Я хочу сделать стартап, ждет ли меня успех?
Посвящается всем стартаперам, предпринимателям и начинателям разных проектов.
Сегодня по дороге на работу я задался вопросом, а ждет ли успех всех тех, кто что-то затевает?
В ИТ-сообществе (да и не только) ведь много талантливых творческих людей, которые могут сделать что-то свое. У вас для этого есть опыт (пусть и не всегда тот, что необходим, но вы ведь разберетесь), есть знания, зачастую подтвержденные всякими сертификатами, у вас креативное мышление, вы всегда находите решения поставленных задач, вы справляетесь практически с любыми препятствиями. И рано или поздно вас посещают мысли о том, чтобы реализовать себя не только как «знатного» специалиста той замечательной компании, в которой вы работаете, но и как личность, известную и уважаемую более широко, например, на вашем рынке, в вашей отрасли.
Многие, кто начинают или хотя бы задумывают свое дело, хотят обрести некую свободу, самодостаточность, открыть новые возможности, например, не работать больше на дядю, а значит больше времени уделять семье, путешествовать тогда, когда захочется, а не тогда, когда отпустят в отпуск, и столько, сколько захочется, а не две недели. Многие хотят обрести славу и известность. Есть и такие, кто ищет признания или просто реализуют свои амбиции, я имею в виду именно зрелые разумные амбиции, а не юношеский максимализм или больной фанатизм. Например, когда дизайнер рисуют свою схему метро и предлагает ее на конкурс, чтобы внести вклад в жизнь общества (ведь известность и деньги уже есть). Или когда журналист пишет книгу просто о жизни людей в большом городе и их поведении, а не снова про новости.
Итак, вы созрели что-то такое космическое «замутить» и хотите понять, ждет ли вас успех?
Рассмотрим два примера.
Но прежде я хочу выделить несколько категорий деятельности: проект, стартап, бизнес и хобби. Это мое субъективное деление, чтобы было чем оперировать. Вы можете ввести любые свои сущности и строить размышления уже на их основе.
Пример первый
Я или мы (небольшая команда) решили сделать стартап. Пусть это будет сайт продажи ж/д и авиа билетов. (Здесь «я» — это абстрактная личность, не автор статьи.)
С первого взгляда звучит неплохо. Вполне реализуемо, есть конкуренция (да, будет трудно пробиться, но все же, мы обязательно что-нибудь ПОТОМ придумаем, как отжать свою долю, а СЕЙЧАС пока сделаем, надо же уже начинать, нельзя терять ни минуты в этом стремительном мире), есть сформировавшийся рынок, значит, будут деньги, и вот она — СВОБОДА!!!
А теперь посмотрим повнимательнее, попробуем порассуждать.
Во-первых, это уже не стартап, потому что не предлагается рынку ничего нового. Да, может просто появиться еще один игрок. Соответственно, нельзя от этого сайта ждать того, чего обычно ждут от классического стартапа, т.е. никаких новых рынков, никаких взрывов популярности, никаких продаж за миллиард баксов, ничего такого. Успеха классического стартапа у вас не будет. Все сливки уже собрали те, кто первыми достойно воплотили эту идею в жизнь. (Хотя всегда есть шанс. что придет какой-нибудь Facebook и убьет какой-нибудь MySpace, но это все же исключение, чем правило.)
Теперь у нас осталось два варианта: это либо проект, либо бизнес.
Если это проект, то результатом этого проекта будет сайт. Пусть вы три месяца или полгода делали-делали сайт и наконец, сделали. Это и есть ваш успех. У вас крутой сайт, на нем можно удобно и быстро заказать/купить билет, все красивенько, никаких глюков и тормозов. Или вы ждали другого успеха? Что вы хотели? Сделать что-то крутое для своего портфолио, или получить новый опыт и знания, вы их получили, смело пишите в своем резюме, что освоили новые технологии, научились скрещивать ежа с ужом, при этом ежеуж получается вполне живой. Возможно, теперь ваш опыт пригодится какому-нибудь работодателю и вас куда-нибудь возьмут. Успеха классического стартапа и в этом случае ждать не стоит. Максимум сейчас можно попытаться продать свое детище, отбить затраты.
И тут вы скажете, как же так, вовсе НЕТ! Это только первая стадия, начальный этап. Нас интересует не столько сайт, сколько бабло, которое на нем мы хотим заработать, ведь все затевалось ради свободы, независимости, мы не хотим обратно к дяде.
Хорошо, тогда рассмотрим третий вариант, ваш сайт — это классический бизнес купи-продай с элементами информационных технологий. Тогда надо все мысли пустить в другое русло, важен не сайт, сайт это всего лишь инструмент, важен поток покупателей билетов, вы же бизнес строите или как? Если сайт теперь не так «идейно важен», то можно и не так круто его делать, простой «бесплатный» дизайн, ну может подвиснет где, если долго на нем сидеть и много всего искать, типа память течет, ну и пусть себе течет, мы же бабло делаем, а не технологии какие-то. Главное чтобы билеты были у нас самые дешевые, а маржа самая большая. Вот, здесь ваш успех — это деньги. Если вам удастся их заработать, значит, проект успешный. Осталось провести анализ, сколько нужно средств и усилий (и есть ли они у вас), чтобы вклиниться на этот рынок. Это долгая и кропотливая работа, и никакого мошенничества, также как если бы вы посреди торговых рядов построили своими руками теремок и начали в нем потихоньку продавать пирожки. Да, отдача может быть и даже будет, если все правильно и планомерно делать, но не взрывная и не от того лишь, что вам в голову пришла такая гениальная идея и вы ее замутили.
Вам, наверное, хочется услышать, можно ли все-таки из этой идеи сделать какой-никакой, но стартап, раз уж задалась статья про стартапы. Я думаю можно. Если попробовать посмотреть на все это через другую призму, сразу появятся различные варианты. Первое, что мне пришло в голову — сделать биржу неиспользованных билетов. Суть в том, что не у всех всегда получается так, как задумано, то в отпуск не отпустили, то заболел, то перехотелось куда-то ехать или лететь. И у вас на руках оказывается билет, который вам не нужен. И вы можете либо просто забить на него и выбросить, потеряв всю его стоимость, либо поехать на вокзал и сдать с какой-то комиссией, причем чем ближе к отправлению, тем дешевле. Еще есть всякие «барыги», которые выкупают или бронируют места, и потом дороже перепродают тем людям, которым очень нужно.
Вот тут и получается что-то новое, что можно теперь назвать стартапом.
Как видно, рынок как бы есть, но не сформирован, не оформлен отношениями, вам его придется строить. И что нам нужно сделать?
- Пройтись по всем ж/д и авиа компаниям и собрать статистику возвратов билетов.
- Узнать, сколько возвращенных билетов не успели продать (потому что человек приходит, грубо говоря, за неделю, ему говорят, что билетов нет, и он берет билет на следующий рейс, а не говорит, хорошо, я приду в последний день, вдруг что освободится).
- Собрать статистику, сколько человек не сдало билетов и при этом не уехало.
Получаем число пустых мест, которые могли бы быть проданы — это наш рынок возможностей.
Потом собрать как-то статистику, сколько желающих уехать/улететь не смогли этого сделать в силу отсутствия билетов — это наш рынок потребности.
Теперь самое сложное: предложить перевозчикам решение их проблемы «пустых мест», как-то пролоббировать новые механизмы вращения (обращения) билетов, например, введение «права переуступки» билета, когда один человек от него отказывается, а другой соглашается им воспользоваться. Все это реализовать, чтобы человек входил на сайт, вводил данные, после чего его билет попадал бы в пул возвращенных билетов и «опоздавшие» купить теперь могли это сделать.
Как видно из примера, здесь уже есть подводные камни, а сколько их на всем пути еще встретится…
Теперь вопрос, которым я сегодня задаюсь, ждет ли меня успех, если я сделаю подобный стартап (не этот конкретно, а вообще), при этом не просто сайт, а от начала и до конца, от проблемы до ее решения. Как вы сами думаете? Мое мнение — да. Сможете ли вы это сделать в одиночку — скорее нет.
А есть ли куда расти такому стартапу, спросите вы? Скорее да. Например, выйти на новые рынки, потом на рынок всех билетов (кино, театры, футбольные матчи и прочее): обмен, возврат, перепродажа. Меняю два билета на Петросяна в первом ряду на два билета на футбольный матч Спартак-Динамо, ну кто-то, соответственно, наоборот. То есть успех может быть многократным.
Пример второй
Если в первом случае я говорил про что-то такое инструментально-сервисное, то здесь было бы логично упомянуть что-то контекстное.
Второй пример я приведу более жизненный, приземленный, т.е. то, что доступно большинству, что не так сложно сделать.
Я (весь один такой герой, команда мне тут уже не нужна) решил сделать стартап — сайт, на котором я буду писать статьи.
Звучит, конечно, не так обнадеживающе, но все равно имеет право на жизнь. Порассуждаю.
Контекстный сайт — вообще не стартап, только если вы не меняете парадигму публикации в Интернете.
Значит, вы взяли какую-то CMS, какую-нибудь тему оформления, ну там, плагины еще установили — и все, сайт готов. Второй вариант, вы сами написали свою CMS для своего сайта, это, конечно, труднее оправдать на начальном уровне, ну допустим. Успехом тут пока не пахнет, вполне нехитро получилось.
Дальше началось наполнение. Пусть вы насочиняли десяток-два статей, еще сотню с других ресурсов переписали своими словами, каких-то может авторов еще привлекли. Пока ваш успех — это то, что вы не остановились и что-то сделали. Денег тут нет или совсем мало, аудитория, может и постоянная, но узкая. Вы в их лице — молодец, спасибо, помогли, собрали нужную информацию в одном месте. Можно попытаться недорого продать. В общем, это либо хобби, либо маленький проектик.
Возьмем более мощный пример, это специализированный журнал или СМИ. Тут чистой воды бизнес. Я покупаю уникальный или эксклюзивный контент, размещаю на сайте, показываю рекламу, отбиваю деньги, часть прибыли в карман, остальное снова в дело. Вполне рабочая модель. Но не стартап. В чем успех — в том, что вы теперь работаете на себя, а не на дядю. Без стартового капитала — это сложно начать, со стартовым — не интересно, если вы в душе не журналист. А так, часики тикают, денюжка капает, подумаю, что еще можно запустить.
Ну и напоследок, можно ли в контентном мире придумать что-то такое, что можно назвать стартапом? Мне как-то сложно это сделать или уж с очень большой натяжкой. Например, это какие-нибудь агрегаторы и фильтры информационных потоков. Тут сразу возникнет вопрос, а действительно ли он контентный, или все же это сервис рекомендаций. Со стороны пользователи видят контент, а не сервис, изнутри — контент не создается. В общем, все неоднозначно. Если вы создадите еще один такой сервис, успех вряд ли придет, но кое-чему вы научитесь. Можно еще вспомнить YouTube, да, стартап, отличный стартап.
Итог всему вышесказанному
Не обманывайте себя подменой понятий. Мол, я пытался сделать Фейсбук, но у меня ничего не получилось. Вы ведь вряд ли действительно пытались сделать Фейсбук, максимум сделали какой-то сайт, движок, API. А пытались ли вы выстраивать сообщество вокруг всего этого, кто бы этим пользовался, искали ли разработчиков приложений для вашего сайта, ездили ли по разным ВУЗам и предприятиям, общались ли с их руководством по поводу использования вашего решения для организации процессов коммуникации и обмена информацией, искали ли вы партнеров и инвесторов, что предлагали им взамен и т.д. и т.п. Вот и выходит потом, что какой-то движок у вас есть, а Фейсбука нет.
Вывод
Определите, что вы делаете: часть какого-то проекта, проект, бизнес-проект, бизнес, стартап, может это просто хобби или еще что-то. Это позволит вам понять рамки вашего успеха: опыт, знания, деньги, признание, удовольствие и т.д. И вы не будете разочарованы неверными ожиданиями, что сохранит и приумножит вашу мотивацию к новым начинаниям.
Ну, и напоследок мое пожелание:
Если вы чувствуете в себе силы, действуйте! Вас не должны останавливать никакие предрассудки и мнения других людей, даже то, что написано в этой статье :) Думайте своим умом и слушайте свое сердце. Пусть у вас все получится с первого раза, а если нет, то обязательно со второго или с третьего. Дорогу осилит идущий. Удачи вам! И пребудет с вами сила!
Автор: StanSemenoff