Принципы ИТ-профессионала

Более 10 лет занимаясь ядрёной смесью из математики, программирования и управления проектами – всем тем, что входит в современное понимание Информационных Технологий — я сформулировал простые правила, которые считаю подходящими для любого профессионала, связанного с ИТ.

1. Постоянно учись

Ни одна профессиональная сфера не меняется так же быстро, как информационные технологии. Раз в 2-3 года появляется что-то действительное значимое, что может серьезно изменить ландшафт разработки и требования работодателей. Когда в 2003 г. я получил на руки свой диплом о высшем образовании, платформа .Net только родилась, Scala готовился к первому релизу, XHTML виделся будущим интернета, а таких вещей как Node.js, CUDA, RoR, WPF, <добавь своё> и вовсе не существовало.

Технологии теперь умирают так же стремительно, как появляются. Когда я в 2012 г. собрался, наконец, оформить свои знания по .Net в форме официального сертификата от MS обнаружилось, что WPF и Silverlight уже неактуальны. А до этого где-то по дороге потерялась Delphi. Вечны только С и Fortran, аминь.

Обязательно учи английский язык. Все современные ИТ-технологии изобретены на Западе. Это просто факт, который не имеет никакого отношения ни к патриотизму, ни к национальным чувствам. Любая новая технология, прежде всего, обрастает англоязычным коммьюнити. И лишь небольшой процент из огромного массива высококлассной англоязычной технической литературы переводится на русский. Кроме того, со знанием языка ты всегда сможешь найти себя в международном фрилансе, если возникнет такая нужда, или получить престижное место в крупной американской корпорации (Зла, хе-хе).

2. Знай фундаментальные основы

Ты разрабатываешь программы под конкретные железки. Прежде чем садиться программировать, изучи их физическое устройство. Если ты не способен объяснить, как организовать данные в памяти, чтобы минимизировать количество кэш-промахов, или рассказать, что такое векторизация, или аргументировать, как можно (и можно ли) задействовать в своей программе многоядерность процессора, значит ты всё еще Govnocoder Vulgaris и должен эволюционировать дальше, пока хвост не отпадёт.

Узнай, что такое сложность алгоритма. Ты должен уметь нутром чувствовать, будет ли алгоритм эффективным или его лучше сразу сбросить со скалы, как делали в древней Спарте с не очень красивыми детьми. И не думай, что когда-нибудь «потом» ты всё сумеешь переписать правильно. «Потом» никогда не наступает.

Прочитай Кнута. Он уже давно всё придумал.

Я сказал Кнута, а не «про паттерны»!

3. Ставь перед собой цели и достигай их

Не позволяй себе плыть по течению, подобно известной субстанции. Попытайся понять, чего ты хочешь от жизни в данный момент и на перспективу. Если этого не сделать, то ты будешь обречен стать инструментом достижения целей для более продвинутых человеческих особей.

Рефлексия – это не ругательство. Для правильной постановки целей научись прислушиваться к себе и понимать свои внутренние мотивы. Иногда это может привести к неожиданным открытиям, которые заставят тебя вообще бросить программирование и найти для себя другое занятие. В таком случае сделай это как можно быстрее и не мучай окружающих.

Ставь правильные цели. Они должны быть вызовом и одновременно мотивировать тебя. Представь, что цель достигнута. У тебя внутри появляется кайф от этой картинки? Если ответ отрицательный – придумай другую цель. Если ничего не удаётся придумать, то ты, наверное, уже в раю.

Ставь цели правильно. Они должны быть конкретными, достижимыми (но не слишком легкими), ограниченными во времени и измеримыми. Например, нельзя сформулировать цель как

выучить язык PHP до нового года

А вот

до 10.12.2013 успешно пройти Zend Certified PHP Developer Certification

— это уже правильная формулировка.
Такой способ постановки целей называется SMART, узнай о нём подробнее.

4. Планируй свою карьеру

Человек устроен так, что раз в 2-3 года ему нужны перемены в окружении. Именно с такой периодичностью рекомендуется менять место работы или хотя бы её профиль. Если этого не сделать, то тебя настигнет когнитивный диссонанс, в результате которого ты ощутишь невыносимое отвращение к окружающей действительности и к самому себе. Чтобы не дать захватить себя врасплох, заранее ставь перед собой новые карьерные цели.

Считается, что карьеру айтишника можно продолжать в двух направлениях: развиваться как специалист до невообразимого уровня Архитектора Матрицы, либо идти в менеджеры. Моё мнение заключается в том, что попробовать себя в роли руководителя проекта должен каждый ИТ-профессионал. Хотя бы даже для того, чтобы понять, что это – не его тема. Умения, приобретенные в результате такого опыта, в жизни пригодятся в любом случае.

Если тебе посчастливится ощутить в себе менеджерский драйв, то лучше продолжать двигаться именно в этом направлении (честно говоря, по-другому в этом случае уже и не получается: это как наркотик). При этом имеет смысл получить дополнительное образование в области менеджмента, нехватку которого ты ощутишь очень быстро. Я, например, ни разу не пожалел о своём МВА-образовании, хотя оно и не является ИТ-ориентированным. Особое внимание рекомендую уделять развитию soft skills, т.е. умению работать с людьми и выстраивать команду. В качестве бонуса к бизнес-образованию ты получишь способность трезвым взглядом смотреть на неадекватные (в большинстве своём) отечественные стартап-проекты и профессионально развивать свой собственный.

Планирование карьеры важно начинать как можно раньше. Студентам, которые еще не выбрали для себя специализацию в ИТ, я рекомендую простой метод. Найди вакансию своей мечты. При поиске можно руководствоваться такими критериями, как: зарплата, бренд работодателя, инновационность компании и наличие печенек. Изучи список требований к кандидату. Этот список – и есть твои профессиональные цели на ближайшее время.

Помни, что любой план – это четко определенный набор действий, выполнение которых приводит к достижению конкретной цели. Зафиксируй эти действия письменно и последовательно выполняй по пунктам. План можно изменять, но нельзя отменять.

5. Не допускай авралов в работе

Есть простой способ классифицировать текущие дела. Начерти на плоскости 2 перпендикулярные оси. Разбей обе пополам. Половины одной оси назови «срочные» и «несрочные», половины другой – «важные» и «неважные». При правильном планировании большинство твоих дел должно располагаться в квадранте «важные»-«несрочные». Если это не так, нужно немедленно что-то менять.

Невозможно качественно работать в стрессе. Это допустимо лишь на коротком промежутке времени и при чрезвычайных обстоятельствах, которые нельзя было предвидеть заранее.

Авралы – это всегда признак плохого планирования. Если они стали нормой, значит проект либо провалится, либо его участники «сгорят» на работе. Если ты виновник этого бардака, застрелись и никогда больше никем и ничем не руководи. Если ты рядовой исполнитель- немедленно смени место работы.

6. Отдыхай

Профессиональное выгорание – страшная вещь. Депрессия – это не фантомные душевные боли нежных девушек, а серьезное расстройство нервной системы. Первым признаком депрессии может являться беспричинная раздражительность по мелочам. Например, тебя вдруг начнет бесить скрип кресла коллеги-соседа (если ты с детства был психом, то этот симптом можешь проигнорировать). Такое поведение объясняется тем, что твоя нервная система из-за постоянного стресса стала неспособна реагировать на крупные раздражители. Зато все мелкие она воспринимает как сигнал к действию. Чтобы не подвергать жизнь соседа и свою собственную ненужному риску, контролируй свой распорядок и учись правильно отдыхать.

Я уже отметил недопустимость регулярных авралов. Но даже при их отсутствии любимая работа может сильно надоесть при неумеренном её потреблении. Лучший отдых от умственного труда – это спорт (нет, очкарик, не шахматы!). Займись бегом, боксом, качай тяжести – двигайся!

Но иногда даже активный отдых не помогает освободить голову от тяжких дум о нетрадиционной объектной ориентации некоторых частей кода. В дополнение к физ. культуре делай еще 2 вещи. Во-первых, регулярно общайся с близкими людьми – это поможет восстановить психологическое равновесие и душевное спокойствие. Во-вторых, как бы экзотически это ни звучало, научись медитировать. Это настолько эффективный способ поддержания умственного равновесия, что ряд ведущих бизнес-школ собирается вводить его в обязательную программу обучения.

Помни, что запущенную депрессию можно вылечить только медикаментозно. Не игнорируй своё состояние и внимательно следи за здоровьем.

7. Помогай окружающим

Лучший способ научиться чему-то – это научить этому других. Если у тебя в компании практикуются внутренние учебные семинары, выбери подходящую тему и расскажи о ней коллегам. Если у тебя на работе принято закреплять новичков за опытными сотрудниками, возьми себе парочку стажеров. Замечательным опытом будет преподавание в ВУЗе. Лично я, кроме того, что отлично изучил преподаваемый предмет, в качестве бонуса получил супер-перк в виде умения болтать на заданную тему несколько часов подряд перед весьма требовательной аудиторией, практически не включая свой мозг.

Если ты весь из себя стеснительный, картавишь, заикаешься и боишься выступать публично, то сделай следующее. Во-первых, слезь с подоконника и закрой окно запишись к логопеду и на курсы актерского мастерства. Во-вторых, до устранения заикания и социофобии помогай своими советами на профессиональных интернет-форумах (надеюсь, тебе есть, что сказать по делу).

Помогай коллегам (даже этому соседу со скрипящим креслом). Но только если такая помощь тебя не сильно затруднит. Так ты заработаешь авторитет в коллективе, что поможет в дальнейшем карьерном росте.

8. Пиарься

В ИТ-отрасли имеется реальный дефицит классных специалистов. Ближе к областному центру всея Руси они, поэтому, могут рассчитывать на хорошую зарплату и всеобщий почет. Если тебе недостает того или другого, и ты при этом считаешь себя классным специалистом, то пора планировать собственную PR-кампанию.

Получи сертификаты по всем технологиям, которые ты используешь. Я не разделяю мнения тех, кто считает «все эти бумажки» бесполезными. Девочки-эйчары, не отличающие Java от JavaScript, – неизбежное «добро» нашей отрасли. Но даже они способны сделать правильный выбор между «человеком, который знает Java» и «сертифицированным специалистом Java от Oracle». Кроме этого, подготовка к сертификации поможет тебе систематизировать имеющие знания и получить новые.

Я отрицательно отношусь к тому, чтобы напрягать свой мозг бесплатно. Профессионал всегда должен работать за деньги, а большой профессионал – за большие деньги. Но из всего есть исключения, и это как раз тот самый случай. Поэтому начни участвовать в open source-проектах. Либо создай парочку своих.

Заведи себе блог, а лучше сделай собственный сайт (я как раз сейчас занимаюсь разработкой своего). Это отличный способ всегда быть на виду. Старайся при этом соблюдать профессиональную стилистику блога, а не постить в него котиков.

Посещай отраслевые конференции, желательно в качестве докладчика. Там вся тусовка, и полно способов завести полезные знакомства.

Напиши и опубликуй книгу. Денег она не принесет, зато будет, что подарить друзьям и показать внукам. Если книга сразу не получается, начни со статей.

Правильно оформи резюме и начинай искать работу получше.

9. Дорожи репутацией

Деловая и профессиональная репутация – это твой бесценный капитал, растранжирить который можно очень легко, а накопить бывает чрезвычайно трудно. Соблюдай ряд простых правил, которые отличают серьезных профессионалов от проходимцев разного пошиба.

Всегда держи своё слово. Если что-то пообещал – обязательно выполняй. Либо не обещай.

Будь пунктуальным. Делай всё, что обещал, в срок. Старайся никогда не опаздывать. Если случается форс-мажор, обязательно заранее предупреди ожидающих тебя людей с объяснением причин задержки.

Выгляди опрятно. Если ты еще не определился с собственным стилем и размышляешь, будет ли лучше постричься налысо и сделать пирсинг носа, либо стать блондином и надеть хипстерские штаны, то вот тебе практический совет. Посмотри на картинки и выбери что-то среднее между стилями Харви и J.D. С возрастом старайся быть ближе к Харви.

harvey
Харви думает о котиках (“Suits”)

jd
J.D. думает о котиках (“Scrubs”)

Никогда не тр*хайся с коллегами по работе. Даже с самыми симпатичными. Проблем всегда будет больше, чем удовольствия.

10. Всегда придерживайся своих принципов

Человек, не имеющий внутреннего вектора, своей непредсказуемостью похож на обезьяну с гранатой. В одних и тех же обстоятельствах он будет принимать разные решения. Кроме того, таким человеком легко манипулировать (к сожалению, только в краткосрочном периоде).

Запомни, что лучше иметь плохие принципы, чем не иметь их вовсе. При необходимости можно сработаться даже с циничным негодяем, но предсказуемым и имеющим свой оригинальный кодекс чести, чем с аморфным раздолбаем, не соблюдающим вообще никаких правил.

Автор: chuprakov

Источник

Оставить комментарий