12 правил плохого менеджера
Никогда не планируйте
Проект, как правило, делается сам собой, вырастает, как дерево: главное — вовремя посадить семена и удобрить почву. Разве вы когда-нибудь встречали чудака, который будет прикидывать, насколько вырастет за год дерево, которое он посадил? Правда в том, что планирование никогда еще никому не помогло сделать хороший проект. Точные сроки — это лишняя ответственность и ненужная головная боль. Диаграммы Ганта — для слабаков. Забудьте о них.
На вопрос «когда нужно?» всегда отвечайте «вчера»
Эта невероятно смешная и свежая шутка никогда не утратит своей актуальности. Так вы укрепите свой авторитет перед специалистами и сразу же очень конструктивно дадите всем понять, что нужно поторопиться. Не бойтесь: никому не придет в голову, что вы сами провалили все возможные сроки, и с помощью такой постановки задачи избегаете личной ответственности и пытаетесь переложить проблему с больной головы на здоровую.
Собирайте побольше совещаний
Любой вопрос можно решить, если собрать всех заинтересованных лиц в одном месте. Лучше всего проводить такие встречи при личном физическом присутствии всех участников, и только если такой сценарий серьезно нарушит ваши собственные планы, можно рассмотреть вариант телефонной конференц-связи или чата в скайпе. При этом помните, что ваша единственная задача — собрать всех участников вместе и дать им возможность договориться. Не планируйте повестку, не думайте о возможном дроблении рабочего дня, не прикидывайте стоимость проведения совещания, не рассылайте письмо о достигнутых договоренностях. Люди знают, что им делать, и разберутся без вас. Не мешайте им делать свою работу, берегите свое время и нервы.
Никому не доверяйте
Если вы не параноик, это не значит, что за вами не следят. Люди кругом — как правило себе на уме, и только и ждут удобного случая, чтобы оставить вас в дураках. Не забывайте об этом ни на минуту. Контролируйте каждый шаг своей команды, почаще стойте над душой у специалистов. Вместо обсуждения результатов работы запрашивайте ежедневный отчет о потраченном времени с детализацией по минутам. Подвергайте сомнению все, что говорят участники команды — никому не верьте на слово, и дотошно проверяйте каждый мелкий факт, о котором вам сообщают. Люди, с которыми вы работаете, злы и коварны, у вас с ними разные цели и задачи. Не забывайте об этом ни на секунду.
Не спешите: всегда есть вечера и выходные
Метрику рабочего времени 8х5 придумали трусы и неудачники. Всем известно, что в сутках на самом деле 24 часа, а в неделе — 7 дней. Все это время можно и нужно занять работой. Держите свою команду в тонусе: почаще звоните в нерабочее время и в выходные, заставляйте всех вокруг чувствовать себя вечно виноватыми бездельниками. Помните, что работу всегда можно отложить на вечер или на выходные. Дедлайн в пятницу всегда означает понедельник.
Делайте работу за специалистов
Если кто-то что-то не успевает, нужно ему помочь. Вы же тоже когда-то были разработчиком (дизайнером), и прекрасно знаете, как и за сколько времени нужно делать каждую задачу. Мало того: вы умеете делать работу заведомо лучше, чем любой из участников вашей проектной команды. Сядьте рядом и помогите человеку решить его проблему. Подскажите дизайнеру верное цветовое решение. Укажите программисту, где найти нужную библиотеку. Позабивайте данные в CMS вместе с контент-менеджером. Управленческие методы решения вопросов неэффективны. Не нужно пытаться направить на усиление более квалифицированного специалиста, привлечь дополнительные ресурсы, попросить отсрочку по срокам или дополнительный бюджет. Это плохая идея. Лучше сделать все самому.
Забудьте про «план Б»
Проект, как правило, всегда идет четко по плану. Скоуп работ не меняется, сроки не ползут, заказчик не ходит в отпуск, команда не болеет и круглосуточно находится на связи. Результаты работ принимаются с первого раза, сервера работают без сбоев, тестирование не выявляет критических ошибок, и первоначальное видение проекта не меняется до самого релиза. Не стоит тратить время и силы на просчет этих маловероятных событий. Они никогда не произойдут.
Не думайте о людях
Специалисты, которые делают проект, — это просто винтики бизнес-машины по зарабатыванию денег. Никого не волнует, что они устали, им трудно найти общий язык с заказчиком или между собой, что у них помимо работы есть какие-то дела или проблемы. Вы покупаете их время, и отношения у вас — исключительно товарно-денежные.
Не пишите протоколы встреч
У людей прекрасная память. Участник любой встречи с легкостью может воспроизвести наизусть ее повестку, без запинки обозначить достигнутые договоренности, и через любой, сколь угодно долгий срок поименно перечислит всех участников и зоны их ответственности. Поэтому написание протоколов — пустая трата времени.
Всегда соглашайтесь с заказчиком и с командой
В проектном управлении опасно иметь свое мнение. Особенно, если вы — руководитель проекта. Всегда есть заказчик, который знает, чего хочет, и команда, которая знает, как это сделать. Процесс максимально прозрачный, коммуникация происходит без искажений, вокруг — взрослые и серьезные люди. В ваших интересах избегать конфликтов любой ценой, и лучшая тактика для этого — просто занять наблюдательную позицию, в крайнем случае — транслировать сообщения от одних людей к другим без изменений, с обязательной пометкой «я тут ни при чем, это мнение Петрова».
Нарушайте договоренности
Всем вокруг, в общем-то, плевать, что вы обещаете позвонить и не перезваниваете, опаздываете на встречи, обещаете прислать материалы в понедельник, а отправляете в четверг. Это нормально. Вокруг занятые люди, и вполне понятно, что успеть всё — невозможно. Чтобы к вам не придирались, постарайтесь вообще ничего не обещать, не называть никаких конкретных сроков и по возможности не замыкать на себя ключевые действия в проекте. Нарушать договоренности — естественно и нормально, относитесь к этому философски.
Держите всех в неведении
Выдавайте информацию небольшими порциями и не позволяйте никому в команде проекта видеть целостную и реалистичную картину ситуации. Людям важно знать только то, что требуется в текущий момент времени. Никто не должен задумываться над тем, для чего он делает текущую задачу, что происходит на параллельных участках или у клиента, и что будет потом. Все задачи и этапы в проекте должны быть поделены на маленькие герметичные участки. Клиенту тем более не стоит сообщать о рисках, проколах, возможном переносе сроков. Это лишняя информация. Менеджер не обязан делиться своими планами и видением со всеми подряд.
Автор: beeos