 таблиц из Oracle реплицировались отдельным потоком, к которому не было жестких требований по скорости появления в DDS.
Где оказались узкие места производительности коннектора и как их обошли
-
Потеря репликации при сетевых сбоях
Для того, чтобы определить все возможные точки отказа, создали и протестировали Disaster recovery plan – план аварийного восстановления, который учитывает все возможные случаи сбоя настроенной цепочки обновления данных.
-
Архивация логов
Из-за большого объема данных 40–50 тыс. сообщений Debezium не всегда успевал найти события в online логах Oracle. Для решения задачи мы провели настройки параметров Debezium, определяющих ожидание логов и поиск новых строк.
-
Перекачка первичных данных
Стандартный коннектор Debezium не может забрать весь объем данных. Для загрузки первоначального объема данных и настройки репликации была применена технология PXF (Platform Extension Framework) в Greenplum и настроен параметр Snapshot no data в Debezium.
-
Таблицы без ключей
На уровне источника данных Oracle существуют таблицы, обновляемые напрямую ERP-системой. В этих таблицах может быть несколько одинаковых строк заказов с одним набором атрибутов (заказ, палета, товар), но с разной себестоимостью. При этом товары могут быть указаны как одной строкой, по пять штук, так и пятью строками, по одной штуке в каждой.
Для этих таблиц без ключа необходимо было обеспечить полную репликацию с версионностью, чтобы можно было отслеживать истории изменений напрямую в Greenplum.
Первичное обновление данных загружает всю комбинацию заказ-палета в Greenplum. В дальнейшем, при обновлении любой из строк заказа в ERP-системе, заказ еще раз выгружается полностью в хранилище через PXF с новой датой обновления, а старые строки помечаются как неактивные.
То есть, если таблица обновляется N раз, в Greenplum остается N копий данных, каждая со своей меткой обновления, но активная версия существует только одна — в источнике данных.
Итоги
-
Greenplum работает быстрее изначальной инфраструктуры, решена задача перевода отчетов на DWH
-
Данные на DDS появляются через 30–40 секунд после формирования в источнике
-
Kafka отлично справляется с большим объемом данных
-
Текущая инфраструктура — GP 7.2: 1 мастер + 1 резерв; 2 хоста 16 сегментов; 16 Core + 128 RAM на хост; 2 Tb на хост
-
Планируется еще 2 сегмента и увеличение общего объема хранилища до 10–12 Тб
-
Больше не греем вентиляторами космос :)
Кейс 2. Миграция с Qlik: DWH между командами (в условиях командной фрагментации)
Предпосылки
Задачей следующей компании из производственной отрасли было мигрировать с аналитической системы на базе Qlik Sense на PIX BI с готовым DWH. На старте проекта выяснилось, что DWH не было внедрено, а фактически только строилось.
Ситуацию осложняло количество команд, задействованных в проекте:
-
Team 1 — Внутренняя команда заказчика, которая ранее внедряла Qlik Sense + NPrinting
-
Team 2 — Внешний подрядчик, который начал внедрение DWH на тех же источниках данных
-
Team 3 — Команда Qlever DEV, осуществляющая миграцию из DWH на PIX BI
-
Team 4 — Команда Qlever Support, осуществляющая поддержку Qlik Sense, DWH, PIX BI
Проблематика проекта
-
Qlik Sense решение содержит кучу legacy – старых неиспользуемых наработок, и нужно определить, что из этого переносить
-
DWH не проектировалось через доменную структуру, а создавалось копированием логики из Qlik — переносились слои данных в QVD
-
Внедрявшая DWH внешняя команда покинула проект и не оставила документацию, но оставила технический долг
-
PIX BI в качестве источника данных для отчетов использует только DWH
-
Миграция происходит после «технической» сверки, что все посчиталось корректно
-
Не весь функционал можно было перенести сразу
-
Бизнес приходит с «новыми» задачами, вклиниваясь в ход проекта
Решение
Для решения возникших сложностей провели аудит внедренного хранилища данных. По результатам аудита:
-
Масштабировали архитектуру и добавили инфраструктуру, чтобы повысить отказоустойчивость DWH
-
Провели рефакторинг ETL-процессов
-
Сформировали базовые процессы и регламенты работ совместно с клиентом
-
Подключили логирование и мониторинг хранилища, что позволило Team 4 эффективнее осуществлять поддержку DWH
Итоги
Одним из важных итогов проекта стали установленные правила взаимодействия с клиентом:
-
Синхронизация в командах, расписание статусов проекта, единая среда для коммуникации
-
Definition of Ready (DoR) – критерии, определяющие, что задачу можно взять в разработку, которые дисциплинировали добавление поправок в ТЗ
-
Definition of Done (DoD) – критерии готовности и приемки работ по проекту, которые помогли сократить бесконечный цикл согласований и тестирования
-
Команда поддержки Team 4 стала единым входным окном для постановки задач бизнеса другим командам Team 1 и Team 3
Кейс 3. Бюрократия против DWH: проект в около-госсекторе
Предпосылки
Задачей стало внедрение хранилища в дочерней компании, входящей в состав большой разветвленной холдинговой структуры со строгими регламентами.
Проблематика проекта
-
Дочерняя компания и холдинг работают в разных часовых поясах (4 часа)
Часть информации при коммуникации теряется, а оперативность в решении вопросов отсутствует
-
В проекте участвуют разные команды
Компания входит в холдинг, где уже есть собственная техподдержка и команда архитекторов
-
В проекте участвует внешний подрядчик
Подрядчик должен был настраивать один из источников данных – брокер сообщений Kafka, в итоге функционал был недостаточным для начала наших работ, сроки сдвигались
-
Дополнительные согласования
Из-за большого количества стейкхолдеров в дочерней компании и холдинге процесс согласования затягивался
-
Обезличивание данных
Одно из требований службы безопасности компании – обезличивание данных в тестовой среде
Решение
-
Подвинули время работы команды и перенесли все коммуникации на утренние часы
-
Зафиксировали критерии готовности Definition of Done (DoD) работ стороннего подрядчика, чтобы меньше зависеть от его сроков реализации
-
Составили Устав проекта и подготовили матрицу ответственности RACI, к которой обращались в спорных моментах
-
Ввели «избыточную коммуникацию» — добавляли в переписки и встречи дополнительных участников, которые могли бы согласовать часть работ уже в процессе первой коммуникации
-
Пошли на компромисс с клиентом и получили на уровне тоталов по периодам точные данные, так как обезличивание данных только бы усложнило проект
Каждый DWH-проект уникален и требует не только своего набора инструментов, но и индивидуального подхода к клиенту, взаимодействия между командами, нестандартных решений.
Практика управления изменениями и управления проектами — это важная часть работы компании, внедряющей хранилище, наравне с глубоким знанием технологий и методологий построения DWH.
Автор: qlever

