Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?
Развитие транспортной инфраструктуры переходит на новую ступень. Возрастают требования общества к скорости, безопасности, комфорту и экономичности перемещений. Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры как в управлении дорожным движением, так и в управлении транспортными средствами. На дороги выходят беспилотные автомобили – более безопасные и предсказуемые, чем автомобили под управлением человека. Какие специалисты будут в связи с этим востребованы в будущем? Попробуем посмотреть.
Я продолжаю разбираться с Атласом новых профессий, который выпустили в этом году (первая часть, вторая часть). Сегодня посмотрим внимательнее на то, что Атлас говорит о транспортной отрасли.
После первых двух публикаций со мной связался Павел Лукша, ведущий разработчик Атласа и предложил собрать содержательные комментарии к профессиям, чтобы ими дополнить Атлас, когда будет готовиться его версия 2.0 – сейчас уже очевидно, что существуют как упущенные из виду профессии, так и излишние. Так что если есть что улучшить – давайте попробуем улучшить. Еще одно немаловажное замечание от авторов Атласа касательно того, что это за «профессии» предложены в Атласе: «Мы понимаем под новой профессией «пучок» новых компетенций, которые нужны, чтобы решать появляющиеся новые рабочие задачи. Новые рабочие задачи связаны с тем, что меняются технологии, правила работы в отрасли и проч.»
Наземный транспорт
Профессии, которые появятся до 2020 года
Инженер по безопасности транспортной сети. Специалист по анализу, расчету и мониторингу информационных, экологических и технологических угроз для транспортных сетей.
В отличие от специалистов по безопасности дорожного движения, эти инженеры анализируют и предупреждают проблемы связанные с функционированием транспортных сетей в целом. Ясно, что с ростом скорости передачи информации, возникнет запрос и на более быстрое перемещение в пространстве и увеличение скоростей транспорта, а значит – увеличатся требования к инфраструктуре сетей и их безопасности.
Оператор кросс-логистики. Профессионал, в компетенции которого входят подбор оптимального способа доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, контроль и отладка движения потоков через сеть разных видов транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов, перераспределение потоков транспортных сетей
По своей сути, это специалист по мультимодальным перевозкам. Просто с учетом существенного роста объема и сложности перевозок, требования к такому специалисту будут значительно выше. Сегодня это, в целом, диспетчер и организатор, в будущем это специалист, который способен проектировать транспортные потоки, меняя их на лету при необходимости.
Проектировщик интермодальных транспортных узлов. Разрабатывает проекты интермодальных транспортных узлов (системы пересадки с одного вида транспорта на другой), рассчитывает их пропускную способность (для грузов и пассажиров), износостойкость и оценивает потенциал их развития.
Техник интермодальных транспортных решений. Решает задачу обслуживания технологически неравномерной транспортной структуры, интермодальных грузовых и транспортных узлов, инфраструктуры и вокзальных помещений
Такие транспортные узлы, по сути, — пересадочные станции (только пересадку осуществляют не только пассажиры, но и грузы). В Москве достаточно часто встречается ситуация, когда человек живет в области, приезжает каждое утро в Москву на электричке или автобусе, после чего пересаживается на метро и отправляется в сторону работы. Как это выглядит утром, отлично знают все, кому не посчастливилось бывать в это время, скажем, в Выхино.
Понятно, что специалисты, которые будут системно подходить к проектированию таких интермодальных узлов, — критически необходимы в будущем
В свою очередь, техник интермодальных транспортных решений нужен, для того, чтобы после этапа проектирования все «приземлить» на реальную почву и в дальнейшем обслуживал эту инфраструктуру.
Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств. Это специалист, который разрабатывает конструкции (каркасы, обшивка, детали) из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности, износостойкостью и др.
Композиты в автомобилях используются не один десяток лет, углепластик вовсю применяется в гоночных автомобилях. Тем не менее, из-за дефицита углеродного волокна цены на углепластик значительно выросли, что сегодня препятствует их более широкому распространению. Понятно, однако, что свойства того же углепластика настолько привлекательны (прочнее и легче стали, например), что сегодня значительное число лабораторий работает над тем, чтобы получить более дешевые композиты, в частности, Национальная лаборатория Оук-Риджа заметно продвинулась в этой области.
Проектировщик высокоскоростных транспортных систем. Специалист, занимающийся проектированием путей, транспортных развязок и станций для высокоскоростных железных дорог с учетом особенностей территорий и климатических условий.
Высокоскоростные поезда – мировая тема, потому, например, в MIT есть специальный проект для этого – High Speed Rail Learning System.
В планах РЖД также стоит развитие высокоскоростных железных дорог в России (пока высокоскоростные поезда ходят только по маршрутам Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород, Санкт-Петербург-Хельсинки), дороги сегодняшние под них не предназначены толком, а количество претензий к Сапсанам со стороны людей, проживающих вдоль дорог, изначально зашкаливало, хотя сейчас люди попривыкли. Так что спрос на проектировщиков подобных систем специалисты отрасли прогнозируют на достаточно высоком уровне.
Профессии, которые появятся после 2020 года
Оператор роботизированных систем. Специалист, управляющий обслуживанием роботизированных транспортных сетей, конфигурацией компьютерных программ для роботизированных механизмов и транспортных средств.
Роботизированные транспортные системы – это, в первую очередь, беспилотные автомобили, которые позволят, по оценкам Google, который и здесь впереди планеты всей, на 90% снизить количество ДТП, расходы на топливо и общее количество автомобилей. Сегодня в проекте участвует всего 10 автомобилей (6 Toyota Prius, 3 Lexus и одна Audi TT), но о своих планах уже объявила BMW, подтянутся и другие производители. Ясно, что для беспилотных автомобилей потребуется соответствующая инфраструктура и соответствующие специалисты.
Строитель умных дорог. Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги
«Умные» дороги – идея относительно свежая. Вызвана она необходимостью предоставления в реальном времени информации о том, что ждёт автомобиль впереди – пробка, проблема с покрытием из-за гололёда или что-то ещё. Сегодня такую информацию как-то предоставляют картографические сервисы, однако это все же реактивный процесс – сначала кто-то должен оказаться в пробке, чтобы система поняла, что эта информация должна попасти на карту. «Умная» же дорога с помощью своих датчиков будет передавать эту информацию самостоятельно автомобилю, что позволит эффективнее вести себя на дороге и выбирать маршрут. С учетом прогнозируемого роста количества беспилотных автомобилей – идеальное сочетание.
Архитектор интеллектуальных систем управления. Разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контролирует интеллектуальные системы управления.
Разумеется, кто-то должен программировать и разрабатывать архитектуру системы управления транспортными потоками, начиная от разработки ПО для беспилотных автомобилей, заканчивая системами интеллектуального управления городским и междугородним транспортом.
Водный транспорт
Профессии, которые появятся до 2020 года
Портовый эколог. Специалист, занимающийся мониторингом и контролем показателей экологической безопасности порта, судов, окружающей среды (водной акватории, воздушной среды, прилегающих территорий, популяции растений и животных в акватории и прилегающих территорий). Занимается разработкой программ по восстановлению экологии окружающей среды порта и акватории.
Как и любой крупный техногенный объект, порт – это риски для окружающей среды в самом широком смысле: это не только загрязнение акватории, но и загрязнение воздуха, различные отходы, изменение климата (в связи с выемкой грунта, например) и т.д. По всему миру компании-операторы портов заказывают или проводят сами исследования, связанные с экологической обстановкой порту и окрестностях, у нас обыкновенно этим занимаются экологи-энтузиасты. Так, известны многолетние претензии экологов к обстановке вокруг порта Усть-Луга, по итогам множества встреч в 2013 году было объявлено, что оператор порта все-таки запускает комплексную систему экомониторинга. Понятно, что наличие специалистов по экологии на этапе создания порта помогло бы решить подобные проблемы меньшей кровью. Сейчас огромное количество похожих претензий высказывается в адрес строительства китайского порта в Крыму.
Системный инженер морской инфраструктуры. Профессионал, занимающийся разработкой и внедрением технологий, повышающих устойчивость береговых сооружений и судов к различным типам угроз (природные, техногенные).
Подобных специалистов готовят уже и сегодня (специальность «Системотехника объектов морской инфраструктуры»), другое дело, что существенное обновление технологий (в частности, рост экологических требований, интеллектуальных систем управления водным транспортом и т.д.) изменит требования к подобным специалистам.
Специалист по навигации в условиях Арктики. Хорошо понимает особенности ледовой навигации в условиях Крайнего Севера, умеет прокладывать оптимальные маршруты для плавательных средств и принимать быстрые решения об их изменении в нестандартных ситуациях.
Эксперты прогнозируют в ближайшее время рост объемов грузоперевозок по Севморпути. После распада СССР перевозки снизились в 5-6 раз, однако последние годы, когда этот маршрут был открыт для иностранных компаний, эта цифра растет. С учетом того, что он почти вдвое сокращает время доставки грузов из Европы в Азию, есть все шансы, что специалисты по навигации в условиях Севера будут востребованы.
Авиация
Профессии, которые появятся до 2020 года
Инженер производства малой авиации. Занимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности.
Малая авиация у нас в стране – крайне болезненная тема. С одной стороны, все говорят о том, что она необходима, с другой – мало что делалось до недавнего времени. В последние два года началось какое-то движение: в Липецке стартовало производство легких самолетов Сигма, Шойгу распорядился, чтобы в Московской области возродили производство Ан-2. Так что будущее у инженеров малой авиации есть.
Профессии, которые появятся после 2020 года
Архитектор интерфейсов беспилотной авиации. Специалист по разработке интерфейсов и программного технологического пакета для управления беспилотными ЛА, отвечает за программирование и работу систем обеспечения, навигации и безопасности беспилотных ЛА
Изначально разрабатываемая для военных целей технология беспилотных летательных аппаратов сегодня всё более плотно входит в гражданскую авиацию. Правда, пока преимущественно за рубежом. Список применения чрезвычайно широк – от использования в киносъемках и картографии до геологической разведки. Амазон заявил о планах использовать дронов для доставки легких грузов, но столкнулся с сопротивлением Федерального агентства авиации США. Пока эти планы отодвинуты на 2015 год. Тем не менее, даже в России признают, что беспилотники необходимы, а значит, рано или поздно возникнет спрос на архитекторов интерфейсов БПЛА.
Инженер-технолог рециклинга летательных аппаратов. Специалист, занимающийся разработкой схем вторичной переработки материалов, сырья, оборудования и каркасных элементов летательных аппаратов.
Как не странно, эта профессия уже в каком-то виде существует в мире. Так, есть международная Ассоциация рециклинга летательных аппаратов (Aircraft Fleet Recycling Association), в которую входят производители (такие как Boeing, Bombardier), производители двигателей (Pratt&Wittney, Rolls-Royce), компании, занимающиеся рициклингом и множество других. Российских компаний в ассоциации сейчас нет. Причина, вероятно, в отсутствии системного подхода к утилизации и полному жизненному циклу технологии у нас в стране. В то же время, по оценкам AFRA, свыше 12 тысяч летательных аппаратов будет списано в ближайшие 15-20 лет. Цифры, разумеется, западные, но, уверен, у нас ситуация не лучше.
Инженер-проектировщик дирижаблей. Специалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые/пассажирские) и условий воздухоплавания.
Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания. Специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей
Удивительно, однако дирижабли, которые лично я воспринимаю, как нечто из прошлого века, не уходят со сцены, напротив, существует небольшая, но постоянная ниша для них и планы по их развитию. В России, в частности, дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры. Например, российская Amur Minerals Corporation рассматривает вариант доставки дирижаблями тяжелого оборудования вместо строительства дороги, стоимость которой составит свыше 150 млн. долл.
Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией. Профессионал, который занимается разработкой программных решений для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением (в ситуации бурного развития беспилотной и малой авиации, когда резко возрастает загрузка воздушного пространства и происходит переход к гибкому управлению транспортными потоками).
Понятно, что рост числа объектов в воздухе потребует принципиально иных систем управления транспортными потоками. Скажем, Ozon.ru отправляет в год свыше 2 млн. заказов, то есть более чем 200 заказов в час. Если они начнут массово пользоваться дронами – в воздухе будет довольно плотно.
Автор: Razmolot