Как разработчику открыть свой бизнес. Планирование

image

Терпеть не могу вводные статьи. В них много воды и почти нет смысла. Я постараюсь сделать вводную статью хотя бы немного информативной. Подробнее о себе я расскажу в следующих.

Это не история успеха

У меня давно была идея сделать блог о процессе изучения чего-либо из первых рук. Удивительно, что подобных материалов в интернете очень мало. На уровне профессионала происходят иные процессы, нежели на уровне любителя или новичка. И чтобы преуспеть в своем деле необходимо пройти все уровни по-порядку.

Для новичков всегда ставятся некие распорки, которые им помогают приспособиться. Этакие маленькие колесики для велосипеда. По мере приспособления, распорки убираются — в них больше нет необходимости.

Распорки ускоряют процесс, а не замедляют, как это может показаться поначалу. В примере с дополнительными колесами — это очевидно.

Про эти дополнительные колеса я и буду рассказывать.

Где я сейчас

Чтобы мои слова не были пустым звуком, мне придется немножко рассказать о компании. Я постараюсь исключить отсылки к бренду, чтобы публикация не воспринималась как реклама.

Home Studio существует почти целый год. ИП был официально зарегистрирован в конце 2015 года. Компания вышла на стабильную прибыль уже через 2 месяца после начала работы и сейчас у нас есть клиенты, как в России, так и на западном рынке.

Мы занимаемся разработкой веб-сайтов, мобильных приложений, предоставляем услуги по хостингу и поддержке проектов. Разработкой иного ПО мы занимаемся индивидуально, по собственной инициативе. Непрофильным ПО до сих пор приходится заниматься часто.

Сейчас у нас есть офис и стабильный доход. Он немного плавает, так как я постоянно экспериментирую с источниками заказов. Но на жизнь и развитие компании вполне хватает.

Изначальные инвестиции были совсем небольшие — около 300 тысяч рублей. В моем случае они не играли важной роли, так как суммарные затраты для получения удовлетворительного дохода составили менее 20 тысяч рублей.

У меня не было опыта в бизнесе, поэтому я шел очень осторожно и минимизировал свои риски. На текущий момент, я потратил часть средств на различные исследования, чтобы закрыть слепые зоны.

Наша прибыль за вычетом зарплат команды и обязательных расходов составляет около 80-150 тысяч рублей в месяц. Эта сумма полностью реинвестируется в компанию. Этого достаточно для развития, однако моя зарплата в данный момент менее 50 тысяч рублей, что ниже моей рыночной стоимости почти в четыре раза. Иными словами — я еще не победил.

Теперь, когда мы познакомились, пора поговорить о деле.

Не делайте бизнес-план

image

На мой взгляд, самое глупое, чем можно заняться перед тем как отправиться в свободное плавание — это делать бизнес-план.

Вы ничего не знаете о том, с чем вам предстоит работать в ближайший год. Ничего!

Вы не только не сможете сказать сколько у вас будет продаж, вы даже не сможете сказать сколько у вас времени уйдет на программирование или создание дизайна для сайта-визитки.

Возможно вы думаете, что я несу чушь — вы же хороший программист, возможно руководитель проекта.

Но все дело в том, что скорость работы новичков отличается от скорости работы профессионалов. Причем нелинейно. И если это хоть как-то можно учесть, то отличия в поведении клиентов из разных сегментов, вы никак не учтете.

Если вы работаете в развитой компании, то ваш опыт будет слабо применим к тому, чем вам предстоит заниматься поначалу.

Я сделал расчет предприятия только через 10 месяцев после начала работы над студией. И даже тогда в нем было несколько слепых зон, несмотря на то, что я старался как можно тщательнее собирать статистику.

И этот расчет совсем не похож на то, что я ожидал увидеть когда планировал создавать компанию. Сейчас я хоть как-то могу его использовать: изменяя количество и эффективность сотрудников, я могу просчитывать ежемесячных доход.

А бизнес плана до сих нет. Какой может быть бизнес-план, если недостаточно данных о темпах роста?

Планируйте цели

Если бизнес-план или расчет стоимости предприятия мы сделать не можем, то обыкновенное планирование нам просто необходимо.

Если совсем не планировать, то вы будете буксовать месяцами на ровном месте. Когда присутствует контекст, на большинство вопросов будет довольно просто ответить.

Я обычно делаю 3 вида планирования:

  • Определение видения компании. Описание компании, которой мы стремимся стать. Сюда также входят долгосрочные цели.
  • Определение целей на 3 месяца. Это конкретные цели, которыми мы будем заниматься в этот период.
  • Подробный план задач на несколько недель вперед. Данный план должен выполняться без осечек.

Видение компании

Первое, что необходимо сделать — это сделать описание компании:

  • На какой рынок вы хотите выйти?
  • С каким количеством проектов хотите работать за раз?
  • Будет ли у вас собственный продукт?
  • Русские клиенты или иностранные?
  • Может хотите переехать в Таиланд?

Тут полная свобода — запишите все, что взбредет в голову. Опишите свою будущую компанию. Чем больше, тем лучше! Если описания конфликтуют друг с другом, все равно запишите их.

Данная техника позаимствована из Unified Process, ведь компания это тоже проект.

Теперь необходимо составить список целей. Тех целей, которые необходимо достичь, чтобы стать компанией, которую вы описали. Как правило, эти цели довольно общие.

Примеры целей:

  • Оказывать услуги за рубежом
  • Наладить тех. процесс решения задач
  • Выйти на IPO

Примеры моих целей сейчас:

  • Укомплектовать команду, стабилизировать процесс продаж
  • Составить бизнес-план на 2017 год
  • Начать вести PR деятельность
  • Получить проект на сумму более 250 тысяч рублей

Цели — это не просто какая-то мелочь. Они действительно необходимы.

Поверьте, в процессе работы вы не раз запутаетесь в себе. Иногда наиболее выгодный путь для компании в текущий момент просто не соответствует ее целям.

Мне даже не нужно далеко ходить, чтобы привести пример! Мы забуксовали на Upwork просто потому что проекты от туда стоят дороже, чем проекты в России. Только это невыгодно, если копнуть глубже — сарафанного радио и PR там нет. Это означает, что компания будет расти медленнее.

Цели на квартал

Далее я перехожу к определению целей на 3 месяца вперед. Для этого я выбираю перспективные цели, которые хорошо друг с другом сочетаются. Например:

  • Начать предоставлять услуги по хостингу
  • Написать набор классов для платежных систем
  • Начать принимать платежи paypal

Далее цели разбиваю на задачи, например про PR:

  • Написать статью на habrahabr.ru
  • Написать статью в CMS magazine
  • Начать пиариться в социальных сетях. Базовая задача
  • Оценить продуктивность разных видов пиара

Трехмесячные цели нужны для того, чтобы фиксировать движение компании — выстраивать логическую последовательность действий. Это как оформить диаграмму сущностей, перед тем как создавать диаграмму классов.

image

Цели — это вообще очень полезно. Они помогают выполнять несколько задач одновременно

Например, если попадется клиент, которому нужна оплата через Paypal, вы сможете создать общий набор классов для работы с платежными системами, который пригодится в будущем.
Или наоборот, если в ближайшее время вам Paypal не нужен, а время поджимает, то нет смысла тратить дополнительные ресурсы на разработку своих классов.

Я изначально поставил себе цель писать статьи на Хабре. Решая интересные задачи я оставлял себе подробный скелет для статей. Сейчас у меня есть заготовки для 5 статей, которые просто нужно оформить. И это только по технической части.

План на месяц

Я считаю, что оптимальный горизонт планирования в том режиме, в котором я привык работать — это один месяц. Я выявил это опытным путем — это то количество дней, внутри которого я могу предсказать (контролировать) скорость разработки с погрешностью менее чем в день, то есть 3-5%.

Если брать меньший промежуток — я буду видеть меньше событий. Если больший — появится неточность. Можно считать это размером спринта к которому я привык.

Планировать разработку “немножко” сложнее, чем другие процессы в студии, поэтому я решил перенести эту систему и на другие задачи.

Если у вас нет опыта управления разработкой, то вам просто нужно корректировать план работ каждую неделю.

Месячный план состоит из задач, которые разбиты на подзадачи. У каждой задачи есть дата выполнения, исполнитель и оценка времени выполнения. Наша задача сделать так, чтобы все задачи были выполнены в срок, а время исполнения соответствовало ожидаемому.

Дата выполнения — это ваши обязательства перед клиентом. Она отражает скорость разработки.

Нас больше интересует оценка времени выполнения. А точнее ее отношение к реальным трудозатратам. Именно оно отражает реальную эффективность планирования и работы. И тут погрешности будут намного выше.

У нас все задачи выполняются в срок. Если кто-то не успевает сделать, я просто попрошу его задержаться на работе или поменять выходной с рабочим днем. Но значит ли это, что все задачи выполняются эффективно? Конечно нет.

Если на какие-то задачи ушло слишком много времени, то на другие их может не хватать, что приведет к напряжению и переработкам. Если же задачи выполняются слишком быстро то могут образоваться простои между взаимодействием нескольких сотрудников, и это может привести к падению эффективности.

Эффективность планирования

Все виды планирования я провожу каждый месяц. Сначала подвожу итоги, затем делаю план. Видение компании и цели также корректируется каждый месяц.

Это помогает держать руку на пульсе и собирать статистику по скорости решения задач.

Более того, грамотное планирование позволяет добиться оптимального качества выполнения задач. Это очень важный аспект, который влияет на увеличение прибыли.

Допустим, есть 5 мелких заказов на текущий месяц. Для портфолио они не годятся. Почему бы не выделить дополнительное время на один из них, чтобы добиться максимального качества и включить проект в портфолио?

Я смотрю на краткосрочные цели и вижу, что в них входит количественное улучшение потока заказов (найм менеджеров по продажам). Если компания будет сфокусирована на активных продажах, то нет смысла тратить ресурсы на расширение портфолио. Логичнее потратить ресурсы на проработку презентации существующих проектов.

Продолжение следует…

image

На мой взгляд первая статья получилась немного рваной. Я не хотел лить воду и уменьшил изначальный объем в два раза. И все равно вышло слишком много.

Данные статьи ориентированы на разработчиков без опыта предпринимательства. Для тех, кто собирается начать свое дело без внешних инвестиций.

Также они будет полезны для разработчиков, у которых нет опыта управления проектами и командой.

Мы гораздо ближе к проблемам, которые возникают у новичков, нежели развитые компании. Здесь кроется главный риск — моим словам нельзя доверять полностью. Результат еще неизвестен, а значит некоторые советы могут оказаться ошибочными в долгосрочной перспективе.

Данный блог исключает систематическую ошибку выжившего. Либо вы сможете наглядно проследить взлет компании, либо сможете отследить ошибки, которые привели к поражению.

У меня есть несколько тем для будущих статей:

  • Какой будет ваша жизнь в первый год работы над компанией
  • Как я готовился к открытию собственного дела. Стоило ли оно того?
  • Психология, мотивация. Как нужно вести себя, чтобы достигнуть результата
  • Эффективный процесс разработки для новой компании
  • Какие технические средства лучше подходят для новичков
  • Как найти первых клиентов и сформировать поток заказов
  • Как управлять проектами. Работа с клиентами
  • Маркетинг: что в итоге оказалось эффективно
  • Как собирать статистику. Что в итоге важно
  • В какие направления я вложил деньги. Что из этого окупилось

Я буду рад, если вы подскажите мне, какие темы вам наиболее интересны. Спасибо.

Автор:

Источник

Оставить комментарий