Стартап в одиночку: история проекта SourceTalk от хакатона до релиза

Вообще говоря этот пост стоило бы начать со слов «не пытайтесь повторить это дома». Но поскольку конечным результатом я доволен, возможно эта история поможет кому-то, кто, как и я, решился на создание стартапа в одиночку.

image2 года жизни, $10k потраченных из собственного кармана, порядка тысячи человекочасов. И результат, который стоил всего этого: http://sourcetalk.net

История эта началась ровно два года назад на хакатоне HackDay в Нижнем Новгороде. Идея к этому моменту у меня уже была: сервис для обсуждения исходных кодов в реальном времени, интегрированный с различными IDE и GitHub, что-то вроде Campfire или HipChat для разработчиков. Команду из трёх человек удалось собрать довольно быстро, хакатон прошёл крайне продуктивно (кстати отдельное спасибо организаторам), и через два дня у нас был работающий прототип. Там же на наш проект обратила внимание Евгения Смородникова, человек в российском стартап-сообществе небезызвестный, и какое-то время побыла его ментором (за что я ей крайне признателен). Однако идиллия продолжалась недолго, довольно скоро первоначальная команда развалилась, как это часто бывает. Я остался один с незаконченным проектом на руках и огромным желанием довести дело до конца.

Кто виноват

Что прежде всего необходимо понимать если вы оказались в подобном положении: будет намного тяжелее, чем вы рассчитываете. Потребуется либо огромный ресурс свободного времени, либо более чем серьёзный финансовый, либо некоторый промежуточный вариант (мой случай). И главное: вас никто не будет подгонять или давить на вас. А значит искушение всё забросить будет огромным, и вам придётся постоянно себя мотивировать. Поверьте на слово, всё это очень тяжело.

Просчитать заранее реальные затраты абсолютно невозможно: на всё уйдёт больше времени и денег, чем вы закладываете в своих самых пессимистичных прогнозах. Если вы программист, вероятно вам не нужно это объяснять, каждый программист и так это знает. Но если до этого вы работали только в команде, то привыкли к распределению ролей и ответственности: программист пытается объяснить менеджеру, почему не получилось реализовать вовремя ту или иную фичу, менеджер рвёт на себе волосы, ругает программиста за сорванные сроки и клятвенно заверяет заказчика, что осталось совсем недолго, заказчик меланхолично подписывает разросшийся до неприличия счёт (ну или ругается с менеджером если сроки сорваны сильнее чем он рассчитывал), инвесторы скептически смотрят на очередной график, который рисует им заказчик, и осторожно интересуются, когда же релиз.

Теперь представьте, что в этой картине вы — и программист, и менеджер, и заказчик, и инвестор. В любом сорванном сроке, в любом баге прошедшем в продакшн, в любой нереализованной или криво реализованной фиче, в отсутствии денег или времени на продолжении работы — во всём этом виноваты будете только вы.

Что делать

В принципе, вы можете попытаться (пере)собрать команду и найти инвестора. Однако в ненадёжности команды, работающей на энтузиазме, я к этому моменту уже убедился, а инвестиции привлекать не хотел по многим причинам, которые слишком долго будет здесь расписывать.

Что важно понять, оказавшись в этом положении: готовый, работающий проект никогда не бывает результатом только одного вида деятельности (в нашем случае, программирования). Это всегда огромное количество взаимозависимых задач: дизайн, копирайтинг, взаимодействие с медиа, поиск клиентов, решение юридических вопросов и т.д. Причём удельный вес «профильной» деятельности в этом процессе — не более половины.

Выпишите для себя на листочке список задач, которые нужно решить для того чтобы выпустить работающий продукт. Теперь отметьте те виды деятельности, которыми вы в принципе можете заниматься сами на приемлемом уровне. Если вы программист, то понятно, что это будет программирование. Возможно также администрирование серверов, ведение блогов, поиск клиентов и что-то ещё по мелочи. Теперь посмотрите на то что осталось: например, дизайн, разработка пользовательских соглашений, изготовление промо-ролика. На эти задачи вам придётся потратить деньги из собственного кармана, никаких других вариантов у вас нет. В моём случае я занимался большей частью разработки, ведением блога, копирайтингом для сайта и решением разных разовых задач (например запись скринкаста, но — только видео, озвучку пришлось заказывать дабы не смущать англоязычную публику плохой дикцией и акцентом). На аутсорс пришлись: дизайн, вёрстка, разработка юридических документов, отчасти разработка и упомянутая озвучка скринкаста.

Всегда минимизируйте расходы, особенно повторяющиеся (например, подписки на сервисы, хостинг и т.д.). Если стоимость разовой работы вы более-менее можете оценить, то сколько времени вам придётся оплачивать хостинг прежде чем хотя бы он начнёт окупаться — вы заранее знать не можете. Поэтому по возможности повторяющихся платежей избегайте вообще: пользуйтесь бесплатными тарифными планами где это можно, ищите более дешёвые альтернативы сервисам без которых не можете обойтись и т.д. К примеру, до сих пор содержание SourceTalk, инфраструктура которого успела разрастись до 4 серверов (в скором будущем планируется подключить ещё 2) и 6 сторонних сервисов, обходится мне в 30 с чем-то долларов в год (не считая оплаты закрытого репозитория на GitHub — платная подписка на него у меня была и раньше). Это безусловно имеет обратную сторону — в виде дополнительных неудобств в работе, а иногда и качестве сервиса для пользователей. Но главное, что это даёт: уверенность, что очередной счёт на $100 за качественный хостинг не придёт вам тогда, когда у вас на счету каждая копейка. А значит возможность не забрасывать проект только из-за того что вы не можете больше его содержать: какая бы тяжёлая ситуация с деньгами и временем у вас сейчас ни была, у вас будет возможность вернуться к проекту позже, когда ситуация улучшится. Более того, при таком подходе, как только у вас появятся первые платящие клиенты, проект для вас выйдет на операционную прибыль сразу же.

Периодически старайтесь собрать какую-то команду хотя бы на время. Это важно психологически, так как работа в команде стимулирует к более активным действиям и вас самих. Все самые продуктивные периоды работы над проектом для меня связаны именно с командной работой: сначала это был хакатон, потом я несколько раз собирал за свой счёт команду из фрилансеров, с которой вместе решал какие-то текущие задачи, после чего её распускал, в основном за отсутствием денег на продолжение.

Как это было

Где же собственно обещанная в заголовке история? Знаете такой бородатый анекдот про сочинение о ковбое, большую часть которого занимает «тыгыдын-тыгыдын-тыгыдын-…»? Вот примерно так оно и было. Началось с хакатона и закончилось случившимся через два года релизом. А между ними был сплошной «тыгыдын-тыгыдын»: работа в выходные, праздники и отпуска, сбор и роспуск команд, опускающиеся от объёма предстоящей работы руки, сорванные мыслимые и немыслимые сроки и вера в то, что я делаю всё это не зря. Вера кстати в определённый момент подкреплённая появлением конкурента. Если на 2013 год, когда проект только начинался, ничего подобного на рынке не было, то в 2014 у SourceTalk появился первый прямой конкурент: Gitter, решающий по сути ту же самую задачу, но несколько иначе. Этот момент я воспринял только позитивно: конкуренция — это всегда хорошо, а наличие конкурентов показывает, что рынок для таких продуктов существует.

Я честно намеревался изначально написать здесь именно историю, но в процессе осознал, насколько она будет скучной и однообразной. Поэтому в итоге получился скорее набор советов тем, кто также как и я собирается создавать стартап в одиночку. Надеюсь, кому-то он поможет.

Автор: malroc

Источник

Оставить комментарий