Какие сложности после запуска и как не сдаваться

Какие сложности после запуска и как не сдаваться

От момента запуска первой версии до каких-либо значимых достижений прошло много времени. Этот период длился около двух лет и был самым тяжелым. Большинство проектов, которые как-то стартовали, загибаются именно на нем. Ажиотаж запуска уже прошел, стабильная работа еще не началась.
С какими сложностями мы столкнулись и как мы с ними боролись, я расскажу в этой статье.

Сколько можно платить

По мере развития сервиса расходы не снижаются, а продолжают постоянно расти. Общие суммы уже становятся достаточно большими, а останавливаться нельзя, иначе пропадут все прошлые вложения.

Сколько можно работать

На протяжении нескольких лет все свободное время посвящалось работе над проектом. Все вечера, все выходные посвящены только этому. Плюс к этому собственную работу тоже никто не отменял, потому что других источников дохода нет и проект тоже надо финансировать.

Нет нормальных программистов

Поиск программистов был дополнительным поводом для расстройства. Нашу эволюцию работы с удаленными сотрудниками я описывал в отдельной статье. Искать толковых сотрудников приходилось месяцами, в какой-то момент казалось, что их вообще нет и мы останемся у разбитого корыта.
Но однажды с нами сотрудничал один нормальный программист и мы продолжали искать, веря, что они все-таки существуют.

Конкуренты продолжают появляться

Специально мы никогда не следили за конкурентами, но постоянно так или иначе узнавали о различных проектах в нашей области. Приятных эмоций это никак не добавляло, потому что сами были еще очень далеки от понятия “крупный проект”.

Когда же она наконец заработает

С начала 2010 до весны 2012 суточное количество заказов росло очень слабо. В среднем с 2-3 заданий в сутки до 20. То есть можно сказать, что огонек теплился, но настоящего пламени на протяжении двух лет мы не видели.
Работаешь, работаешь, а оно никак не растет. Добавляешь новые функции, улучшаешь качество, а результатов все никак нет. Заказчики ставят положительные оценки, довольны сервисом, но количество заказов практически не растет.

Непонятно, где брать клиентов

Мы понимали, что заказы не могут появиться без заказчиков. Но действенного плана по привлечению заказчиков у нас не было. Даже когда мы тратили значительные по нашим меркам средства на маркетинг, результатов мы не получали.

Положительных отзывов совсем мало

На сайте с самого начала у нас был отдельный раздел «отзывы пользователей», куда каждый мог написать, что он думает. Мы хотели тем самым показать, что у нас «живой» сервис и мы ничего не скрываем. Но ничем хорошим это не обернулось. Несмотря на удовлетворенность заказчиков и их положительные оценки, на этой странице негативных отзывов было около 95%. Для пущей «живости» сервиса у нас не было никакой модерации отзывов.
В итоге, негативные комментарии не добавляли нам уверенности и вряд ли убеждали новых пользователей в его полезности.

У вас ничего не получится

Периодически мы слышали негативные прогнозы от «экспертов» и от наших знакомых: «WORKZILLA никому не нужна, сделать такое невозможно». Таких людей всегда будет на порядок больше, чем тех, кто будет в вас верить. Создание чего-то нового — это всегда расширение прошлых границ.

Какие сложности после запуска и как не сдаваться
Думаю, вы поняли, что с поводами для сомнений и переживаний проблем не было. Их было достаточно, чтобы все бросить и заняться чем-нибудь “по-настоящему стоящим”.
Но у нас было несколько спасательных кругов, которые заставляли нас держаться:

Нас двое

Самый главный спасательный круг — это взаимоподдержка. Если бы проектом занимался кто-то один из нас, я уверен, он бы обязательно загнулся. Когда у одного опускались руки — второй активизировался. Даже если настроение у обоих было не на высоте, кто-то первый находил аргументы для продолжения и заражал другого.
Повторюсь, что взаимоподдержка являлась самым сильным стимулятором. Учтите это, когда будете подыскивать партнеров для своего проекта. Хотя, возможно, такую роль может выполнить человек со стороны, который будет периодически вселять в вас уверенность в себе и пинать к работе.

Есть конкуренты — значит есть рынок

Появляющиеся проекты, конечно, пугают поначалу, но потом мы поняли, что рынка практически не существует. И новые проекты будут этот рынок формировать и развивать, от чего мы тоже выиграем.

Все-таки результаты есть

Несмотря на очень медленный рост, он все таки был. И в море негативных отзывов находились позитивные, когда пользователи благодарили нас. Это подтверждало, что мы на верном пути и просто не дошли до желаемого этапа.
Большое количество негативных отзывов — это тоже нормально. Известно, что о плохом говорят значительно громче, чем о хорошем.

Хороший проект сам раскрутиться

Во времена соц. сетей очень хорошо работает “лайк маркетинг”. Если у вас полезный проект, пользователи сами о нем расскажут и приведут друзей. Вас может не устроить скорость развития, но клиенты у вас точно будут. До сих пор рекомендации пользователей остается главным источником пользователей для WORKZILLA.RU

Верить в себя

Как это не банально звучит, нужно верить, что все получится и работать, не сдаваясь. Если есть позитивная обратная связь с рынка, продолжайте идти в этом направлении. Будет тяжело, местами очень тяжело, но никто, кроме вас, этот путь не пройдет.
Конечно, не стоит слепо биться об стену — нужно двигаться с учетом реального использования вашей системы.

Автор: petrzilla

Источник

Оставить комментарий