Сколько стоит создать приложение или вся правда о деньгах
Узнав, что я занимаюсь разработкой мобильных приложений, мои знакомые время от времени, спрашивают: «сколько стоит разработать приложение?». И я честно отвечаю: «от 200 долларов». Приложение будет писать на экране HELLO WORLD, его не пропустят в магазин из-за «bad user experience», но работать-то приложение будет!
Самое удивительное, что огромное количество разработчиков и вправду создает что-то за 3000 долларов и даже выкладывает это в App Store.
Некоторые рассказы российских разработчиков поразительно напоминают бродячий сказочный сюжет «о волшебном помощнике»: в духе конька горбунка или золотой рыбки. Из ниоткуда появляются дизайнеры и композиторы и бесплатно творят захватывающие вещи, а программисты со смирением Золушки по ночам строчат изначально гениальный код…
Так и хочется, заглянуть им в глаза и проникновенно спросить:
— Ребят, а вы из какой сказки?
А то в моей суровой реальности разработка качественного, пусть и не большого приложения для Appstore – это долго, непросто и дорого.
Основные статьи расходов при создании проекта:
Статья | Расход |
Дизайн приложения | $ 13 000 |
Создание уникальности | $ 10 000 |
Производство графики | $ 35 000 |
Программирование | $ 45 000 |
Текстовый контент | $ 5 000 |
Локализация | $ 3 000 |
Музыка и звук | $ 1 000 |
Полировка | $ 17 000 |
Маркетинг | $ 30 000 |
Управление | $ 30 000 |
Итого: | $ 189 000 |
Вся раскладка будет сделана на примере нашего приложения "МоиЭмоции". Приложение бесплатное, весь функционал можно посмотреть.
При проектирование приложения мы поставили задачу создать «tool», который при правильном применении позволяет человеку советоваться со своим подсознанием и получать от него адекватный и точный ответ.
Но вернемся к нашим бюджетам.
По всем статьям расходов приведены «адекватные» рыночные цены. То есть те цены, за которые можно нанять грамотного специалиста или outsourcing компанию. Очевидно, что можно найти человека за пиццу и пиво, но это не профессиональный подход. Так можно сделать одно приложение, но не построить студию.
Дизайн приложения – 13 000 долларов
- Дизайнер (для игр – гейм-дизайнер) – 20$ в час
- Art Директор – 30$ в час
- Руководитель проекта – 15$ в час (на полставки)
Прежде чем начать работу над проектом – его надо придумать. Нам потребуется: общая концепция проекта, art bible, определяющий стиль проекта, скетчи, примеры контента, схема экранов и описание основных технологий. Чем больше придумано в начале, тем быстрее и легче делать потом.
Самое печальное – это попытка сэкономить на этом этапе. Мы потратили слишком мало времени на эту работу и поплатились затем слишком значительными переделками.
Для себя мы выработали принцип – на этапе дизайна мы должны сделать документы так, чтобы проект можно было отдать на outsource и быть уверенным, что все сделают как надо.
5 недель, по 40 часов, 65$ в час (совокупно) и вот из бюджета проекта утекли первые 13 000 долларов.
Производство графики – 35 000 долларов
- 2D художник – 20$ в час
- 3D моделер, аниматор – 25$ в час
С точки зрения обычного человека художники работают не просто неторопливо, они работают восхитительно медленно. Причем большая часть этой работы протекает или у них в голове, либо в мелких изменениях цвета, формы и ракурса совершенно незаметных неподготовленному человеку. Это приводит к тому, что полноразмерный, полноцветный рисунок с пристойным уровнем детализации требует двух полных рабочих дней.
Нет, отдельный рисунок может быть сделан за день. Но если вам необходимо их сделать 62 как в нашем проекте – то даже не надейтесь. 2 дня – это минимум. При этом, часть картинок не подойдет и их придется переделывать. Печальная арифметика – 20 часов на картинку, 20 долларов за час, 62 картинки в приложении – и, voilà, мы только что потратили 25 тысяч долларов.
3D и анимации у нас было не много – открываются двери, ездят лифты, поворачиваются зеркала. Всего 5 независимых сцен. На моделинг, скининг и прочие 3D-шные навороты ушло 210 часов.
Еще 250 часов времени съела отрисовка всех экранов приложения. Если меня спросят, что они там столько времени рисовали – я не смогу ответить. Но точно знаю – особо быстрее быть не могло – никто не халявил и все работали в полную силу.
Программирование – 45 000 долларов
- Senior programmer – 35$ в час
Я заметил странную закономерность – если спросить у программиста, сколько времени потребуется для создания «обозримого» по своим размерам продукта ответ всегда одинаков – 2-3 месяца. Вроде и проекты разные и платформы и языки – а все равно 2-3 месяца.
Еще более странно, что это правда. Через два месяца у вас на руках будет почти работающий прототип вашего приложения. Им будет невозможно пользоваться, но большая часть функциональности будет присутствовать.
И раз за разом, в разных проектах, оказывается, что доводка функционала до ума требует в 3-4 раза больше времени, чем прототипирование, которое программистское эго ловко выдает за готовый продукт.
В нашем проекте пришлось выкинуть созданный на движке Cocos2D прототип, так как дешевое псевдо-3D, которое мы хотели использовать выглядело убого и корчилось как полудохлый таракан под пальцами пользователя, вместо того, чтобы порхать бабочкой и струиться шелком.
По факту – программирование до почти релиза заняло 8 месяцев и обошлось в 45 000$
Создание уникальности – 10 000 долларов
В современном AppStore приложений больше, чем жителей в Иркутске. А это значит, что просто обычное приложение не заинтересует никого – ни покупателей, ни журналистов, ни сам Apple. В приложении должно быть что-то, что реально отличает его от остальных. Это может быть необычная физика, уникальный геймплей, особенная технология распознавания речи или психоделический художественный стиль. Но чем бы это не было – оно потребует времени и значит денег.
В нашем приложении такой уникальностью стала научная психология (в противовес популярной, которая в женских журналах). Для получения первичных данных мы провели масштабное исследование, в котором приняло участие более 500 человек из нескольких десятков стран. Нам пришлось платить за создание методики, и за привлечение людей в исследование, за статистическую обработку и за научную экспертизу со стороны факультета психологии СПбГУ, за обзор литературы по теме (да, имея научные степени по психологии, мы все равно заказали обзоры литературы по заданной теме, чтобы быть совершенно уверенными в себе)…
В итоге мы получили проективную методику, которая работает на мобильном устройстве и обеспечивает точность диагностики эмоционального состояния человека больше 75%. Люшер со своим тестом нервно курит в сторонке.
Общий бюджет на разработку «психомеханики», как мы назвали научную сторону нашего приложения, составил 10 000 долларов.
Создание текстового контента – 5 000$
Приложение требует глубины. Иначе пользователю будет «нечем» в нем пользоваться. В навигаторе – это карты, в злых птичках – уровни, в нашем приложении – 5 разных вариантов использования и 62 возможных результата. При перемножении они дают 310 различных интерпретаций полученного результата. 310 умеренно коротких, осмысленных, содержательных, красивых и грамотных текстов.
Это чертовски много – это целый роман, состоящий только из коротких глав. Наши тексты писались совместно командой психологов и писателем-фантастом Святославом Логиновым.
Локализация – 3 000 долларов
- 15-25 центов за слово
Российский рынок – маленький. Для продукта ценой в несколько долларов, заработать на российском рынке очень не просто, для этого надо изначально создавать что-то, что понравится всем, но при этом заточено специально для русских.
Русский | Google переводчик | Литературный перевод |
Это состояние подталкивает к глубокому и тонкому восприятию, обостряя чувства и оберегая от резких действий и решений. | This state is pushing for deep and subtle perception, exacerbating feelings and protecting them from harsh actions and decisions. | This state fosters a deep and acute perception, sharpening your senses and safeguarding against sudden actions and decisions. |
Мировой рынок в 50 раз больше. Но чтобы что-то сделать для него, надо заговорить на языке клиента. Каждый текст должен быть переведен профессиональным переводчиком и вычитан носителем языка, с правильным образованием и опытом. Мы локализовали наш продукт (70 000 знаков) на английский и французский. Это скушало кучу времени, нервов и 3000 долларов (и да, это было очень недорого).
Звук и музыка – 1000 долларов
Вход в здание, в котором находится наш офис закрыт решеткой с кодовым замком. У этого замка есть уникальная особенность – при нажатии кнопок и открытии двери не издается ни звука. И хотя код работает – в половине случаев мне приходится встречать гостей, которые, понажимав кнопки, не поняли, что дверь открыта.
В приложении практически любое действие пользователя должно быть озвучено. 43 разных действий – и на каждое свой звук. А еще должна быть музыка. И она должна отражать атмосферу приложения, и по-хорошему должна вырасти из штанов MIDI файлов начала 90-x и зазвучать оркестровой полифонией. Некоторое время назад я купил игру Bastion только из-за потрясающей музыки – тем более, что игра стоит не сильно дороже альбома.
Нам повезло — музыку и звуки нам написал «по дружбе» Александр Дмитриев, озвучивающий проекты для Rovio и Mountain Sheep. В нашем скромном приложении 20 минут музыки, написанной специально для нас. За все мы заплатили мизерные 1000 долларов.
Полировка – 17 000 долларов
Полировка, это такой гадкий процесс, когда в приложении почти ничего не меняется и при этом все заняты. Туда подвинуть, тут подправить, здесь немного переформатировать, здесь поведение не очевидно, а тут приложение вообще вдруг повисло.
На полировку ушло полтора месяца – работы художника, программиста и руководителя проекта. И даже сейчас в проекте полно шероховатостей, которые цепляют взгляд профессионалов всех мастей. 6 недель, 20$ за художника, 35$ за программиста, 15$ за руководителя (он, слава богу, не на одном проекте) – и вот мы прощаемся с 17 000 долларов.
Маркетинг – 30 000 долларов
Про маркетинг написаны предыдущие две части статьи:
Как стать миллионером в AppStore или немного формул про продвижение и продажи. Часть 1
и
Как стать миллионером в AppStore или немного формул про продвижение и продажи. Часть 2
Мы потратили около 10 000 долларов на исследования и эксперименты. Сделали успешный выход в русском AppStore, получив 3 место в категории и 40 в общем рейтинге. Но улетели настолько быстро, что пришлось изучать как устроен рынок и что у нас не так.
Мы поменяли название и иконку. Количество загрузок выросло в 10 раз. Для того, чтобы выйти в США и по миру надо бы 50 000. Но заложим 30 000.
Управление – 30 000 долларов
- Руководитель проекта – 15$ в час
Ну и последнее — всем этим процессом приходится управлять. Даже в небольшом проекте занято больше 10 человек, их работу надо координировать, надо держать в одной голове, что происходит, и какой результат мы хотим получить в итоге. Надо отсматривать получившееся и разруливать противоречия. В общем, приходится тратиться на человека, который в течение всего проекта не создает ни одного байта попавшего в приложение. При общем сроке разработки в год – простая арифметика начинает напоминать серию фильма ужасов – 15 долларов, на 40 часов в неделю, на 50 недель в году – за такие деньги можно купить новый приличный автомобиль…
Финал
Да, можно было сделать дешевле.
Можно было даже сделать гораздо дешевле.
На многих вещах можно было сэкономить, часть не делать совсем.
Но стоило ли начинать, чтобы сделать безвкусную поделку? Я не знаю никакого секрета успеха, но точно знаю, что делать надо то, чем будешь гордиться сам.
Автор: DenisVitman