Joy Inc. Работа мечты и бизнес-процессы, основанные на радости
А вы знаете софтверную компанию Menlo Innovations из городка Анн Арбор в штате Мичиган? За 14 лет эти ребята попали на обложку Forbes и страницы The Wall Street Journal, завоевали тонну наград и оказались в числе 500 самых быстро растущих частных компаний Америки. А еще они провели несколько тысяч экскурсий по своему офису, дав возможность посетителям погрузиться в атмосферу компании и увидеть все рабочие процессы изнутри.
Секрет успеха Menlo Innovations заключается в том, что руководство компании закладывает радость и счастье своих сотрудников в основу всех бизнес-процессов. Разумеется, при этом они не забывают про счастье своих заказчиков и радость конечных пользователей своих продуктов.
Как построить успешный бизнес, одной из главных целей которого является радость и счастье сотрудников, рассказывает CEO компании Ричард Шеридан в своей книге “Работа мечты” (оригинальное название “Joy Inc. How We Built A Workplace People Love” мне нравится больше).
Хотя в книге речь идет больше об организации работы программистов, тестировщиков и проджект-менеджеров, я вижу, что философия радости и удовольствия может быть частью любого бизнеса. Читая книгу, я постоянно ловил себя на мысли “у нас в Alconost тоже так”, хотя мы и обходимся без офиса, а кроме программистов и менеджеров у нас работают переводчики, видеодизайнеры, специалисты по контекстной рекламе, маркетологи и много других замечательных людей.
Я взял на себя смелость обобщить все, что рассказывает Ричард Шеридан, до нескольких принципов организации бизнес-процессов, основанных на радости и счастье.
Отсутствие границ
В Menlo нет барьеров между людьми в прямом смысле этого слова: все сотрудники находятся в одном большом openspace помещении. Рабочие места мобильны и сотрудники часто передвигают столы, формируя группы в зависимости от текущей выполняемой ими задачи.
Кстати, в Menlo признают только экстремальное программирование, когда два человека работают за одним компьютером, причем партнеры часто меняются, что позволяет избежать появления “узников башен знаний”: ключевых сотрудников, без которых проект остановится.
Рабочие места руководителей находятся там же, среди остальных сотрудников. Отдельные кабинеты используются только для переговоров, требующих уединения и тишины.
В Menlo постарались избавиться не только от физических барьеров: каждый сотрудник может обратиться к коллеге, начальнику и руководителю с любым вопросом, замечанием или предложением.
Простота и прозрачность
Ребята из Menlo не любят громоздкие системы управления проектами.
Бюджет и рабочий план каждого проекта в Menlo — это большая доска посреди офиса, расчерченная на клетки (дни и недели), с карточками-задачами, физический размер которых зависит от их времяемкости. На доску помещается ограниченное количество карточек (ведь площадь доски, а вместе с ней количество дней и бюджет проекта ограничены). И когда менеджер проекта или клиент, или даже СЕО компании просит программиста “быстренько вне очереди сделать вот этот простой и вроде-бы-быстрорешаемый таск”, он получает ответ “эй, смотрите, мне просто некуда поместить еще одну карточку на доску, давайте согласуем, от каких других карточек я сейчас могу отказаться”.
А еще такая доска позволяет сотрудникам видеть работу друг друга, понимать свой прогресс и задачи, над которыми придется работать в будущем.
Видеть и ощущать результаты своей работы
Раз в неделю все участники (а иногда и заказчики) того или иного проекта устраивают “стенд-ап”, на котором рассказывают о результатах своей работы и обсуждают план на следующую неделю.
Так сотрудники постоянно видят и ощущают результат своей работы, и сохраняют видение всего проекта, даже если они работают над какой-то изолированной задачей.
Скорее делайте ошибки
Ошибки в Menlo — не преступление, а шаги на пути к цели. Команда принимает совершенные ошибки и не тратит энергию на поимку и наказание “преступника”, а двигается дальше. Один из девизов компании — “давайте скорее делать ошибки”.
Культура отсутствия страха
Сотрудники Menlo не боятся делать ошибки, не боятся перемен, не боятся говорить, о чем думают, не боятся быть вызванными на работу посреди отпуска, не боятся переработок и работы по выходным (этого просто нет), не боятся руководителей и заказчиков.
Отказ от выбора между работой и еще чем-либо
Когда сотрудник вынужден выбирать между работой и, к примеру, личной жизнью, страдают, как правило, и работа и личная жизнь. В Menlo сотрудникам разрешено приводить в офис маленьких детей, где для них организовано специальное место. Таким образом у родителей отпадает выбор между “мне сегодня не с кем оставить ребенка” и “я не успеваю доделать проект”. Еще один эксперимент Menlo — отдельное место в офисе для домашних животных сотрудников. Ну и конечно, сотрудники могут работать удаленно, если, например, им нужно ухаживать за больными родственниками.
Эксперименты
Одна из самых часто звучащих фраз в Menlo — “давайте попробуем и посмотрим, что получится”.
Если у кого-то из работников появляется необычная идея по проекту или по организации работы компании, скорее всего руководство Menlo его поддержит и проведет эксперимент, чтобы проверить идею. Причем если эксперимент окажется неудачным, это все равно будет расцениваться как положительный опыт. Практически все, что есть в Menlo — результат таких смелых и абсурдных на первый взгляд экспериментов.
Развитие
Программисты в Menlo постоянно используют новые технологии и языки в работе над проектами клиентов.
А еще в Menlo практикуют в счет оплаты за свои услуги принимать акции компаний. Акции распределяются между сотрудниками (при желании сотрудника, разумеется), работающими над проектом. Это не только мотивирует работать с полной отдачей, но и позволяет простым программистам, тестировщикам и менеджерам проектов заработать большие деньги, на порядок больше, чем обычная годовая зарплата.
Кстати, сейчас среди простых сотрудников Menlo более десяти мультимиллионеров, которые продолжают работать несмотря на то, что потребности в деньгах у них уже нет. По-моему, это лучшее доказательство того, что построение бизнеса на философии радости и счастья себя полностью окупает.
А как в вашей компании думают о радости сотрудников?
Автор: