Муда брака
(Муда — потеря ресурсов предприятия без создания ценности)
Контроль оборудования
Что делают на рядовом производственном предприятии, обнаружив, что линия производит испорченные изделия? Приостанавливают производство, и это более чем целесообразно. Однако довольно часто обнаружить брак удаётся не сразу и высокоскоростное оборудование при массовом производстве может выпустить большой объём бракованной продукции. Случается это раньше, чем специалисты заметят нештатную ситуацию и смогут что-либо предпринять.
Сбой сварочного оборудования.
- Все высокоскоростные станки и механизмы должны находиться под постоянным контролем обслуживающего персонала. То есть должны быть контролёры, которые всегда будут находиться поблизости и проверять изделия, останавливать линию в случае возникновения неисправности. Конечно, такая мера скажется на дополнительных затратах на персонал, но, в конечном итоге, они оправдаются, потому что доля брака сократится.
- Оборудование необходимо снабдить устройствами автоматического выключения при появлении брака или поломки на линии. Это как альтернатива или дополнение к предыдущему пункту. Существуют станки, которые производят огромный объём продукции в считанные секунды и, чем прогрессивнее оборудование, тем актуальнее автоматические системы отключения линии.
Накопительный эффект ценности продукта
Из моей публикации возьмём технологический процесс производства провода ПЩ. Он имеет следующие операции:
Первый полуфабрикат «ММ 1,8» содержит затраты прямых и вспомогательных материалов, зарплату рабочего, стоимость невозвратных отходов, электроэнергию на оборудование и многое другое. Если произвели брак, то предприятие несёт эти расходы, условно назовём Х1 руб.
Если произвели брак после второй операции «Волочение», то она содержит затраты текущей операции и предыдущей Х1+Х2.
Как вы поняли, производство брака на последней операции «Скрутка» содержит затраты Х1+Х2+Х3+Х4+Х5+Х6+Х7. В некоторых случаях брак возможно компенсировать его переработкой (дополнительные затраты), но всё же значительная часть расходов в виде оплаты труда и электроэнергии остаётся убытком предприятия.
- Квалификация сотрудников и качество оборудования на многопередельном производстве на последних этапах должны быть предельно высокими. Данный нежелательный выпуск отнимает значительную часть прибыли. Не допускайте брака на последних стадиях производства.
- Бракованная продукция не должна приниматься и передаваться на следующую стадию. Она должна помещаться в изолятор брака с выяснением причин образования. Выяснением брака должен заниматься независимый сотрудник ОТК или Технолог. Помимо необходимой беспристрастности, он не отрвлекает производственного рабочего от сдельного наряда. Результат расследования предназначен в последнюю очередь для депремирования сотрудников, так как это повышает уровень халатности в следующих партиях.
Атмосфера
Немногим выше я написал «не допускайте брака на последних стадиях производства«. На большинстве предприятий после производства присутствуют складские и погрузо-разгрузочные работы. Они также добавляют себестоимость продукции. Допустить порчу, потери, кражи, ошибки отгрузки на этом этапе — непозволительная роскошь. Рассмотрим реальный пример погрузо-разгрузочной зоны одного пищевого предприятия известного бренда.
С точки зрения организации производства и логистики здесь сделано всё для того, чтобы уменьшить собственную прибыль: разбить (она в стекле), перепутать партии или продукции, травмировать рабочих, мешать друг другу. Повторюсь — это тот участок, где продукция собрала в себе все производственные и складские затраты.
Организовывайте благоприятную атмосферу на предприятии на протяжении всего производственного и складского контура.
Система качества
На сегодняшний день в мире авиация имеет беспрецедентную безопасность. Захеревшая техника и всероссийская халатность не говорит об авиакатастрофах в США.
Каждый элемент этой отрасли надёжно контролируется и дублируется. Будь то система управления самолётом, где помимо электроники остаётся пневматика, механика и гидравлика в качестве контура управления, будь то процедура контроля взлёта, которая проговаривается вслух одним пилотом, а проверяется другим.
Отрывок чек-листа пилота B-747:
Полный текст чек-листа доступен по ссылке.
Почему вы не используете этот метод на собственном производстве? Внедряйте системы качества и, как минимум, используйте чек-листы и сопроводительные паспорта.
Чрезмерное отвлечение на брак
Возле произведённого брака «околачиваются» генеральный директор, директор по производству, мастер смены, контролёр ОТК, рабочие… Это внеплановое совещание. А совещание — это уже плохо. А внеплановое, да и с рабочим персоналом — крайне нежелательное событие. Например, часовое разбирательство перечисленных сотрудников стоит 5-10 рабочих человеко-часов (5-10 сотрудников х 1 час) [помимо произведённых затрат брака]. Если наличие директора и замдиректора не влияют на затраты продукта, то привлекать рабочих крайне нежелательно в процесс разбирательства. Именно они создают ценность, а остальные паразитируют на них. Как бы это резко не звучало, но так и есть.
Не отвлекайтесь на брак и не отвлекайте других. Не сбивайте производственный график. Минимальными усилиями решите проблему без совещаний.
Халатность
Я считаю халатность одним из главных бичов экономической отсталости нашей страны. Халатность создаёт низкую производительность труда. Однажды я закупал новое весоизмерительное оборудование отечественного производства «Тензо-М». Смотрите каким оно пришло.
Могу ещё привести десятки примеров из собственного опыта, но, думаю, каждый с этим сталкивался.
С помощью психоанализа и причинно-следственных связей дайте себе ответы:
- Почему сотрудник должен выпустить качественную продукцию? (Первый и самый неправильный ответ — потому что вы платите ему зарплату — пропустите)
- Что произойдёт, если рабочий выпустит брак?
- Что произойдет, если рабочий НЕ выпустит брак?
- Какие стандарты качества вы внедрили на предприятии? Чек-листы? Сопроводительные паспорта?
- Какие мотивационные и депремиальные схемы у вас на вооружении?
- Какие меры применяются для ликвидации халатности на вашем заводе?
Автор: