Hello, SaaS | Создание нового продукта и почему не работает MVP
Я начинал писать свой блог с поста о создании SaaS продуктов. Пост получился довольно поверхностным, даже не поверхностным, а это была первая итерация в очень крупную клетку. Сегодняшний пост будет исключительно практическим и и посвященным New product development (NPD) в компании Dental Cloud.
Напомню, что мы делаем сервис автоматизации стоматологии, который а) классически b2b б) в него заложены все архитектурные требования NITS к SaaS — мультитенантность, кроссплатформенность в) и мы реализовываем требования на MS Azure. Важно, что я не говорю cейчас про многие хорошие SaaS-ы, которые не автоматизируют бизнес клиента, например, к такой категории я бы отнес witget.com. или www.jivosite.ru Чтобы освежить тематику поста, вспомню, о чем был предыдущий — были заявлены следующие тезисы про то, каким должен быть SaaS. Тогда я остановился на том, что SaaS перфекциониста — это:
- решение одной задачи бизнеса
- соответствие стандартам NITS
- отсутствие части критичного ранее функционала — администрирования
MVP не работает
С точки зрения бизнеса мы играем в «багровом океане» — только в России порядка 30 игроков в сегменте 10 000 потенциальных клиентов и нам на уровне продукта надо быть априори лучше. Мое личное мнение, что в нашей истории не работает NVP. Объясню почему. Мы не продадим MVP — он ни кому не будет нужен. Мы не продадим конкурентные преимущества из-за того, что MVP всегда будет проигрывать и вера в Lean Startup может сыграть с нами злую шутку.На рынке уже масса коомодизи решений, успешных кейсов, практик и вы будете всегда в конце шорт-листа. Т.е. мы понимали, что никогда не продадим сервис в стандартных направлениях автоматизации — у нас это CRM-BPM (EHR — Electronic Health Records)
Что мы продадим, а не разадем, как freemium:
- будущие ожидания — каким продукт будет через время N
- Clouds vista
Выход есть
Перед командой встала задача — что делать, Карл — каким должен стать продукт для того, чтобы он стал не MVP, а
- конкурентным на момент запуска
- оставался простым и понятным пользователю
Задача была решена примерно через 2 месяца обсуждений и команда пришла к выводу о том, что Dental Cloud должен лежать на стыке классических парадигм автоматизации CRM-BPM c добавлением Community составляющей в виде отдельных интегрированных сервисов или позиционирование его, как платформа. При этом мы не отошли от парадигм создания SaaS, а добавили к относительно простому функционалу автоматизации коммуникационную составляющую. Так в платформе сохранена доля автоматизации внутренних процессов клиники — 30%. Все модули не перегружены лишним, а самодостаточны для небольших стоматологических клиник.
Пока мы не до конца понимаем — станет ли Dental Cloud платформой или мы будем продавать наборы сервисов — это вопрос будущего и экспериментов, но уже сейчас понятно, что мы, по крайней мере не конкурируем с большинством существующих решений. Пока мы не думали по поводу монетизации и она остается классияеской для SaaS. Я обязательно напишу к чему мы придем в бизнес модели в следующих постах.
Новый подход
Какие тезисы к разработке SaaS я добавил из практики Dental Cloud и они, скорей, обязательные условия для запуска успешного продукта.
- создание в frontend продуктах commynity составляющей через интеграцию или собственных сервисов-надстроек
- интеграции с другими сервисами — например, voximplant.com
- мульти — коммуникационная составляющая на уровне «пользователь приложения — клиент пользователя» поможет вам выиграть
- наличие Rest API и коннекторы с облачными платформами, например, формат APS apsstandard.org
Из ярких последних примеров реализации всех моих тезисов о NPD — это Slack — ребята просто взяли все и перевернули с ног на голову — собрали вокруг коммуникаций все бизнес-приложения и в итоге побеждают.
* мои предыдущие материалы из серии «Hello, SaaS» можно прочитать по ссылке
Автор: EvseyFaydo