Чеклист вопросов к проекту: старт, реализация, финал — и 10 советов «в полёт»
Проверьте свой проект: вы летите или думаете, что летите?
Контрольные вопросы на старте проекта:
- Что конкретно нужно сделать на текущем этапе? В целом? Есть ли чётко определённые цели каждого этапа? Как вы определите, что цели достигнуты? Соответствует ли текущий статус заявленным планам и целям или их необходимо корректировать?
- Реалистичны ли эти цели?
- Что случится, если цели не будут достигнуты в срок? Каков план действий?
- Насколько этот проект значим? Например, зависит ли от него место вашей компании на рынке?
- Какую выгоду вам, обществу и инвесторам принесёт проект?
- Достаточно ли хорошо спланирован проект? Все ли в вашей команде понимают пункты плана одинаково?
- Нужны ли внешние эксперты, например, юристы?
- Есть ли у команды опыт работы вместе? Кто будет координировать команду? Важно ли для проекта работать именно вместе — или возможен труд одиночек? Отвечает ли каждый член команды за работу всех остальных?
- Можно ли сократить размер команды? Если нет, то почему? Если да, то почему это не сделано?
- Как вы будете компенсировать форс-мажоры с персоналом, например, что случится, если ваш ведущий разработчик сломает руку?
- Каждый ли в команде в выигрыше от проекта? Кто чем замотивирован? Что будут делать люди после сдачи проекта?
- Чётко ли все слушают руководителя? Есть ли у руководителя достаточно времени на проект? Есть ли у него необходимые управленческие и административные навыки, авторитет в команде?
- Есть ли план промежуточных результатов? Как вы будете отчитываться друг перед другом и инвестором?
- Кто, когда и как должен быть проинформирован о ходе проекта? Кто будет сообщать о достижении чекпоинтов?
На стадии реализации:
- Всё ли хорошо в команде? Мотивация не меняется? Руководство нормальное? Нет конфликтов? Все понимают цели одинаково и знают, что всем выгодно делать этот проект с максимальной отдачей?
- Есть ли запас времени для изменений или срочных новых фич?
- Есть ли чёткий трекинг проекта?
- Все ли понимают приоритеты своих задач? Расставлены ли приоритеты вообще?
- Если план меняется, кто-то занимается обновлением фактических данных в нем, или документы уже давно не соответствуют реальности?
- Кто-то документирует проект — или это отложено на конец?
- Всё ок с затратами? Не выходим за бюджет?
- Всё ок с заданными показателями? Идём по плану?
- Есть ещё какие-то проблемы? Нужно ли что-то менять в команде или планах?
- Можно на текущем этапе уже достичь цели, либо можно приблизиться к ней на этом этапе вплотную, либо по завершении этапа понять, мол, все совсем не то?
В финале:
- Мы всё правильно сделали? Цель достигнута?
- Что вызвало незапланированные трудности?
- Как делается приёмка, вы знаете точную процедуру и список лиц, которые определяют готовность проека? Как определить, что этот релиз — финальный?
- Чему каждый научился?
В целом
Новый проект внутри компании или стартап — это довольно масштабная задача, которая требует синтеза знаний из разных областей, про которые мало что известно, и всё это подразумевает довольно высокий финансовый риск.
При работе над новым проектом-стартапом есть три критерия, которые ограничивают возможности команды:
- Качество.
- Затраты на проект.
- Дедлайн.
Очевидно, нужно постараться уложиться во все три критерия: выдать проект с достаточным уровнем качества, не выйти за пределы финансового плана и сдать проект вовремя. Ошибка в сроках сдачи проекта не всегда критична, но всегда показывает, что есть проблемы либо с реализацией, либо будут — с деньгами.
10 простых советов:
- Ставьте только измеримые конкретные цели и чётко понимайте, как они будут оцениваться.
- Руководитель должен быть в первую очередь мотивировать команду и знать проект, а уже потом — например, уметь писать код. Поставить технического специалиста без навыков общения с командой на роль руководителя — не лучшая идея.
- Всегда разбивайте проект на легко достижимые части, которые обладают некоторой самостоятельной ценностью. Например, для социального сервиса: ядро, сайт, iOS-приложение, Android-приложение, API.
- Всегда планируйте с запасом по времени и деньгам. Никогда не ставьте в план ресурсы, которых у вас фактически нет (точнее, никогда не работайте по таким планам).
- Не забывайте, что ведущие лица проекта нуждаются в творческих паузах — это до 5% их времени. Ещё около 3-5% ресурсов уходят на разные мелкие поломки, болезни и так далее.
- Принять нового человека в команду в стрессовой ситуации — не всегда хорошая идея. Оценивайте все плюсы и минусы, не стремитесь «залечить» проект новыми людьми.
- Правильное распределение времени руководителя выглядит так: 30% — планирование и контроль, 25% — координация команды, 20% — общение с внешними контрагентами, 10% — общение с инвестором, оставшиеся 15% — работа с документами и администрирование.
- Всегда держите руку на пульсе: начинайте каждый день с оценки того, всё ли в порядке с проектом, и туда ли он движется.
- Не проверяйте качество после выполнения итерации, а создавайте такие условия, чтобы каждая часть проекта уже была достаточно подходящей по качеству. Если кто-то делает работу, которую нужно переделывать — это не работа, а пустая трата ваших ресурсов.
- Уделяйте время каждому сотруднику: ваше внимание чаще всего помогает решить проблемы до их появления. Что ещё важнее, человек будет знать, что его труд важен — это хорошо влияет на мотивацию. Звучит немного глупо, но на марафонах становится очень важным.
Надеюсь, эти простые вопросы помогут вам не думать «а, как-нибудь прорвёмся», а сразу чётко понимать, стоит ли работать в выбранном направлении.
Автор: WebPilot