Черты великого продакт-менеджера

Черты великого продакт-менеджера - 1

Почему у одних людей ничего не получается, а другие доводят любое дело до конца? В чем разница между хорошими и выдающимися профессионалами? Где грань между деспотизмом и верой в результат? Ну и что объединяет прекрасных продакт-менеджеров в клуб настоящих профессионалов? Под катом прекрасный рассказ Лоуренса Рипшера.

В своей книге “The Hard Thing about Hard Things” Бен Горовиц ссылается на свой документ, в котором описаны критерии хорошего продакт-менеджера. Хотя документ написан несколько лет назад, он всё ещё очень актуален и наполнен прекрасными советами.

Черты великого продакт-менеджера - 2

По мере его чтения я заметил, что мысленно сверял, насколько написанное соответствует знакомым мне продакт-менеджерам. За годы работы мне довелось управлять парой сотен менеджеров продуктов/программ, и просто работать с несметным количеством. Я считаю, что многие из них являются лучшими в индустрии, и некоторые стали моим ближайшими друзьями. Так что я составил собственный список черт и поступков, которые наблюдал у лучших продакт-менеджеров. Именно эти черты и подходы я ценю в таких специалистах, и стараюсь развить в других, сравнивая со своим собственным ростом. Но я не утверждаю, что это истина в последней инстанции.

Я отбросил очевидные вещи вроде «является достойным человеком», «уважительно общается с людьми», «доверяет другим» и так далее. Старался писать так, словно описываю идеального продакт-менеджера своему другу или коллеге. В реальности один человек не может обладать всем этим набором черт, и если вы читаете это для себя, то постарайтесь понять, что именно созвучно с вашими убеждениями и подходит к вашей ситуации. Как только разберётесь, начинайте развивать в себе эти черты (см. совет №9). Хотя здесь я использую устоявшийся термин «продакт-менеджер», но на самом деле подразумеваю «создателей продукта (product people)». Великие создатели продукта могут именоваться как угодно — продакт-менеджерами, менеджерами программ, дизайнерами, разработчиками, маркетологами или продажниками. Иными словами, навыки важнее званий.

Я намеренно составил этот список без видимого порядка, поскольку ценность каждой черты меняется ситуативно и зависит от конкретного человека, команды и контекста. Так что можете читать в любой последовательности. Однако мой друг напомнил, что я должен следовать собственному совету (№10 — Приоритезирует). Так что если бы меня попросили выбрать три качества создателя продукта, я бы выбрал:

№1 — Начинает с «зачем».
№13 — Любопытен / ценит любопытство.
№18 — Имеет твёрдую точку зрения/слабо её придерживается.
Эти три я считаю фундаментальными качествами, а остальному можно научиться.

Список

1) Начинает с «зачем». Всегда начинает работу с клиентов и имеет ясное понимание, зачем кто-то захочет использовать наш продукт, какие проблемы он решит в жизни клиентов. Симон Синек (Simon Sinek) прекрасно обобщает свой подход. Она пишет обзоры, которые нам хотелось бы получать от наших пользователей. Обосновав миссию продукта, продакт-менеджер сплачивает вокруг неё людей и упрямо настаивает на этом видении, при этом оставаясь гибким в достижении этой миссии.

«Будь настойчив в видении, гибким в деталях» (с) Джефф Безос.

2) Создаёт продукты, решающие его собственные проблемы. Продакт-менеджер знает, что великие продукты зачастую создаются для себя. Этот совет часто дают всяким СЕО, но он относится к каждому, кто участвует в создании. Работая над продуктом, который он сам бы использовал, продакт-менеджер чувствует клиентов, интуитивно понимает, что им нужно. Он еждневно использует продукт и является одним из лучших тестировщиков в команде, выявляя больше недостатков, чем кто-либо другой.

«Если ищете истоки успешных стартапов, то некоторые из них начинались в подражание каким-то другим стартапам. Откуда они взяли свои идеи? Обычно, их основатели находят какие-то специфические нерешённые проблемы» (с) Пол Грэм.

3) Ясно устанавливает цели, измеряет прогресс и взаимодействует с командой. У продакт-менеджера есть ясное определение успеха для любой команды и продукта, над которым он работает. Эти цели вдохновляющие (чтобы люди мечтали), реалистичные (чтобы люди оставались сосредоточены на достижении) и измеримые (чтобы помогать направлять людей). Также это должны быть общие цели — что-то, во что команда верит и чего хочет достичь. Продакт-менеджер неустанно отслеживает прогресс на пути к целям, но знает, что метрики лишь свидетельство успеха, а не сам успех.

4) Знает рынок. Он хорошо знает рынок и как в него вписывается продукт. Он понимает конкурентов и постоянно пользуется их продуктами. Он регулярно делится с коллегами информацией о ситуации на рынке посредством ссылок, презентаций и разборов продуктов. Эти данные он используется для направления и информирования (не не для диктата) в рамках своих продуктовых направлений.

5) Ищет наставников. Наставляет других. Продакт-менеджер знает, что один из лучших способов учиться — это перенимать опыт тех, кто уже сделал то, что он хочет сделать. Он строит отношения с наставниками, берёт на себя планирование и внятно объясняет, в чём он хочет вырасти. Он передаёт полученный опыт дальше, наставляя других продакт-менеджеров, и в процессе обнаруживает, что его точка зрения постоянно усиливается и улучшается.

6) Строит доверие. Продакт-менеджер одновременно и доверяет, и заслуживает доверия. Он знает разницу между доверием и слепой верой, и строит такую рабочую среду, в которой люди прикрывают спины друг друга. Он подаёт пример своим поведением и работает исходя из того, что другие люди имеют хорошие намерения. Он слушает и всегда стремится понять контекст, чужую точку зрения и перспективу.

Отчасти это проистекает из желания просто жить в мире, где люди доверяют друг другу. Но причина и в том, что это важно для бизнеса:

Черты великого продакт-менеджера - 3

7) Понимает, «как». Продакт-менеджер сосредотачивает внимание команды на хороших идеях, которые могут быть реализованы. Его понимание технической осуществимости создаёт короткий и эффективный цикл обратной связи между генерированием идей и реализацией, что экономит много инженерных циклов.

Он не использует в качестве костылей такие вещи, как эксперименты ли машинное обучение (например, «мы просто обучим алгоритм пользовательским предпочтениям»). Он наверняка уже нарисовал карикатуру на подобие приведённой ниже. Будучи прагматиком, он не сосредоточен чрезмерно на реализации (см. №1 — Начинает с «зачем») и остаётся открытым для технических прорывов.

Черты великого продакт-менеджера - 4

8) Использует ограничения в свою пользу. Многие из наиболее изобретательных в мире решений выросли из глубины ограничений, которые парализовали многих других. Продакт-менеджер понимает парадокс выбора и знает, что неограниченные заявления вроде «мы можем сделать что угодно» бывают контрпродуктивны. Он даже может намеренно применить искусственные ограничения в ходе формирования идеи, чтобы помочь сгенерировать обратную связь, стимулировать нелинейное мышление и опробовать границы на прочность.

«Враг искусства — это отсутствие ограничений» (с) Пабло Пикассо.

9) Развивает свои сильные стороны. Он не мастер на все руки, но у него есть сильные стороны, и он последовательно развивает их. Он заинтересован в том, чтобы его сильные стороны становились как можно сильнее; знает о своих недостатках и не позволяет им поглотить себя. Но самое главное, что он способен делать, чтобы его достоинства дополняли друг друга, превращаяся в уникальные навыки. Он уважает другие дисциплины (разработку, дизайн и так далее), но не идентифицирует избыточно себя с ними, понимая, что конкретные навыки ценнее названий должностей.

10) Приоритезирует. Продакт-менеджер — прирождённый составитель списков. Он нашёл много сложных проблем, которые могут быть решены посредством простого составления списков действий и их выполнения в порядке приоритета. Он хардкорный приоритезатор, заставляет идти на важные компромиссы в нужное время и интуитивно чувствует качество идеи, необходимой для текущей ситуации/стадии. Продакт-менеджер не боится отбрасывать идеи/свойства, если это ведёт к упрощению или улучшению пользовательского опыта, даже если на это было потрачено немало времени и усилий.

«Если делать всё, то потерпишь неудачу в самом важном» (с) Бен Горовиц.

Он также понимает, что при всей важности отбрасывания лишнего, самое трудное — понять, что именно нужно отбросить. И интуитивно мыслит в терминах сценариев и цельного опыта, а не фич продукта. Этот навык очевиден благодаря его подходу к созданию MVP (minimum viable product, продукт с минимальной функциональностью).

Черты великого продакт-менеджера - 5

11) Просит прощения, а не разрешения. Возможно, это и не придёт к нему естественным образом, но продакт-менеджер понимает, что прекрасная рабочая обстановка вдохновляет на риск и награждает за него, и несёт это понимание в окружающий мир. Он подаёт своими действиями пример и просит прощения в случае ошибок, а не ждёт разрешения. Он ожидает, что другие будут поступать так же.

12) Извлекает пользу из перемен и неопределённости. Некоторые любят перемены и неопределённость, а продакт-менеджер воспринимает их как естественное следствие погони за инновациями, и действует крайне эффективно в такие периоды. В это время он обязательно помогает другим, помогает обрести ясность понимания и уверенность, когда это возможно.

13) Любопытен, ценит любопытство. Продакт-менеджер очень любопытен и считает, что ему нужно учиться либо всю жизнь, либо изучить всё. Он всегда больше заинтересован в том, чтобы получить правильный ответ, а не оказаться правым. Он ценит разносторонность мышления и воспринимает противоположные точки зрения как возможность узнать о новых идеях (или хотя бы лучше изучить человека).

14) Ориентирован на данные. Продакт-менеджер извлекает пользу из сбора и анализа данных, что помогает ему в формировании мнения. Он делает это неформально, эффективно и при любой возможности. Хотя он любит данные, но не покорён ими и понимает, что это «лишь ещё один вклад», учитывая, что даже лучшие исследования, эксперименты и анализы зачастую описывают лишь часть ситуации. Продакт-менеджер интуитивно чувствует, что в ходе сбора данных начал действовать закон убывающей доходности, и способен принять решение на основе неполной информации.

Черты великого продакт-менеджера - 6

15) Упрощает сложное. Он всегда старается разложить проблему на наиболее важные вопросы и решения. Делясь информацией, продакт-менеджер оценивает аудиторию по принципу «что им нужно знать?», а не «сколько я могу показать?». Он предвосхищает будущие проблемы, но остаётся сосредоточенным на вероятных рисках, а не на конкретном наборе проблем, которые могут произойти. Любит подводить итог (выводить главную мысль).

«Я написал бы письмо покороче, но у меня не было времени» (с) Марк Твен

16) Ценит попытки, а не разговоры; результат, а не деятельность; создание, а не критику. Продакт-менеджер первым начинает действовать, избегает длинных дебатов по потенциальному решению, на создание прототипа которого требуется всего один день, или которое может быть выбрано просто на основании ответа клиента. Продакт-менеджер выбирает хорошую идею с отличной реализацией, а не блестящую идею, но плохо реализованную. Он не боится «испачкать руки» и регулярно смотрит, кому команде нужна его помощь.

Черты великого продакт-менеджера - 7

17) Умеет находить правильную точку зрения на ситуацию. Продакт-менеджер умеет посмотреть на конкретную ситуацию в правильном «масштабе», и одинаково комфортно действовать на разных уровнях «подробности». Он не «предлагает сделать шаг назад», когда необходим прогресс, и не углубляется в мелкие детали, когда полезнее более широкий взгляд. Это называется «системное мышление».

18) Имеет твёрдую точку зрения, но слабо её придерживается. Столкнувшись с необходимостью пробиваться вперёд в условиях неопределённости, продакт-менеджер выражает твёрдую точку зрения, но «слабо её придерживается». Это приносит пользу всем, кто вовлечён в процесс создания продукта, поскольку даёт понятное направление действий, при этом не давая развиться самоуверенности и стимулируя дебаты. Такой подход проявляется в продуктах, над которыми работает продакт-менеджер, его можно описать как упрямство, а не запутанность. Продакт-менеджер открыто бросает вызов собственным предположениям в ходе диалектического процесса, и призывает других к тому же. При наличии достаточного количества доказательств и данных, он обращается к новым идеям и концепциям, запуская цикл заново.

19) Создаёт материал, который может активно использоваться и всегда «соответствующий задаче». Продакт-менеджер — продуктивный создатель контента, но не ради простого документирования, а для передачи идей, предоставления повторяемых инструкций и предложения наставничества. Он понимает важность спецификаций, но знает, что это лишь инструменты, и всегда для своей работы выбирает наилучший инструментарий. Он не увлекается расписыванием спецификации, когда достаточно электронного письма в одну строку. Он знает, что иногда неточные UX-имитации — лучший способ визуального выражения идей, и будет делать прототипы в том случае, если не помогут спецификации, имитации и письма.

20) Даёт обратную связь. Ищет обратную связь. Старается дать конкретную, полезную для конкретного человека обратную связь, и делает это с лучшими намерениями. Всегда спрашивает, «что будет полезно?», а не «что я хочу сказать?». Даёт и получает обратную связь по продукту так, что в центре внимания именно продукт, а не личность. Знает, быть для кого-то понятным не означает быть обоюдно добрыми, и актом доброты может являться именно достоверность обратной связи. Поскольку продакт-менеджер понимает важность обратной связи, он рано и часто делится результатами своей работы. Не ждёт «великого открытия», а старается получить входные данные на как можно более ранней стадии, когда стоимость изменений низка.

На этом всё! Спасибо всем, кто работал над замечательными продуктами — вы практически написали этот список, просто делая то, что делали.

Автор:

Источник

Оставить комментарий