Стартап в одиночку. История My-Wins
Здравствуй, Хабр!
Меня зовут Александр. Я программист из г. Минска и хотел бы поделиться с вами опытом, который получил при создании моего проекта – сервис оценки достижений людей My-Wins.
Я расскажу вам о том, как родилась идея, как мне ее удалось одному реализовать и что происходило после запуска.
Однако, вряд ли меня можно считать хорошим программистом, я бы оценил свой уровень как «средний».
Что было до My-Wins?
Никто не хочет работать на дядю. Я начал задумываться о бизнесе еще в студенческие годы. В свой выпускной 2011 год у меня с другом было много идей: сайты объявлений недвижимости, автомобилей, интернет-магазин одежды (вроде ebay) и многое другое. Некоторые начинались разрабатываться, но всегда загибались через пару недель. То, что получалось, никак нельзя было назвать качественным – все было просто ужасно. Я понял, что без опыта мне ничего не светит.
Устроился на работу. Впервые узнал, что такое фреймворк. В начале 2012 года стал снова перебирать идеи. Но все они мне теперь казались очень трудоемкими. Я понимал, что сидеть сложа руки тоже не вариант – вода под лежачий камень не затечет. Решил, что лучшим вариантом будет несложный пилотный проект, который даст мне представление о том, как вообще работает сайт в интернете, что из себя представляет Google Webmaster Tools, ну и кроме того была вероятность заработать на Adsense.
Все лето и свой отпуск я делал статейный сайт про бизнес — business-notes.ru. Статьи планировалось переводить с зарубежных аналогов. Поиск и перевод статьи у меня занимал около 3 часов, это было очень много. Я пригласил на эту работу переводчика – 5 долларов за статью, в месяц около 150 долларов.
Тем временем большой популярностью business-notes не пользовался.
Небольшая рекламная кампания Вконтакте в апреле показала, что людей такого рода статьи не интересуют, а поисковики уникальный контент не так уж и жалуют. В итоге я сделал вывод, что без серьезных финансовых вложений в рекламу высокую посещаемость сайта не получить. Вызвать интерес у людей может только очень качественный материал либо что-то революционно новое.
Как родилась идея My-Wins?
В начале 2013 года я ушел во фриланс. Никакого общественного транспорта по утрам и вечерам, спи сколько хочешь, организовывай день как хочешь – сказка?! Не совсем. Организовывать себя в домашней обстановке оказалось очень сложно, но больше всего мне стало не хватать общения с коллегами по рабочим вопросам. Обсудить алгоритм, спросить совета, помочь советом, узнать как решилась та или иная проблема. Хотелось получить оценку своей работы другим специалистом, так как близкие и друзья мало что понимали в программировании. Кроме того, хотелось быть в курсе успехов других коллег.
В середине февраля 2013, мне в голову пришла идея решить проблему «одиночества» создав сервис обмена своими достижения с людьми одинаковой профессии, с возможностью оценки этих достижений, причем как положительных, так и отрицательных (ведь так не хватает дислайка в соц. сетях). Кроме того, такой сервис пригодился бы не только программистам, я был уверен, что практически в любой сфере жизни людям хотелось бы узнать мнение об их успехах. Будь то работа, хобби, отношения, спорт. Система достижений существует во множестве компьютерных игр – игрокам нравится получать «ачивки», соревнуясь с другими людьми. Почему бы не создать похожую систему для людей?
Я был окрылен этой идеей! Первые минуты, создавая в голове образы готового сайта, я видел, насколько он будет востребован и популярен. С большим волнением я открыл Гугл и начал искать аналоги. Ничего не было найдено! Ни русскоязычного сайта, ни англоязычного. Я был в восторге! Сразу решил, что буду делать мультиязычный сайт с доменом в зоне .com. Начал выбирать подходящее доменное имя: со словом achievements все было занято, попробовал синоним wins и — удача! Короткий, легко запоминающийся и передающий косвенно суть проекта домен «my-wins.com» был свободен!
Начало разработки
Начинать разработку я не торопился. Начитавшись разных статей про стартапы, я понимал, что идея должна звучать так же хорошо и спустя некоторое время. Решил сделать заглушку Under construction и немного подождать.
Ожидание затянулось. В будние дни я занимался только фрилансом (организовать работу с 9 до 18 у меня не получалось). В выходные читал Getting Real (от 37 signals), помогал родителям строить дом и иногда просто ленился. Однако эта пауза оказалась кстати – на основной работе для одной задачи я разработал маленький и простой фреймворк на основе CodeIgniter’а, который в дальнейшем и был использован для разработки My-Wins. Кроме того, идеи, высказанные в Getting Real, мне очень помогли – я не стал включать кучу функционала в первый релиз.
В конце мая идея в голове звучала так же хорошо, как и в феврале, а настрой располагал к работе. Я приступил.
Опыта в дизайне у меня не было, поэтому рисовал прототип как мог. Я понимал, что сделать с первого раза то, что будет удобно и красиво, не получится.
Основой дизайна послужила страница Under Construction, которую я нашел в интернете. Мне понравился фон с двумя цветами и контейнер в центре. Я люблю синие оттенки, но делать проект в тех же цветах что и Facebook, Вконтакте и Twitter мне не хотелось. Выбрал зеленый. С логотипом все оказалось очень просто: в серии экспериментов в фотошопе над буквой W была найдена корона, которая неплохо намекала на элемент соперничества.
Сделав в течение нескольких дней черновую верстку, мне захотелось добавить какой-нибудь «вау» эффект. Я всегда поражался той красоте, которую творят тут ребята и решил сделать переход по страницам с клевым CSS3 эффектом. Но наложить 3D эффект на главный контейнер оказалось не так уж просто, с этим по работе я никогда не сталкивался – было очень сложно. Когда что-то получилось, выглядело это не очень красиво, поэтому 3D был заменен на «выплывание» (scale + opacity).
Ключевой особенностью My-Wins, мне казалось, должна была быть возможность пользователю просматривать победы из той сферы жизни, которая ему интересна, исключать из его ленты победы из совершенно другой области, ведь он мог оценить их не должным образом. Была придумана система категорий с множеством подкатегорий.
Я считал, что пользователь, желающий читать про достижения в области математики, не должен видеть успехи школьников по этому предмету. Поэтому были созданы сотни разных категорий и подкатегорий, которые были призваны помочь пользователю читать то, что ему интересно. В общей сложности было создано около 3000 категорий и подкатегорий с английским переводом каждая. На это ушло очень много времени и, как оказалось, впустую. Но об этом чуть позже.
В целом, основной функционал я рассчитывал закончить за несколько недель, но закончил за 3 месяца. Я долго возился с главной страницей (слайдером побед), где применялись фильтры и сохранялась история. Долго перебирал значения свойств CSS, чтобы все смотрелось как можно лучше. Очень непросто оказалось написать текст для главной страницы. Но так или иначе базовый функционал был сделан к сентябрю.
Запуск
Хостинг был выбран облачный. Настройкой серверов я никогда не занимался, поэтому попросил знакомого за небольшую сумму сделать это за меня. Далее я начал настраивать авторизацию – Facebook, Google и Вконтакте и по-быстрому все тестировать.
В октябре я пригласил своих друзей и попросил их добавить хотя бы по одной победе. Думал, что это даст резкий старт распространению информации о проекте. Однако оказалось, что почти у всех много дел, и большая часть смогла только зарегистрироваться. Это меня немного огорчило, но взглянув на ситуацию с другой стороны, я понял, что у людей есть свои дела и проблемы, и вряд ли стоило рассчитывать, что одной просьбой к друзьям можно было привлечь тысячи пользователей.
Начинать какую-либо рекламную кампанию с 5 победами было бессмысленно – слишком мало контента. Поэтому я обратился к Адвего (биржа статей) за помощью. Создав там заказ на добавление новых побед, получил весьма хороший отклик авторов. Многие из них хвалили проект, благодарили за оплату и хотели продолжать сотрудничество. Похвала меня первое время очень радовала, но наблюдая за посещаемостью, я стал понимать – что практически никто из авторов на My-Wins не возвращается! Авторы, написавшие победу, просто выполняли свою работу.
Тем временем я решил добавить комментарии, без рейтингов, ответов, подписок – просто комментарии. Это было быстро сделано за выходные. Кроме того, мне начали поступать жалобы на раздражающий CSS эффект, тот, над которым я сидел не один день! Как же так? Мне-то он нравился! Добавил в настройки профиля чекбокс, который его убирал.
В ноябре решил, что пора добавить систему подписок, ведь пользователю будет важнее в первую очередь прочесть победу своего знакомого. Параллельно я продолжал проверять каждую работу авторов, добавлять недостающие категории в базу данных. Постепенно это начинало надоедать, казалось, что эти категории бесконечны. Все эти виды спорта, хобби, работы, разнообразные заболевания, их классификации – съедали массу моего времени. Взвесив все за и против, я решил заменить Категории системой Тегов. Было неприятно отказываться от работы, на которую, наверное, в общей сложности вложил порядка 50-ти часов. Но Теги оказались очень удобными, а форма фильтрации получилась проще и понятней.
Середина ноября была стартом рекламных кампаний Яндекс.Директа и Google Adwords. Яндекс неприятно удивил отсутствием возможности оплаты пластиковой картой (для нерезидентов), а комиссия банковского перевода в 14 долларов совсем огорчила. Однако самым интересным оказался результат работы этих кампаний.
Конверсия – это регистрация пользователя. И Яндекс и Гугл почему-то считали ее не совсем правильно, реальных регистраций без учета авторов Адвего, было раза в полтора больше. Но в любом случае около 10-15$ за нового пользователя это не дешево. Возможно, такая цена обусловлена своеобразным «продуктом» рекламирования, ведь пользователи вряд ли хотели найти именно сервис оценки достижений. До старта рекламных кампаний я прочел немало статей по их правильному построению. В начале декабря я создал отдельные страницы для тегов, где был ограниченный список побед и призыв к регистрации (например тег Курение). После чего специально для них добавил новые объявления:
CTR (% кликов за показ) увеличился в 2 раза, конверсия осталась прежней.
Плохие результаты поисковой рекламы дали мне понять, что для поиска оптимальной рекламы проект надо продвигать по всем фронтам, включая социальные сети. Были созданы страницы в Вконтакте, Facebook и Twitter. Чуть позже была добавлена система уведомлений по почте о новых событиях.
Сейчас в планах публикация в СМИ.
Выводы
Хорошая идея приходит тогда, когда вы сталкиваетесь с проблемами или ситуациями в реальной жизни. Об этом говорил Пол Грэм и я только сейчас понял, что он имел в виду.
Разработка — это самое простое, что может быть в стартапе. Я очень заблуждался, рассчитывая, что после релиза тысячи пользователей набегут из ниоткуда. Одному управлять продвижением, разработкой и еще параллельно фрилансить не так уж и просто, это сильно изматывает. К Новому году я совершенно выбился из сил и на неделю сделал паузу.
Создание стартапа в одиночку имеет лишь ряд преимуществ – у вас никогда не возникнет конфликт с партнером и все решения, которые принимаются, вам нравятся. А вот недостатков куда больше – ваше решение не всегда верное; проект разрабатывается медленно; вы тратите только свое время, силы и деньги; вы решаете задачи из другой профессиональной области, которые могут раздражать вас и которые могут решаться неверно.
Советы из Getting Real оказались очень полезными – большое количество второстепенного функционала для релиза проекта действительно оказалось ненужным, ведь его можно добавить позже, загрузив на сервер за считанные минуты.
Все эти выводы, это лишь моя точка зрения, и я буду рад получить любые замечания, предложения или советы.
Если вам эта статья показалась интересной, то я с удовольствием поделюсь с вами результатами хабро-эффекта и подробностями продвижения в СМИ в следующей статье.
Автор: smi23